Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Приключения Лунтика"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сараева Татьяна Вячеславовна

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektnod_luntik.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

на тему  «Приключения Лунтика»

Подготовила: Сараева Татьяна Вячеславовна

Режим проведения: логопедический пункт

Форма проведения: индивидуальное занятие

Речевой статус: ребенок с дизартрией

Продолжительность: 20 минут

Цель: автоматизация  звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление умения слышать и правильно произносить звук  [Л] в слогах, словах и предложениях;

- активизация словаря  антонимов;

- закрепление умения образовывать форму существительных единственного числа в родительном и творительном падежах.

Коррекционно – развивающие:

- развитие фонематического слуха, памяти, воображения, слухового и зрительного восприятия;

- развитие логического и конструктивного мышления;

- развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук;

Коррекционно – воспитательные:

-  формирование положительной установки на участие в занятии;

-  воспитание активности, инициативности, усидчивости.

Оборудование: картинки-символы упражнений артикуляционной гимнастики, картинки «Лунтик», «Лунтик и звезды», пособие Л.А.Комаровой «Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях», счетные палочки, схема «Лопата» для конструирования, зашумленные  и предметные картинки: пила, ложка, молоток, метла, лопата, иголка.

Ход НОД

Этапы, цель, время

Содержание работы учителя-логопеда

Деятельность детей

Примечание

  1. Оргмомент

(1 мин)

Цель: заинтересовать ребенка на занятие, создать положительный настрой на совместную деятельность

Сегодня у нас  в гостях  Лунтик.

Картинка «Лунтик»

  1. Основная часть

 (18 мин)

  1. Артикуляционная гимнастика                         (2 мин)

Цель: укрепление артикуляционных мышц, выработка четких движений языка

Мы приветствуем Лунтика. И язычок наш приветствует. Выполняем упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Качели», «Лошадка»

Выполняет упражнения артикуляционной гимнастики

Картинки –символы упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Игра «Поймай звук» (1 мин.)

Цель: развитие фонематического слуха

Вместе с Лунтиком  мы сегодня отправляемся на поиски клада.

Чтобы найти клад,  нужно быть смелым, умным, внимательным. Сейчас мы это и проверим.

Хлопни в ладошки, если услышишь звук [л]:

л, п, у, т, р, л, л, ш, в, л

Ребенок хлопает в ладоши, когда услышит звук [л].

Логопед, при произнесении ряда звуков, закрывает рот экраном

  1. Игра «Звездные дорожки» (1 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в слогах

Путь к кладу лежит по звездным дорожкам. Вместе с Лунтиком идем по красным звездочкам и повторяем заклинание:

ла-ло-лу-лы.

А теперь идем по желтым звездочкам и произносим: ала-оло-улу-ылы

Шагаем по синим звездочкам и проговариваем: пла-пло-плу-плы.

Осталась дорожка из зеленых звездочек. И еще одно заклинание:  шла-шло-шлу-шлы.

Ребенок пальчиками шагает по дорожкам из звездочек и проговаривает слоговые цепочки

Картинка «Лунтик и звезды»

  1. Игра «Лабиринт» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в словах

А вот и первое испытание на нашем пути – лабиринт. Пройдем его вместе с Лунтиком, четко произнося все слова на картинках.

Ребенок, четко произнося звук [л], называет в заданном порядке картинки лабиринта, перемещая по стрелкам картинку с Лунтиком.

 «Лабиринт №3» из пособия Л.А.Комаровой «Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях», картинка «Лунтик»

Речевой материал: юла, пила, метла, кукла, пчела,  акула, дупло, весло, седло.

  1. Игра «Половинки» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в словосочетаниях

Лунтик решил пошалить и спрятал от тебя половинки картинок.

Назови, половинки каких картинок спрятал от тебя Лунтик.

Ребенок произносит:

половина юлы,

половина пилы,

половина метлы и т.д.

Логопед картинкой «Лунтик» закрывает половину картинок лабиринта.

  1. Игра «Фотограф» (1 мин.)

Цель: развитие произвольного внимания, памяти

Нужно запомнить наш путь. Посмотри еще раз на лабиринт, запомни как можно больше картинок.

А теперь я закрою лабиринт, а ты назови эти картинки

Дается время для запоминания картинок. Лабиринт убирается, а ребенок по памяти называет те картинки, которые он запомнил.

«Лабиринт №3» из пособия Л.А.Комаровой «Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях»

  1. Игра «Скажи наоборот» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в словах и предложениях,  активизация словаря антонимов

А вот и вход в пещеру. Но, чтобы в нее попасть нужно выполнить задание.

Послушай предложение. Добавь в каждое предложение подходящее слово со звуком [л].Повтори предложения целиком, четко произнося звук [л] во всех словах. Справиться с заданием тебе помогут картинки.

У березки ствол тонкий, а у дуба…

Заяц трусливый, а лев - …

Суп горячий, а эскимо - …

Собака сытая, а волк- …

Воздушный шарик легкий, а гиря - …

Великан сильный, а Дюймовочка - …

Марфушка грубая, а Настенька - …

Ребенок подбирает нужные антонимы, а потом повторяет предложение целиком.

тонкий

смелый

холодное

голодный

тяжелая

слабая

ласковая

Игра «Скажи наоборот»  и картинный материал из пособия  Л.А.Комаровой «Автоматизация звука «Л» в игровых упражнениях»

  1. Игра «Сложи по образцу» (2 мин.)

Цель: развитие мелкой моторики, логического и конструктивного мышления, умения складывать по образцу

Чтобы добраться до клада, нам понадобится один предмет. Послушай мою загадку:

Я землю копала, ничуть не устала.

А кто мной копал, тот и устал.

Догадался, что нам нужно?

Сложи из счетных палочек лопату по образцу.

Ребенок внимательно слушает загадку.

Лопата

Ребенок выкладывает из счетных палочек лопату.

Картинка «лопата»

Схема для конструирования «лопата»

  1. Игра «Зашумленные картинки» (1 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в словах, развитие внимания, зрительного восприятия

А вот и клад. Посмотри внимательно на картинку и скажи, что мы нашли.

Ребенок смотрит на картинку и называет предметы, изображенные на ней: пила, ложка, молоток, метла, лопата, иголка

Картинка, на которой нарисованы предметы в наложенном изображении

  1. Игра «Исправь ошибку» (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в предложениях, развитие логического мышления.

Только вот беда. Лунтик не знает, что делать с этими предметами. А вы знаете? Давайте поможем нашему другу разобраться что для чего нужно.

Я буду называть, что думает Лунтик, а вы определите, прав он или нет.

Лунтик  думает, что пилой кушают. Он прав?

Копают землю иголкой.

Шьют платье метлой.

Подметают двор лопатой.      

Пилят доску ложкой.    

Ребенок слушает и исправляет ошибки в предложениях.

Кушают ложкой

Копают землю лопатой.

Платье шьют иголкой.

Подметают двор метлой.

Доску пилят пилой.

Предметные картинки с изображением пилы, ложки, молотка, метлы, лопаты, иголки.

  1. Физминутка «Учим Лунтика»                  (2 мин.)

Цель: закрепление правильного произношения звука [л] в предложениях, снятие усталости, выработка четких координированных движений в соответствии с текстом

Давай покажем Лунтику как  действовать с этими предметами и  выучим стихотворение, которое поможет Лунтику все запомнить.

Подметаем мы метлой,

Платье шьем иголкой,

Доски пилим мы пилой,

Кушаем мы ложкой.

Лопатой мы вскопаем грядки,

Будет все у нас в порядке!

Ребенок заучивает стихотворение с опорой на предметные картинки.

При проговаривании стихотворения выполняет имитационные движения.

Предметные картинки с изображением пилы, ложки, молотка, метлы, лопаты, иголки.

  1. Итог (1 мин)

Цель: определение результативности занятия

Вот и подошло к концу наше приключение. Скажем Лунтику «Спасибо!» и «До новых встреч!»

Какое задание на пути к кладу для тебя было самым легким?

А самым трудным?
Но ты со всеми заданиями справился, молодец! У нас впереди еще много интересных приключений!

Ребенок оценивает сложность выполняемых им заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...