Проект "Оздоровительные прогулки с Веселым язычком"
проект по логопедии на тему

Бунецкая Наталья Викторовна

Совершенствование артикуляционной моторики детей, привлечение внимания родителей к данной проблеме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 14 «СОЛНЫШКО»

Практико-ориентированный проект

« Оздоровительные прогулки с Веселым Язычком»

Авторы проекта:

воспитатели: Карасева О.А.

Васюкова Г.В.

учитель-логопед: Бунецкая Н.В.

участники проекта:

воспитанники

старше-подготовительной

логопедической группы № 8,

родители воспитанников

г.Ковдор

2012 г.

Содержание

Пояснительная записка         …………………………………………………............  3

Технологическая карта педагогического проекта …………………………….  5

Возможные риски ……………………………………………………………….  8

Минимизация риска ……………………………………………………………   9

Обоснование необходимости проекта………………………………………...  10

Описание содержания проекта ………………………………………………..  11

Анализ результативности работы проекта …………………………………… 18

Практическая значимость проекта ……………………………………………  18

Список литературы ……………………………………………………………. 19

Приложение  …………………………………………………………………… 20

Пояснительная записка к проекту

        Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка  в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений  артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Основная цель проекта - профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

        Данная работа предполагает совместную деятельность дошкольников, родителей и педагогов по выработке качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).

        В  работу входят следующие материалы:

  • технологическая карта проекта;
  • обоснование необходимости проекта;
  • описание содержания проекта;
  • план реализации проекта;
  • формы работы и взаимодействие педагогов по проекту;
  • формы работы с родителями и детьми по проекту;
  • методические материалы по теме проекта.

В процессе работы по проекту у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Это позволит более быстро и эффективно усвоить  детям  нормы звукопроизношения, устранить имеющиеся нарушения.

Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

«Оздоровительные прогулки с Веселым Язычком»

Тип проекта

Практико-ориентированный

Возраст детей

5 – 7 лет

Исполнители

Воспитанники разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Продолжительность

 среднесрочный ( 2 месяца)

Тематическое поле

Совершенствование артикуляционной моторики детей, привлечение внимания родителей к данной проблеме.

Ресурсы

Методическая литература, интернет-ресурсы, наглядные пособия, настольно – дидактические  игры, игры – презентации, подборка аудио- и видеоматериалов.

Актуальность

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Тормозится и общее развитие детей.

Новизна и перспективность

Введение  специальных игр и упражнений их систематизация в специально организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, в работе с родителями.

Цель

Формирование артикуляционной базы звуков, в более короткие сроки.

Гипотеза

Значимость и результативность коррекционной работы прямо пропорциональна результатам подготовительного этапа.

Задачи

  1. Познакомить детей логопедической группы

с органами речи, их назначением.

  1. Научить детей правильно выполнять

артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.

  1. Апробировать нетрадиционный комплекс

проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Заинтересовать родителей в коррекционно-

развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

  1.  Учить коллективному сочинению сказки.
  2. Развивать коммуникативные навыки в

системе общения «Ребенок – взрослый».

  1.  Развивать познавательные способности и

творческое мышление детей логопедической группы.

  1. Провести мероприятия, направленные на

сохранение здоровья органов речи.  

Этапы реализации

I этап – подготовительный

Цель: организовать систему работы по развитию у детей артикуляционной моторики.

На данном этапе:

  • Подготовка дидактических игр,

электронных презентаций.

  • Знакомство детей со строением

артикуляционного аппарата.

  • Разучивание артикуляционных

упражнений.

  • Знакомство детей со сказками о Веселом
  • Язычке.
  • Создание условий для выработки

правильных артикуляционных укладов во всех режимных моментах МБДОУ.

  • Изучение литературы по теме.

II этап – основной

Цель: систематизировать знания детей об органах артикуляции, выработка правильных артикуляционных укладов.

На данном этапе:

  • Совершенствовать умений детей правильно

выполнять артикуляционные упражнения в различных  формах проведения артикуляционных гимнастик ( выполнение гимнастики в стихах, чтение сказок о веселом язычке, игровые тренинги, пластических этюдах, инсценировках артикуляционных сказок, игры  с настольно-печатным материалом, просмотре компьютерных презентаций)

  • Использование артикуляционных

упражнений во всех режимных моментах МБДОУ

III этап – практический

Цель: совершенствование артикуляционной моторики в самостоятельной деятельности детей.

На данном этапе:

  • Творческая деятельность детей (рисунки,

аппликация, конструирование по теме « Мой веселый язычок»).

  • Создание консультаций для родителей :
  • « Артикуляционная гимнастика – просто и легко»;
  • « Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»;
  • « Как ухаживать за губами зимой»;
  • « Детские зубы – взрослые проблемы»;
  • «Охрана детского голоса»;
  • «Чтоб улыбка сияла».
  • Создание памятки-буклеты  для родителей:
  • « Причины, по которым необходимо выполнять артикуляционную гимнастику»;
  •  « Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»;
  • « Артикуляционная гимнастика – выполняем дома»;
  • «Как ухаживать за детскими зуба»;
  • Оформление стендов с информацией:
  • « Как беречь голос»;
  • « Голосовые правила»;
  • « Как ухаживать за детскими  зубами»;
  • « Чтоб улыбка сияла»;
  • « 12 мифов о речевой гигиене»;
  • «Чтоб улыбка сияла»;
  • « Уход за зубами в домашних условиях»;
  • « Как образуются звуки речи»;
  • Индивидуальное консультирование

родителей по теме.

  • Самостоятельное применение детьми  

дидактических игр и компьютерных презентаций по теме.

IY этап – подведение итогов

Цель: привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению

На данном этапе:

Создание рукописной книги «Прогулки с Веселым язычком»

Результат

  1. Выставка  творческих работ в группе:  

«Веселые язычки», «Смешные лягушата», «Озорные маляры».

  1. Создание рукописной книги.
  2. Пополнение методической копилки по

совершенствованию артикуляционной моторики.

  1. Повышение познавательной активности

детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья.

  1. Сформировавшиеся знания детей об

основных и специальных  упражнениях, направленных на выработку артикуляционного уклада определенных звуков.

  1. Повышение родительской компетенции в

вопросах  речевого развития детей.

  1. Укрепление детско-родительских

отношений.

  1. Взаимосвязь в работе  логопеда, педагогов

ДОУ и родителей воспитанников.

Презентация проекта

  1. Семинара-практикум для  родителей  

«Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность  форм  её проведения»

  1. Рукописная книга «Прогулки с Веселым

язычком»

Возможные риски: поверхностная заинтересованность родителями работой над проектом.

Минимизация риска: помочь осознать родителям, что важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап. Особое место, на котором,  занимает артикуляционная гимнастика.  

Обоснование необходимости проекта

Большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.  Артикуляционная гимнастика одна из них.

Знакомство детей с  артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

 Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Еще древнегреческий философ Аристотиль отмечал, что у детей губы служат для сохранения зубов, но в большей степени связаны с образованием речи. Другой греческий философ Гипократ считал, что воздух производит звук, голова резонирует, язык артикулирует.

Для успешности работы с детьми по совершенствованию артикуляционной моторики необходимо применить проектный метод. Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей и детей и предполагает интеграцию. В проекте можно объединить содержание образования из различных образовательных областей знаний.

Описание содержания проекта

Проект проводился  с детьми старшего дошкольного возраста  5-7 лет логопедической группы. В  проектной деятельности были задействованы все воспитанники  - 11 человек.

Тема работы по проектной деятельности была определена в результате речевых умений детей.

Диагностическое обследование  позволило выявить следующие недостатки:

  • спастичность органов артикуляции;
  • ограничение объема движений лицевой и оральной мускулатуры;
  • наличие слабо выраженных синкенезий;
  • расстройство артикуляции были представлены в виде нарушений произношения свистящих, шипящих, сонорных групп звуков;
  • экспрессивная речь внятная, хорошо понятная окружающим, но в речевом потоке отмечалось нечеткое произношение, легкая смазанность по всем основным фонетическим группам.

Целью  проекта было сформировать артикуляционную базу звуков  в более короткие сроки.  

Формирование кинетических представлений  начинали с названия и показа органов речи.

Для знакомства с органами речи была использована логопедическая сказка в сопровождении красочных иллюстраций. Дети с удовольствием искали органы речи, представленные на картинке и  в собственном отражении в зеркале: надувая щеки, растягивая губы в улыбке,

как лягушка, постукивая зубами, гладя небо языком, пытаясь достать языком до носа, затем до подбородка.

        Следующим этапом работы стало знакомство детей со способом и местом образования звука.

Для формирования артикуляционной базы   использовались упражнения, направленные на такое положение органов артикуляции, при котором звучание близко к акустическому эффекту правильно произносимого звука.

Упражнения подбирались  для подготовки всех групп нарушенных звуков в определенной  последовательности и объединялись  единым сюжетом.

Дети с большим интересом воспринимали  интересные истории, сказки из жизни Веселого язычка, обыгрывали  их с помощью артикуляционных упражнений.    

Для систематизации материала были составлены:  

  • сборник артикуляционных сказок;
  • сказочные истории из жизни веселого язычка;

Артикуляционные  упражнения преподносились  детям в виде  стихов - «Гимнастика  в стихах»,  загадок – «Загадки про органы речи», считалок - «Артикуляционные считалки», образных иллюстраций - «Картотека артикуляционных упражнений», презентаций – « Про Белоснежку и гномов», « Прогулка Веселого язычка», « Утро с котом Мурзиком» и другие.

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие. Поэтому совместно с детьми  одному и тому же упражнению давали  разные названия. Например, положение острого языка «Иголочка»  сравнивали с морковкой, ракетой, острым карандашом.

При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые иголки у ежа и др.

Упражнение «Маятник» можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка шевелит хвостиком», «качаются ветви деревьев».

Для формирования артикуляционных позиций – широкая и узкая «трубочка» - использовались  игровые задания «Покажи, какие предметы бывают круглыми – колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка.

При выполнении упражнения «грибок» – дети  называли грибы: «Соберем сегодня  подосиновики ( сыроежки, маслята)». Таким образом, закреплялись знания  по лексическим темам.

Очень эффективными оказались упражнения, связанные с

развитием движения губ и языка. Так, например, для укрепления круговой мышцы рта использовались такие упражнения, как «Улыбка- хоботок», но более понравилось детям рисование в воздухе палочкой или карандашом, зажатыми между губами, удерживание носового  платочка губами.

Детям очень понравились упражнения на имитацию жевания, открывания рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед.

Для устранения недостатков произношения шипящих звуков, помимо упражнений, направленных на укрепление круговой мышцы рта, мышц нижней челюсти, были использованы  нетрадиционные упражнения для языка, такие как «Не расплескай воду», упражнения с чупа-чупсом, упражнения с зубочисткой и ватными палочками.

        Положительным моментом проекта является сочетание упражнений артикуляционной гимнастики   с упражнениями по развитию мимической выразительности. Например:  

  • «Расскажем сказку вместе»  - комментированный показ мимических и артикуляционных движений, отражающих характер героев известных сказок;
  • «Веселые картинки», «В цирке»  - использование предметных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными выражениями мимической и артикуляционной позы.

        При работе с детьми активно использовались и художественные средства. С детьми разучивались пословицы и фразеологизмы про органы речи, крылатые выражения, веселые стихи про охрану органов речи.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.

        Для разнообразия форм проведения артикуляционной гимнастики использовались дидактические игры:

  • «Волшебные кубики»
  • « Разноцветные кнопочки»
  • «Королевское чаепитии»
  • « Поле чудес»
  • « Загадочные пазлы»
  • « Артикуляционное лото»
  • « Кто быстрее»
  • « Веселый поход»

С их помощью обыгрывались комплексы артикуляционной гимнастики

на любую группу звуков.

Для разучивания, а в дальнейшем и для проведения артикуляционной гимнастики, учитывая склонность дошкольников к подражанию игре, работа по формированию артикуляционных укладов проводилась с использованием дидактической куклы – обезьяны Чичи. Работа с данной игрушкой позволяла  детям расслабиться, раскрепоститься. Они охотнее выполняют логопедическую гимнастику, не стесняясь ошибок. Дети с большим

интересом шли на коррекционные занятия во время подготовительного этапа.

Коллективное создание рукописной книги  «Прогулки с Веселым язычком»,  позволило еще более сплотить детский коллектив, научить детей выполнять совместную работу, договариваться друг с другом, распределять работу между собой, радоваться полученному результату.

Совместная работа родителей и детей над поиском информации по сохранению здоровья речевых органов  способствовало проникновению родителей проблемой речевого развития их детей.

Для повышения педагогической компетенции родителей были разработаны примерные комплексы упражнений для постановки звуков и развитию артикуляционной моторики, картотека артикуляционной гимнастики для родителей.  В них содержатся не только описание артикуляционных упражнений,  но и иллюстрации, которые  помогают  наглядно увидеть правильное положение языка при выполнении артикуляционных упражнений.

Родителям раздавались  разнообразные памятки и консультации:

  • «Памятка для родителей по проведению артикуляционной гимнастики»;
  • «Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики»;
  • «Что необходимо помнить родителям при работе с детьми дома»;
  • «Артикуляционная гимнастика  основа правильного произношения»;
  • «Речевая зарядка: утром и вечером»;
  • «Советы родителям по организации занятий по исправлению и постановки звуков»;
  • «Для чего необходима артикуляционная гимнастика»;
  • «Памятка для родителей для организации занятий по заданию логопеда».

Создание команды единомышленников «родитель, учитель – логопед, воспитатель» позволило повысить профессиональный уровень педагогов, родителей, разработать индивидуально - подгрупповые занятия по подготовке органов артикуляции к постановке звуков.

        Итогом проекта стало проведение  семинара – практикума для родителей  «Атикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения» , на котором дети творчески показали свои знания об

органах артикуляции, продемонстрировали качественное выполнение  артикуляционных упражнений. Родители получили практические рекомендации по организации и разнообразию проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

             

     



Анализ результатов  проекта

Используя в практической деятельности разные средства  проведения артикуляционной гимнастики мы убедились, что  важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап. Особое место, на котором занимает серия индивидуально – подгрупповых занятий с использованием нетрадиционных артикуляционных упражнений для мышц языка и губ, включающие в себя элементы  сказко - терапии, использование элементов телодвижения, развитие мелкой моторики (оригами, лепка, рисование).

В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к  коррекционно - логопедическим занятиям, и  предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка.

Привлекая детей своей формой проведения , артикуляционная гимнастика вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Речь детей становится  фонетически правильной,  более выразительной и яркой.

Воспитание правильной и чистой детской речи - одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.

Практическая значимость проекта

Таким образом, результаты, полученные в ходе проекта, позволили сделать следующие выводы:

  • важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап;
  • особое место занимает серия индивидуально – подгрупповых занятий с использованием нетрадиционных артикуляционных упражнений для мышц языка и губ, включающие в себя элементы кукло - сказко - терапии, использование элементов телодвижения, развитие

мелкой моторики (оригами, лепка, рисование).

В ходе проектной деятельности у детей появился познавательный интерес к коррекционно - логопедическим занятиям. Сформировались устойчивые  представления об органах речи. Дети узнали их названия, назначение.

Список литературы

  1. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: Т. А. Куликовская — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.- 64 с.
  2. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: Е. С. Анищенкова — Москва, АСТ, Астрель, 2006 г.- 64 с.
  3. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста: Е. А. Пожиленко — Москва, КАРО, 2009 г.- 92 с.
  4. Артикуляционная гимнастика: Е. А. Пожиленко — Санкт-Петербург, КАРО, 2007 г.- 92 с.
  5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду: Т. С. Овчинникова — Санкт-Петербург, КАРО, 2009 г.- 64 с.
  6. Биоэнергетическая гимнастика - superметодика третьего тысячелетия: — Москва, АСТ, Сова, ВКТ, 2009 г.- 128 с.
  7. Веселая артикуляционная гимнастика: Н. В. Нищева — Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 г.- 30 с.
  8. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика: Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук — Санкт-Петербург, Литера, 2007 г.- 64 с.
  9. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика: Е. Краузе — Москва, Корона-Век, 2009 г.- 80 с.
  10. Уроки логопеда для всей семьи: Е. С. Анищенкова, В. И. Мирясова — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2008 г.- 176 с.

Приложение



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения»

Учитель – логопед

Бунецкая Н.В.

МБДОУ № 14 «Солнышко»

Декабрь 2012 года

Слайд 1

Слайд 2

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков.

Слайд 3

Однако выполнение этой  задачи связано с определенными трудностями. Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов за взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого слуха и артикуляционного аппарата.

При нормальных условиях, когда  взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют “лепетных” слов, а   дают ему правильные образцы речи и проводят систематическую работу по формированию правильного произношения, физиологические нарушения исчезают.

Слайд 4

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, так как они могут    прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Слайд 5

Любые недостатки речи отрицательно влияют гармоничное на развитие ребенка.

       Оценка речевого развития ребенка обязательна при  поступлении в школу. На основании возрастного недоразвития речи определяются специальные формы и способы обучения ребенка.

Слайд 6

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, мягкое небо, губы.

Слайд 7

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Слайд 8

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

        Слайд 9

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции,

Слайд 10

а также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы.

Слайд 11

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Слайд 12

         Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Слайд 13

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а  качество их выполнения.

Слайд 14

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Слайд 15

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен

быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.

Слайд 16

Упражнения прекращают выполнять при гиперемии

(покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

Слайд 17

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.

  • Улыбнись
  • покажи зубы,
  • приоткрой рот,
  • положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Слайд 18

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.

Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение.

Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Слайд 19

Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики в своих занятиях мы используем  и нетрадиционные формы её проведения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий.

Слайд 20

Для  красочного и забавного оформления игры-занятия используются

разнообразные игры:

«Волшебные кубики»

Слайд 21

« Разноцветные кнопочки»

Слайд 22

«Королевское чаепитие»

Слайд 23

« Поле чудес»

Слайд 24

« Загадочные пазлы»

Слайд 25

« Артикуляционное лото»

Слайд 26

« Кто быстрее»

Слайд 27

« Веселый поход»

Слайд 28

стихотворные тексты        

Слайд 29

          Выполнение таких артикуляционных упражнений не утомляют детей, вызывая у них интерес.

        В работе по совершенствованию артикуляционной моторики  помогают  и игры – презентации.

Слайд 30

Упражнения артикуляционной гимнастики  сочетаются на занятиях  с упражнениями по развитию мимической выразительности. Например: «Расскажем сказку вместе» (комментированный показ мимических и артикуляционных движений, отражающих характер героев известных сказок), «Веселый цирк» (изображение персонажей животных с характерными выражениями мимической и артикуляционной позы).

Слайд 31

пластические этюды

Слайд 32

Для разнообразия проведения артикуляционных упражнений  мы использовали сказки о Веселом язычке.

Слайд 33

Коллективное иллюстрирование книги  «Сказки о Веселом Язычке» позволило еще более сплотить детский коллектив, научить детей выполнять совместную работу, договариваться друг с другом, распределять работу между собой, радоваться полученному результату.

Работа по совершенствованию  артикуляционной моторики проводится на всех занятиях. Во время проведения занятий по лепке, конструированию ребята не только совершенствовали мелкую моторику, но и выполняли артикуляционные упражнения по теме.

Чему мы с детьми научились за этот период коррекционной работы,  мы вам сейчас покажем.

Работа с детьми:

  1. Просмотр презентации « Прогулка Веселого язычка в лес»
  2. Чтение и выполнение артикуляционной  гимнастики с элементами биоэнергопластики  « Прогулка в зоопарк»

Совместная деятельность родителей и детей

        А теперь мы предлагаем Вам, совместно с детьми выполнить артикуляционную гимнастику. Для этого вам предлагаются:

1. Настольно-печатные игры

2. Игры-презентации

3. Книга сказок о приключениях веселого язычка.

        Во врем проведения совместной деятельности логопед и воспитатели оказывают консультационную помощь детям и родителям.

Слайд 34

        Таким образом, мы вам  доказали, что занятия по совершенствованию  артикуляционной моторики   преподносимые  детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов  становится интересными, увлекательными, эмоциональными . Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

        

 

Слайд 35

        Уважаемые родители и ребята. В конце нашего семинара-практикума

Мы хотели бы напомнить, а может быть и познакомить с информацией  по сохранению здоровья речевых органов. для этого мы предлагаем Вам посмотреть фильм « Берегите органы речи».

Слайд 36

Артикуляционная  гимнастика это хороший метод  для достижения позитивного результата за короткий срок,  если вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически точной, связной,  хорошо сформированной речью, являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе!

Слайд 37

Слайд 38



Предварительный просмотр:

Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта.

Со словом губа фразеологизмов не много.

  • В рот не возьмешь - говорят, если еда приготовлена невкусно.

  • Губа не дура - говорят про человека, умеющего выбирать самое лучшее.

  • Заткнуть кому-то рот – значит не дать ему говорить.

  • Каша во рту - человек невнятно говорит.

  • Маковой росинки во рту не было – значит, человек уже давно не ел и его нужно срочно покормить.

  • Молоко на губах не обсохло - говорят, если хотят показать, что кто-то еще молод и неопытен.

  • Набрать в рот воды – это замолчать самому.

  • Надуть губы - обидеться.

  • Рот разинуть – застыть в изумлении перед чем-нибудь,

          поразившим воображение.

  • Хлопот полон рот - говорят, если дел так много, что с ними не успеваешь справляться.

  • Широко открытый рот – признак удивления.

Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы  выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека.

  • Быть в зубах - навязываться, надоедать.
  • Вооруженный до зубов - говорят про человека на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.
  • Заговорить зубы - отвлечь внимание.
  • Зуб за зуб - бранчиво (склонность к брани), неуступчиво, «как аукнется, так и откликнется».
  • Зуб на зуб не попадает - говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.
  • Зуба дать - насмехаться, осмеять кого.
  • Зубом есть - гнать, теснить.
  • Зубы скалить - насмехаться.
  • Зубы съесть - набраться опыта.
  • Зубы чесать - болтать вздор, пустяки.
  • На зуб попробовать - узнать, испробовать непосредственно.
  • Не по зубам что-нибудь кому-нибудь - трудно откусить, не под силу, не по способностям.
  • Нечего на зуб положить - говорят, когда нечего есть.
  • Ни в зуб ногой - совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.).
  • Поглядеть кому в зубы - узнать все о человеке.
  • Поднять на зубка - насмехаться.
  • Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому.
  • Положить зубы на полку - голодать, когда в доме не остается еды.
  • Сквозь зубы говорить - еле раскрывать рот, с неохотой.
  • Стиснуть зубы - не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.
  • Точить или иметь зуб на кого-нибудь - злобствовать, стремиться причинить вред.

     Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен   для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.

  • Бежать высунув язык – очень быстро.
  • Держать язык за зубами - молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.
  • Длинный язык - говорят, если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты.
  • Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло.
  • Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания.
  • Наступить на язык – заставить замолчать.
  • Повесить язык на плечо – очень устать.
  • Попасть на язык – стать предметом пересудов.
  • Прикусить язык - замолчать, воздержаться от высказывания.
  • Развязать язык - побуждать кого либо к разговору; давать возможность кому либо говорить.
  • Распускать язык - не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее.
  • Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
  • Тянуть за язык - сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации.
  • Укоротить язык - заставить кого-либо замолчать, не давать говорить дерзости, лишнее. 
  • Чесать язык (чесать языком) - говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить.
  • Чесать языки - сплетничать, злословить.
  • Чёрт дёрнул за язык - ненужное слово срывается с языка.

  • Язык без костей - говорят, если человек болтлив.
  • Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
  • Язык к гортани прилип - неожиданно замолчать, перестать говорить.
  • Язык проглотить - замолчать, перестать говорить (о нежелании кого-либо говорить).
  • Язык хорошо подвешен - говорят про человека, который свободно, бегло говорит.



Предварительный просмотр:

                                 

Пословицы со словом «язык»

  • Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
  • За твоим языком не поспеешь босиком.
  • Не спеши языком, спеши делом.
  • Язык без костей.
  • Язык до Киева доведет.
  • Язык мой - враг мой.
  • Языком масла не собьешь.
  • Без языка и колокол нем.  
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Язык без костей: работает на хозяина и на гостей.
  • Язык впереди ног бежит.
  • Язык камни рушит
  • Уха - два, а язык - один; два раза выслушай, один раз скажи
  • Язык губит человека, и язык спасает его
  • Что на уме, то и на языке.
  • Острый язык - дарованье, длинный - наказание.
  • Умный думает, что говорит, а глупый говорит, что думает.
  • Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
  • Не спеши языком, спеши делом.

Пословицы со словом «губы»

  • Губа толще — брюхо тоньше.
  • Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
  • Что летом ногой приволочишь, то зимой губами подберешь.
  • Глаза так же красноречивы, как и губы.
  • Съела бабушка зубы, остались язык да губы.
  • От лени губы блином обвисли.
  • Наш Федул  губы надул.
  • Два запора — губы да зубы, а языку удержу нет.

Пословицы со словом  «зубы»

  • Аппетит находиться между зубами...
  • Хвостом виляет, а зубы скалит.
  • Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережет.
  • Даровому коню в зубы не смотрят.
  • Два запора — губы да зубы, а языку удержу нет.
  • Если узел можно развязать руками, зачем тревожить зубы!
  • Злая собака теряет свои зубы, льстивый человек лишается своего достоинства.
  • Зубы есть, да нечего есть
  • Зубы не болят, а все ноет.
  • Зубы разжуют, язык разберет.
  • К старости зубы тупее, а язык острее.
  • Не клади волку палец в зубы.
  • Нет хлеба — клади зубы на полку.
  • Поел бы репки, да зубы редки.
  • Считал бы у себя во рту зубы.
  • Уснула щука, да зубы не спят.
  • Кабы не зубы, так бы и душа вон.
  • Око видит да зуб неймет.
  • Охоча жаба до орехов, да зубов нет.
  • Аппетит находится между зубами.
  • Без зубов Матрена кости гложет
  • Щука сама умрет, но зубы останутся
  • Остры у мыши зубы, но нелегко ей перегрызть кошке горло

Пословицы со словом «горло»

  • Брать за горло.
  • Берет добровольно, наступя  на горло.
  • Влез по пояс, полезай и по горло.
  • Укорный кусок в горло нейдет.
  • Стоит по горло в воде, а пить просит.
  • Большой кусок горло дерет.

Пословицы со словом   «голос»

  • Приятный голос восхищает нас, поет ли человек иль говорит. 
  • У комара хоть голос тонок, да хоботок востер. 
  • Голосом тянет, да умом не достанет .
  • Мал соловей, да голос велик .
  • Глупый человек голос повысит, а умный только посмеется. 
  • Первое – голос, второе – мелодия. 
  • Мудрый человек даже голос подаёт, как руку. 
  • Голос хороший — слова плохие. 
  • Спела бы и рыбка песенку, когда б голос был. 
  • По словам песни и голос.
  • У худой птицы худой и голос.
  • Говори голосом тихим, потому что самый неприятный из голосов есть голос осла.
  • Глупый человек голос повысит, а умный только посмеется.
  • Ветер кликать — зря голос срывать.
  • Приятный голос восхищает нас, поет ли человек иль говорит.
  • Большая река течет спокойно, умный человек не повышает голоса.
  • Без голосу не крикнешь.
  • Всякая птица своим голосом поет.


Предварительный просмотр:

Зубы на полку положить

Смысл этой старинной поговорки: из-за отсутствия материальных средств перейти на полуголодное существование.

Есть работа – кусок хлеба обеспечен, нет – клади зубы на полку и голодай.

 

Зуб иметь

Что это за причудливые сочетания слов, откуда они? Корень их древен, как мир: когда-то они входили в суровые формулы суда и возмездия…

Почти у всех народов на первых ступенях цивилизации был неписаный закон: преступник должен быть наказан таким же злом, какое он причинил обиженному. Убил – будет убит; изувечил – будет так же изувечен. В библии суровый закон этот сформулирован кратко и выразительно: «Перелом за перелом, глаз за глаз, зуб за зуб…»

Наш русский язык не только буквально применил и использовал это древнее законоположение. Мы говорим «око за око, зуб за зуб» (см. это выражение), желая указать на расплату той же мерой.

А кроме того, у нас создалось выражение «зуб иметь» (против кого-нибудь) – то есть затаить против него злобу, досаду, как бы некую неутоленную жажду отмщения, желание свести счеты.

Точь-в-точь такие же постоянные словосочетания существуют и в других европейских языках – у французов, немцев, англичан.

Зубы заговаривать

Доктор зубы лечит, а знахарь или бабка-ворожея их «заговаривает». Они пошепчут-пошепчут около больного, попрыскают его «с уголька» наговорной водицей, и зубная боль должна пройти…

Еще не так давно находились люди, которые больше верили таким заговорам, чем медицине. Но верили им не все; иначе не могло бы случиться, что уже века назад, заметив, что его пытаются обмануть, русский человек сердито прерывал: «Брось ты мне зубы заговаривать! Все равно не поверю!»

«Заговорить зубы» в переносном смысле и значит: уговорить кого-нибудь многословными доказательствами, заставить согласиться с несомненной чепухой.

Не по зубам

Крестьянская еда как правило была не слишком жёсткой, “щи да каша - пища наша”, пареная репа, овсяный кисель – всё это не те блюда, которым требуются здоровые зубы. Даже чёрствую корку можно было размочить, сделав тюрьку, а не жамкать её дёснами. Хотя случались яства, к которым без крепких зубов и не подступишься.

Чай пили вприкуску – недаром родилась поговорка: “Hе твоим зубам сахар есть”.

Любимым лакомством ребятни были орехи и пряники, которые пока доедут до малолетнего потребителя, сто раз успеют окаменеть.

Hа солонину шёл как правило старый непродуктивный скот, так что убоина из богатых щей, сколько их ни уваривай, тоже не всякому по зубам.

То есть, зубы требовались для лакомых и дорогих кушаний. Из этой парадоксальной ситуации и родилось выражение с двойным смыслом. Если какая-то задача человеку не по зубам, значит, справиться он с нею не может, да никто это ему особо и не предлагает.

Назубок знать

«Знать назубок» – значит превосходно выучить что-либо: стихотворение, рассказик, актерскую роль; вообще – отлично в чем-нибудь разбираться.

Считается даже, что это выражение было особенно употребительным когда-то среди школьников. Может быть, они его и изобрели?

Нет. Было время, когда слова «знать на зубок», «проверить на зубок» понимались почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колеи и других изделий из благородного металла.

Возьмешь монету в рот, прикусишь ее зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит, она подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться и подделка, сработанная фальшивомонетчиком: внутри полая или отлитая из мягкого олова, свинца; на таком изделии человеческий «зубок» тотчас же оставлял изобличительные отметины.

Око за око, зуб за зуб

В глубокой древности суровые слова эти были формулой правосудия; означали они: «Преступник должен платиться тем же, в чем пострадала его жертва. Отсекший руку да потеряет руку, выбивший глаз (око) должен расстаться со своим глазом».

Позднее они как закон были записаны в библии.

Многие древние народы, и русичи в том числе, придерживались сходных законов. Правда, уже очень давно было разрешено «откупаться» «от телесной кары» деньгами, а это было выгодно – разумеется, богатым людям.

Сейчас изречение приобрело более мирный смысл. У нас оно значит то же, что: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».

Типун тебе на язык

Ясно, что это пожелание, и притом не слишком дружественное. Но каково его значение?

Когда у вас дома будут готовить на обед курицу, и осмотрите ее язык. На самом кончике вы увидите роговой бугорок, помогающей птице клевать. Это «типун».

Бывают болезненные твердые прыщики на языке человека; кое- где у нас их тоже называли «типунами» и считали признаком лживости. Соврал что-нибудь - и готово: сидит «типун».

Из этих наблюдений и суеверий родилась заклинательная формула: «Типун тебе на язык!» Ее основное значение было: «Ты лжец: пусть у тебя появиться типун на языке!»

Теперь значение этого заклинания несколько изменилось. «Типун тебе на язык!» - ироническое пожелание тому, кто высказал  недобрую мысль, предсказал неприятное.

Губа — не дура

         Это высказывание принадлежит А.С.Пушкину.

Как-то известный псковский помещик пригласил поэта на обед. Пока накрывался стол, хозяин имения попросил гостя придумать каламбур. Пушкин не полез за словом в карман и произнес: «Дети на полу(дети действительно забавлялись на полу), умный — на диване». Помещик до самой смерти бахвалился перед знакомыми и друзьями, что его сам Пушкин назвал умным.

Между тем каламбур имел свое продолжение. Отведав за столом блюдо, поэт отметил: «А вот губа — не дура».

Смысл всего каламбура станет понятным, если первую его часть произнести быстро несколько раз, послышится: «Детина полоумный на диване».

А фраза «А вот губа — не дура» обязывала помещика навести на мысль о том, что в доме, значит есть дура или дурак. Увы, голова не сварила…



Предварительный просмотр:

Доскажи словечко

Я в больницу – ни ногой,
Обхожу всё стороной.
Весь дрожу, трясутся губы.
Мне вчера лечили...

зубы


Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
зубки

«В красном домике уют,

В красном домике живут

За розовыми губками

Беленькие...

зубки

Разгрызёшь стальные трубы,
Если часто чистишь ...
зубы


Перед сном и после сна

Гигиена всем нужна!

Промыв глазки, ушки, губы...

Очень важно чистить ...

зубы

«Каждый день поутру

К ним приходит ко двору

Заботливая «тетка»

С толстой ручкой...

 щетка

Всех микробов, точно плеткой,

Выгонит зубная ...

щетка

Мои зубы все белей

Раз за разом веселей

Она чистит зубы чётко

У меня ...

зубная щётка

Отгадай загадку

Язык и зубы

За стеной костяной соловейко щебечет.
язык и зубы

Костяной порог,
за ним красный говорок.
язык и зубы

Через костяной забор

лает красная собачка.
язык и зубы

За белым березняком талалай брешет.

язык и зубы

Тридцать два молотят,
один поворачивает.
язык и зубы

Белые силачи рубят калачи,

а красный говорун подкладывает.
язык и зубы

Белые люди режут,

красный человек уносит.
язык и зубы

Красный теленок

привязан к костяной ограде.
язык и зубы

Девушка пляшет среди берез,

платье на ней красное.
язык и зубы

Изгородь из костей,
а сторож без костей.
язык и зубы

Два белых жеребца дерутся,

рыжий жеребенок их разнимает.
язык и зубы

Тридцать два белых коня,

посредине — беспокойный рыжий конь.
язык и зубы

В конюшне кони белые,

только один красный их стережет.
язык и зубы

Среди тридцати овец

один крупный баран ходит.
язык и зубы

Ряд к ряду камни поставил,

рыжую лошадь свободной оставил.
язык и зубы

На той стороне — березы,

на этой стороне — березы,
а посередине — рыжий бегунец.
язык и зубы

С этой стороны — пила,

с той стороны — пила,
посередине же — мясо барашка.
язык и зубы

Два войска друг друга бьют,

а между ними посланник.
язык и зубы

За стеной костяной соловейко щебечет.
язык и зубы

Костяной порог,
за ним красный говорок.
язык и зубы

Белый братишка
в красном домишке

С братьями дружит
живет и не тужит.

язык и зубы

У тридцати двух воинов один командир.
язык и зубы

Зубы

Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
Зубы

Тридцать два брата одеты в белые латы.

Зубы

Открою я хлевец, выпущу стадо белых овец.

Зубы

На красной жердочке сидят белые курочки

Зубы

Губы и зубы

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

губы и зубы

Зубная щетка

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит

Зубная щётка

Хвостик - из кости,
А на спинке – щетинка

Зубная щётка

Худая девчонка –
Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет

Зубная щётка

Зубная паста

Белая река

В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен всё выводит

Зубная паста

 

 

Рот и зубы

Чулан не велик, а народом набит.

Рот и зубы

 



Предварительный просмотр:

Злой разбойник КАРИЕС

У детей он зубы ест
Зубы ровные, кривые,
И клыки, и коренные.
Днем и ночью — ест
естест
Злой разбойник КАРИЕС.
Как нам справиться с бандитом?
Мало лишь ходить умытым!
Надо также по утрам
Зубы чистить — нам и вам!

Глупый снежный человек

Глупый снежный человек
Зуб не чистил целый век,
Грыз кокос, бананы ел,
Чистить зубы не хотел!
И однажды, в самом деле
Эти зубы — заболели!
Вот, с тех пор, он ходит
рыщет,
И врача с щипцами — ищет!

Стих о зубах для детей 

Если людям всем на свете
Зубы вырвать.

Знайте, дети:
Ряд зубов такой большой —
Опояшет шар земной!

Не ешьте сладкого!

Громко стонет бегемотик:
«Ой
ойой! Болит животик!
Зря я не послушал маму —
Съел конфет два килограмма!»

Зубы — как цветы на грядке…

Зубы — как цветы на грядке
Помни! и без лишних слов
Содержи их все в порядке
Садовод своих зубов!

Правда, конечно, всякое бывает.

Мы вчера в врачей играли.
Ромке — зубы выдирали.
А наутро его мать -
Повела их все — вставлять!

То ли дело — птички.
Вот летают воробьята

Хорошо им жить, ребята
Никогда у воробьят
Зубы в клюве не болят!

 Петь приятно и удобно

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты, как медведь.

Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей голос полетел.

Руки, плечи, всё свободно,

Петь приятно и удобно!

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись!

Раз! Вдох! И запел,

Птицей голос полетел.

Руки, плечи, всё свободно,

Петь приятно и удобно!

Я красиво петь могу

Однажды я, разгорячась,

Воды холодной выпил всласть,

Потом мороженное съел

И захрипел, и засипел.

Стал голос тихим и больным,

Как будто вовсе не моим,

И представляете, три дня

Никто не мог понять меня.

Играли как-то мы в хоккей,

Кричал я громче всех друзей,

Потом по грудь в сугроб залез

И голос мой совсем исчез.

С тех пор кричать я перестал.

Воды холодной пить не стал,

Не прихожу домой в снегу…

Зато красиво петь могу!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский ад  комбинированного вида

№14 «Солнышко»

Консультация для родителей

«Охрана детского голоса»

Учитель – логопед

Бунецкая Н.В.

г.Ковдор

2012 год

Как часто можно наблюдать такую картину: маленький мальчик или девочка едет с мамой в автобусе и разговаривает так громко, что его слышат все окружающие. Или во дворе ребята играют в мяч, их крик, визг слышен в квартирах даже при закрытых окнах. Надо вызвать приятеля с верхнего этажа — скандируют хором. Ворвутся стайкой в автобус — стараются перекричать шум мотора. Да и в детском саду ребята далеко не всегда говорят спокойным голосом.

       «Веселый ребячий гомон...» — нередко произносим мы умиляясь. Но не задумываемся: а хорошо ли, что ребята так громко кричат? И дело не только в том, что громко разговаривать, кричать — невежливо по отношению к окружающим.

Этот шум вреден и для тех, кто его производит.

Гортань растущего ребенка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны. Но о необходимости беречь голос вспоминают, к сожалению, редко.

         В дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясняется тем, что усиленный рост гортани опережает ее развитие, а в период совершенствования ее функций задерживается рост. Такая диспропорция развития гортани и относительная незрелость ее тканей обусловливают изменение голоса у детей в разные возрастные периоды, особую чувствительность его.

Голосовые правила

1. Никогда не кричите сами и приучайте ребенка говорить сдержанно. Каким образом? Ну, хотя бы отвечая ему «Не слышу!», когда он говорит слишком громко.

Ни в коем случае нельзя разговаривать с ребенком на улице при сильном морозе.

2. Не пытайтесь перекричать шум (например, транспортный). Если нет острой необходимости сказать что-то немедленно, лучше подождать, пока шум не стихнет или вы сами окажетесь в более тихом месте.

3. Не перенапрягайте голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких. И не только в разгар болезни, но и когда дело пошло на поправку.

4. Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности увлажняйте его — разведите цветы, если у ребенка нет к ним аллергии, оставляйте в открытом сосуде воду около спящего малыша. Учтите, что излишняя полнота ребенка отрицательно отражается и на его голосе.

5. И, конечно же, особого внимания требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса. Приходится встречаться с фактами, когда родители разрешают детям петь дома «во весь голос» песни, предназначенные для исполнения взрослыми.

6. На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка артикуляционной гимнастики " Сказки веселого язычка"

Никто не заменит работу логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять времени до поступления в логопедическую группу  или на прием к логопеду. Дан...

Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

Сказочные истории из жизни Веселого Язычка

Практический материал для работы над звуковой культурой речи....

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

Артикуляционная гимнастика "Веселый язычок"

В данном пособии находится практический материал из опыта работы для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...