Конспект занятия "Звук Р в словах и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Индивидуальное интегрированное логопедическое занятие (звукопроизношение+развитие речи) для детей страшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме
«Звук Р в словах и предложениях».
Интегрированное (звукопроизношение + развитие речи) логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста.
Цель: Автоматизировать звук Р в словах, предложениях и связной речи; учить составлять описательные рассказы.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
закрепить правильное произнесение звука Р в словах, предложениях, связной речи;
развитие фонематического восприятия на материале слов со звуком Р;
закрепление умения описывать положение органов артикуляции при произнесении звука и давать характеристику звука.
развивать внимание, память, мышление;
образовательные:
закрепить умение образовывать однокоренные слова;
формировать навык ответа на вопрос полным предложением;
продолжать учить составлять описательный рассказ о животном по заданной схеме, называя характерные признаки и действия;
воспитательные:
на основе образной прозы Е.Чарушина воспитывать нравственные качества, любовь к литературе, чувство языка, чувство любви к родной природе, бережное отношение к животным, их детенышам.
здоровьесберегающие:
чередовать статические и динамические упражнения;
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости.
Оборудование: кукла Рая; Е. Чарушин. «На нашем дворе. Кролик», Москва: Издательство «Малыш», 1989; иллюстрации Чарушина к рассказу «Кролик», схема для составления описательного рассказа о животном (Ткаченко Т. А. «В первый класс — без дефектов речи»: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999), игрушки (флажок, юла, пароход, Буратино, паровоз, пирамидка, носорог, лейка, корзинка и др.), фишки для поощрения.
5. Ход занятия по этапам.
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Организационный этап. | ||||
| Повторение стихотворного правила поведения на занятии.
| Логопед приветствует ребенка, предлагает вспомнить правило поведения на занятии. | Ребенок произносит стихотворный текст, сопровождая его движениями: Раз, два, три, четыре, пять, Будем мы сейчас играть, Внятно, четко говорить, Не вертеться, не шалить. | Организовать ребенка, настроить на занятие. |
II. Основной этап. | ||||
II.1. Основной этап. Проверка домашнего задания. | Самостоятельное употребление отработанных слов со звуком Р. | Логопед просит ребенка показать индивидуальную тетрадь и назвать приклеенные картинки. | Ребенок называет поочередно все картинки, приклеенные в тетради. | Проверить умение самостоятельно называть слова на заданный звук. |
II.2.Основной этап. Актуализация знаний. | Уточнение артикуляции, характеристика звука Р. | Логопед предлагает рассказать о работе органов речи при произнесении звука Р и дать ему характеристику. | Ребенок вспоминает, как правильно произносится звук Р. | Закрепить умение описывать положение органов артикуляции при произнесении звука и давать характеристику звука. |
II.3.Основной этап. Изучение нового материала. | Знакомство с темой. | Логопед знакомит ребенка с куклой Раей, предлагает определить первый звук в ее имени. Предлагает поиграть этим звуком. | Ребенок называет первый звук в имени Рая. Приглашает Раю поиграть. | Создать игровую мотивацию к занятию. |
Определение наличия звука Р в названии игрушек. | Логопед сообщает, что у Раи очень много игрушек, и она решила поделиться ими с ребятами. Себе Рая хочет оставить только те игрушки, в названиях которых есть звук Р. Логопед предлагает помочь Рае выбрать игрушки, побуждая ребенка сопровождать действия распространенной фразой. | Ребенок отбирает для Раи игрушки, сопровождая действия фразами типа: «Пароход отдам Рае», «Юлу отдам детям». | Развивать фонематическое восприятие. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить произношение звука Р в предложениях. | |
Динамическая пауза | Физкультминутка с использованием фонетической ритмики (движения для звука Р). | Логопед говорит о том, что Рае нужно проведать своих питомцев, живущих на ферме и предлагает отправиться туда вместе с ней. Добираться до фермы придется на машине, которую сначала нужно завести: произнося звук р, согнутые перед грудью и собранные в кулаки руки вращаем одна вокруг другой, слегка наклонившись вперед (по динамике напряженно). | Ребенок встает в центре комнаты и выполняет движения физкультминутки. | Снять усталость, развивать общую моторику. |
II.4.Основной этап. Закрепление изученного материала. | Отгадывание загадки. | Логопед предлагает отгадать, кто живет у Раи на ферме и зачитывает загадку. Он пушистый и глазастый, Логопед предлагает определить, какой одинаковый звук встречается в имени Рая и слове кролик и позицию этого звука в слове. Логопед побуждает ребенка отвечать полным предложением. | Ребенок отгадывает загадку. Определяет одинаковый звук в словах и позицию в слове. | Развивать мышление. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить произношение звука Р в предложениях. Развивать фонематическое восприятие. |
Упражнение в образовании однокоренных слов. | Логопед предлагает ребенку сказать, как называют детенышей кролика, как называют маму крольчат, как будет называться их жилище, если они будут жить в лесу (кроличья нора). | Ребенок отвечает полным предложением, образуя однокоренные слова. | Обогащать словарь путем образования однокоренных слов. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить произношение звука Р в предложениях. | |
Чтение рассказа. Беседа. | Логопед показывает ребенку иллюстрацию и читает рассказ Е.Чарушина. Это крольчиха. У неё два крольчонка, — они такие же, как и мать, только маленькие. Уши длинные, хвостики короткие, глазки круглые, и так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жуёт крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка — крольчонок другую откусит и снова жуёт. Принесу-ка я им морковку, да капустный лист, да корочку хлебца, — пускай жуют. Беседует с ребенком: Кто нарисован на картинке? Сколько крольчат у крольчихи? Какие они? Что они любят? Что они умеют делать? Какую пользу приносят людям? | Ребенок слушает, отвечает на вопросы полным предложением. | Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить произношение звука Р в предложениях. Развитие речемыслительной деятельности. | |
Лингвистическая лаборатория. | Логопед дает задание: «Подбери среди слов такие, которые подходят друг к другу так же, как мои слова друг к другу. Слушай мои слова: рыба – чешуя (медведь – берлога, белка-орехи, волк – волчата). В случае затруднения предлагается ряд слов из которого ребенок выбирает нужное (уши, шерсть, трава, река). | Ребенок подбирает к слову «кролик» необходимое слово, чтоб получилась пара с тем же лексическим значением, что и у логопеда: кролик-шерсть, (кролик-нора, кролик-морковка, кролик -крольчата). | Развитие речемыслительной деятельности, чувства языка. | |
Динамическая пауза | Подвижная игра. | Логопед предлагает ребенку попрыгать как кролик, одновременно показывая, какие у него длинные ушки. | Ребенок выполняет движения. | Снять усталость, развивать общую моторику, координацию движений. |
II.5.Основной этап. Контроль знаний и умений. | Демонстрация схемы, составление описательного рассказа. | Логопед предлагает ребенку самостоятельно рассказать о кроликах с опорой на схему. | Ребенок, ориентируясь на схему описания животного, рассказывает о кроликах. | Развивать связную речь. Проверить навык сформированности употребления звука Р в самостоятельной речи. |
III.Итоговый этап | ||||
III.1.Подведение итогов и оценка деятельности ребенка | Опрос. Оценивание. | Логопед спрашивает, с каким звуком сегодня играли, просит дать характеристику звуку Р, самостоятельно придумать слова с этим звуком. Логопед хвалит ребенка, благодарит за работу. | Ребенок, придумывает слова, получает в награду фишку. | Подвести итог работы на занятии. Оценить деятельность ребенка. |
III.2.Домашнее задание | Объяснение домашнего задания. | Логопед предлагает дома в индивидуальной тетради нарисовать кролика и рассказать о нем маме. | Ребенок повторяет задание, которое нужно выполнить дома. | Закрепить знания и умения, полученные на занятии, дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях
ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...
Конспект логопедического занятия Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Конспект логопедического занятия "Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развиват...
Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Беседа о зиме. Звуковой анализ слова». Составление предложений из 2, 3, 4 слов»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с использованием презентации и интерактивной доски....
Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")
Коррекционно-развивающие упражнения для освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...
"Работа над фразой: Составление предложений из трёх слов. Четырёхсловные предложения с добавлением определения".
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».Цель: сформировать навык составления предложений из трех слов, н...
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...