Проделки Стеши
план-конспект занятия по обучению грамоте по теме

Бунецкая Наталья Викторовна

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы по теме "Дифференциация звуков с-ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prodelki_steshi.doc55.5 КБ
Office presentation icon bukva_poteryalas.ppt710.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc31 КБ
Office presentation icon chem_pokhozhi_slova.ppt572.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 «Солнышко»

Сценарий мероприятия  по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей  направленности для детей с ТНР

с использованием ИКТ

Тема: «Проделки Стеши»

(дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ])

Учитель-логопед

Бунецкая Наталья Викторовна

г.Ковдор, 2013 год

Задачи:

Коррекционно – образовательные

  • Учить слухо – произносительной дифференциации звуков «С» - «Ш»  в слогах, словах, предложениях, скороговорках;
  • закреплять умения давать характеристику звукам,  находить сходства при произнесении звуков;
  • совершенствовать  навыки  звуко–буквенного  анализа слов;
  • совершенствовать умения придумывать слова с заданным звуком;

Коррекционно – развивающие

  • развивать зрительное восприятие,  устойчивость и распределение внимания;
  • развивать фонематический слух (умения выделять заданную фонему на слух; определять последовательность фонем);
  • развивать логическое мышление;
  • развивать пальчиковую моторику.

Коррекционно – воспитательные

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игра-презентация «Чем похожи слова?», мяч, фланелеграф, карточки на

                            фланелеграф  с изображением:  стола, сока, маски, капусты, паруса, носа,

                             шапки, шила, катушки, мишки, камыш, малыша, звуковые домики, игра-

                             презентация «Буква потерялась», магнитные доски и магнитная азбука,

                             магниты ( красный, синий, зеленый), игра « Собери предложение», кукла

ХОД  ЗАНЯТИЯ

        Ребята, сегодня мы будем учиться различать два звука.

Но сначала я вам расскажу одну историю.

 В одном городе жила-была вредная, шустрая девочка. Забавлялась она тем, что проказничала. Звали ее Стеша. Она была хулиганка, не хотела учиться и всем мешала. Давайте пригласим ее сегодня к нам на занятие.

(Выставляется кукла Стеша)

Давайте поздороваемся со Стешой.

(Дети здороваются с куклой)

Стеша  приготовила вам стихи. Давайте их послушаем.

(Зачитывается первое двустишие).

Ребята, вы что-нибудь поняли? Чтобы стихотворение получилось правильное и красивое надо правильно переставить слова. Помогите  правильно закончить предложение, исправляя ошибки.

Положили в плошку …КАСКУ.                                Сочинял писатель  … БАШНЮ.

Надевал пожарный … КАШКУ!                                Рисовал художник … БАСНЮ!

Сладко спит в берлоге … МИСКА,                        В поле землю я  … ПАСУ,

На столе с салатом  … МИШКА.                                На лугу коров  … ПАШУ!

На лицо надета … МАШКА,                                Как нам хочется  … ШУМЕТЬ

Имя нашей кошки … МАСКА!                                Спать спокойно, не … СУМЕТЬ!

        Отлично. Вы очень быстро исправили все ошибки. Стеша, теперь твои стихи звучат правильно.

         А теперь ты посмотри, как будут заниматься наши ребята.

(Усаживают куклу)

Проходите  к компьютеру и садитесь на стульчики.

Посмотрите на картинки. Подумайте и скажите, что объединяет  эти картинки.

Правильно, в начале в названии всех картинок звучал звук [с], а в других словах – звук [ш].

А теперь придумайте слово, в котором:

  • для детей слабой подгруппы -  есть звук [с] или [ш];
  • для детей сильной подгруппы – звук [с] или [ш] в конце слова.

Вы догадалась, с какими звуками будем работать на занятии ребята? Назвать эти звуки?

Молодцы. Это звуки [с] и [ш].

        Ребята, давайте  научим  Стешу правильно произносить звуки [с] и [ш].

Вспомните и изобразите, как свистит насос? Что для этого надо сделать. Правильно, наши губки улыбаются, язычок прячется за зубки, между зубами есть дырочка, мы на выдохе произносим с-с-с-с-с.

Вспомните и изобразите,  как шар выпускает воздух? Что для этого надо сделать? Вы правы, губки круглые, зубки сближены, но не сомкнуты, язычок, как чашечка за верхними зубами, на выдохе произносим ш-ш-ш-ш.

         Расскажите Стеше об этих звуках.

Расскажите о звуке [С] – согласный, глухой, твердый.

 Расскажите о звуке [Ш] – согласный, глухой, твердый.

        Ребята, обратите внимание: эти звуки  согласные, глухие, твердые. Вот поэтому очень часто их путают в словах и на письме.

        Как мы  можем различать звуки,  давайте покажем Стеше.

Я произнесу слоги, а вы их повторите.

са-ша-са             ши-ши-сы           ша-са-са              ас-аш-ас            ош-ос-ош

шо-со-шо                су-су-шу              ош-ос-ош             ус-ус-уш           ыш-ыш-ыс

        Стеша, ты обратила внимание, как старались наши ребята. Они правильно  повторили все слоги.

А теперь другая игра «Наоборот»

Замени звук [с] на звук [ш]

сок -  ...                стуки - …                сутки - ...                 скала - …               басня -  ...     миска -  ...              нас - ...                 каска -  ...          усы  -  ...                вас  -  ...

        Садитесь на  стульчики и посмотрите на фланелеграф.  Перед вами  два домика. В одном живут слова со  звуком [с] в названии,  а в другом  слова со звуком [ш].  Но проказница Стеша сбросила  картинки. Надо поставить их обратно.

(Дети подходят по одному, выбирают картинку и размещают ее в нужный домик).

Картинный материал: стол, сок, маска, капуста, парус, нос, шапка, шило, катушка, мишка, камыш, малыш.

 

                                        

        Стеша, ты помешала нам, но ребята быстро все исправили. Молодцы.

        Стеша, отдохни  вместе с ребятами. Давайте сделаем пальчиковую  гимнастику.

Пальчиковая гимнастика  «Шарик».

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произносится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изображая шар. Затем произносится звук [ш]  - пальцы принимают исходное положение.

Замечательные шарики у вас получились ребята.

А теперь другая игра

Если в слове слышим звук [ш]  -  приседаем . Если в слове слышим звук [с]  - встаем на носочки.

( Педагог произносит слова со звуками [с] и [ш])

Словарный материал:  посуда, машина, кувшин, масло, шапка, квас, галоши, волосы,

    кушак, шалаш, собака, шишка, кусты, сова, слива, школа, доска.

Молодцы. Это было не легко. Садитесь на свои места.

( Дети садятся на стульчики около компьютера)

Давайте читать. Посмотрите, в словах пропали буквы. Какую букву стерла проказница Стеша: [С] или [Ш]? Поставьте их на место.

Игра – презентация « Буква потерялась»

 (При правильном прочтении слова появляется картинка)

         Вы великолепно справились с этим заданием. Все буквы расставлены на свои места.

А теперь садитесь за стол. На магнитной доске для каждого приготовлены слова.

Но Стеша  переставила буквы в словах так, что слова не узнать. Переставьте буквы и выложите слово.

(Детям даются слова  различной звуконаполняемости:

  • бегло читающим детям – слова из 5 букв:

МЫШКА                НОСОК                СПИНА                КОШКА                КУСОК

  • детям, читающим по слогам – слова из 3 букв:

ШУМ                СОК                ШИНА                СИТО                ШИЛО

Дополнительное задание (для детей, раньше выполнивших задание):

        Выложите схему вашего слова.

        Ребята, правильно ли выполнили задание дети, давайте вместе проверим. Прочитайте слова, которые у вас получились, покажите схему вашего слова.

        Посмотри Стеша,  все слова составлены, а некоторые ребята успели выполнить еще и дополнительное задание. Все  очень постарались, молодцы.

        Ребята,  Стеша приготовила для вас необычное задание. Расставьте  слова в предложении по размеру, начиная с самого большого, и прочитайте его.

(Слова предложения находятся на фланелеграфе в произвольном порядке)

        Вы все были внимательными, наблюдательными и предложение мы собрали. Стеша, твое задание выполнено.

        Я знаю, что Стеша очень любит веселиться.  Давайте все вместе  сыграем в игру

 «Веселые чистоговорки» Ребята повторите за мной четко и быстро скороговорку: «Саша шапкой шишку сшиб».         

 (Дети по очереди четко и быстро проговаривают скороговорку)  

        Это было весело. Все ребята очень старались, хоть им было трудно.

Стеша, видишь,  как бы ты ни старалась, а помешать, нам заниматься не смогла. Думаю, теперь ты поняла, как важны занятия. В следующий раз не мешай заниматься.

        Ребята,  прислушайтесь, как звучит слово Стеша. Подумайте, почему она пришла к нам на  занятие? Давайте покажем  ей, как мы научились  правильно произносить звуки [с] и [ш] в словах. Повторите за мной слова: сынишка, пастушок, послушный, поспешишь, насмешишь, пушистый, смешить, босоножки, стеклышко, шалость, шелест, сушить.

        Давайте попрощаемся со Стешой.

- С какими звуками мы сегодня играли?

- А что вам понравилось больше всего?

                                                                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква потерялась

Слайд 2

но. с ш

Слайд 3

ЛИ . Т с ш

Слайд 4

ЛИ . А с ш

Слайд 5

. ЛОН с ш

Слайд 6

КАКТУ . с ш

Слайд 7

КАПУ . ТА с ш

Слайд 8

КО . КА с ш

Слайд 9

ШИ . КА с ш

Слайд 10

МЫ . КА с ш

Слайд 11

ПУ . КА с ш

Слайд 12

КАМЫ . с ш

Слайд 13

МА . ИНА с ш

Слайд 14

Молодцы ! Презентация изготовлена Бунецкой Н.В.



Предварительный просмотр:

                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                       

Приложение

                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект новогоднего праздника для детей подготовительной группы "Проделки Снежной Королевы"

Новогодний праздник "Проделки Снежной королевы" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Проводился в разновозрастной старшей-подготовительной группе МБДОУ детский сад №29 ст.НовоминскойПра...

"Проделки Бабы Яги" музыкальная сказка для старших дошкольников

ПРОДЕЛКИ БАБЫ ЯГИ. Сценарий музыкальной сказки для детей старшей группы. (По мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди») Авторы сценария и стихов Е.Е.Соколова. Цель: формировать интерес к т...

"Посуда для куклы Стеши"

Одной из важных задач НОД является: развитие творческих способностей детей.Формирование умения детей переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий, Учить детей, сидящих за одним сто...

Методическая разработка по ПДД "Как ребята научили Стешу быть безопасным пешеходом."

Методическая разработка по обж (младшая группа) Игровое занятие...