Рекомендации воспитателям по использованию лексико-грамматических тем для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Савченко Альбина Александровна

Предоставлен материал для воспитателей по использованию лексико-грамматических тем для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatelyam_leksika.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям

по использованию лексико-грамматических тем

для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Сентябрь.

1 – 2 недели сентября – обследование детей.

Третья неделя сентября

Тема: «Детский сад. Игрушки».

Словарь: пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные заводные, спортивные, ломать, исправить, механические, дружно, скучно, слаженно, игрушечный.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Согласование существительных с числительными один, два в числе и роде.

Связная речь: составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».

Четвёртая неделя сентября

Тема: «Одежда. Обувь».

Словарь: виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжеты, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных (мех – меховой).

2. Согласование существительных с местоимениями.

Октябрь.

Первая неделя октября

Тема: «Осень. Деревья».

Словарь: прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый; ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща.

Грамматика:

1. Упражнения в образовании прилагательных от существительных (дуб – дубовый).

2. Упражнения в употреблении родительного падежа имен существительных (лист слетел с осины).

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.

Вторая неделя октября

Тема: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах».

Словарь: огород, грядки, вкус, поливать, полезны, витамины, вредители-гусеницы, жуки, урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать, зрелый, незрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный.

Грамматика:

1. Образование существительного множественного числа (огурец – огурцы).

2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).

3. Образование родительного падежа существительных.

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ текста по выбору воспитателя.

Третья неделя октября

Тема: «Фрукты. Сад».

Словарь: яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать.

Грамматика:

1. Образование множественного числа имен существительных (яблоко-яблоки).

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко-яблочко).

3. Употребление родительного падежа имен существительных единственного падежа (яблоко-яблока).

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ текста по выбору воспитателя.

Четвёртая неделя октября

Тема: «Грибы. Ягоды. Лес».

Словарь: белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, пластинчатый, сушить, варить, жарить, консервировать, лукошко; клюква, малина, брусника, черника, ежевика, морошка, земляника, варенье, джем, компот и т.д.; деревья, кусты, трава…

Грамматика:

1. Согласование существительных с прилагательным.

2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).

Связная речь: описание грибов, ягод; составление описательного рассказа «Лес».

Ноябрь.

Первая неделя ноября

Тема: «Человек. Наше тело. Предметы гигиены».

Словарь: части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать; полный, толстый, худой, карие, волнистые, волосы.

Грамматика:

1. Использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.)

2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).

Связная речь: описание человека.

Вторая неделя ноября

Тема: «Город. Адрес. Дом. Мебель».

Словарь: Таганрог, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, домашний адрес;

одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, удобный, мягкий, деревянный, кожаный, уютная.

Грамматика:

1. Согласование существительного с прилагательным.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

3. Составление предложений с предлогами в, на, под.

Связная речь: знать домашний адрес, рассказать о своём доме, комнате.

Третья неделя ноября

Тема: «Транспорт. Виды. Транспорт в городе».

Словарь: наземный, водный, воздушный, специальный; экскаватор, самосвал, троллейбус, автобус, трамвай, электровоз, самолет, вертолет, ракета, корабль, парусник, лодка, яхта, теплоход, машинист, тракторист, шофер, водитель, вагоновожатый, летчик, космонавт, капитан, матросы, моряки, пассажиры; рельсы, пути, пассажир, быстро, удобно, вежливо, вовремя.

Грамматика:

1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа.

2. Усвоение приставочных глаголов: у-, в-, на-, с-, под-.

3. Согласование имен существительных с числительными 1-10.

Связная речь: составление предложений по схемам с предлогами к, за, около, на, из-за.

Четвёртая неделя ноября

Тема: «Посуда. Продукты питания».

Словарь: посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки, ножи, блюдца; чашки, чайник; кухонная – кастрюли, сковородки, стеклянная, деревянная, железная, глиняная; молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт, мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики; пирожные, торт, печенье, шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит.

Грамматика:

1. Образование творительного падежа имен существительных. (Ест ложкой. Режет ножом);

2. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое.

3. Подбор антонимов (горячий – холодный).

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр – сырок, творог – творожок).

Декабрь.

Первая неделя декабря

Тема: «Домашние животные, детеныши».

Словарь: домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран; овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня.

Грамматика:

1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка – котенок).

2. Упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике).

Связная речь: составление описательного рассказа о домашних животных.

Вторая неделя декабря

Тема: «Домашние птицы, их детёныши».

Словарь: домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие.

Грамматика:

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2. Употребление родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа.

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».

Третья неделя декабря

Тема: «Зима. Времена года».

Словарь: зима, весна, лето, осень; декабрь, январь, февраль, холод, стужа, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий).

2. Работа с антонимами (холодно – тепло).

Связная речь: составление рассказа по картине «Зима».

Четвёртая неделя декабря

Тема: «Зимние забавы. Новый год».

Словарь: вьюга, морозный, морозит, пурга, метель, морозно, лепить, съезжать, кататься, санки, лыжи, коньки, ледянки, снегоход; украшения, стеклянные, гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, елочный,  Снегурочка, Дед Мороз, радостно.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Упражнения в употреблении предлогов на, под, около.

Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине на новогодние темы.

Январь.

Третья неделя января

Тема: «Дикие животные».

Словарь: звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, запасают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных.

2. Образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал).

Связная речь: составление рассказов о животных (комментированное рисование).

Четвёртая неделя января

Тема: «Русские писатели и поэты».

Словарь: творчество, рассказ, сказка, сказ, стихотворение, сюжет, герой и т.д.

Грамматика:

1. Образование относительных прилагательных.

2. Согласование имени существительного с местоимением в роде, числе и падеже.

Связная речь: беседы о творчестве писателей и поэтов, заучивание отрывков стихотворений.

Февраль.

Первая неделя февраля

Тема: «Дикие птицы. Зимующие птицы».

Словарь: корм, кормушка, холод, голод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно.

Грамматика:

1. Упражнения в употреблении предлогов на, у, в, с, около. 

2. Согласование имен существительных с глаголом прошедшего времени.

Связная речь: инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»; пересказ текстов по выбору воспитателя.

Вторая неделя февраля

Тема: «Профессии. Труд взрослых».

Словарь: повар, портной, врач, маляр, гончар, водитель, воспитатель, тракторист, мельник, пекарь, сапожник, крановщик, парикмахер, кондитер; варит, готовит, кроит, шьёт, лечит, помогает, красит, лепит, обжигает, перевозит, учит, воспитывает и т.д.

Грамматика:

1. Согласование существительных и прилагательных среднего рода.

2. Употребление косвенных падежей имен существительных.

Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам; пересказ текстов по выбору воспитателя; рассказы детей о профессиях родителей.

Третья неделя февраля

Тема: «Российская армия. День Армии».

Словарь: Родина, граница, солдат, защитник, пограничник, пехотинец, моряк, лётчик, вертолётчик, танкист, радист, артиллерист, ракетчик, пулемётчик, десантник.

Грамматика:

1. Упражнение в подборе синонимов «Скажи иначе» ( Отечество – Отчизна, Родина; защитник Отечества – боец, воин, солдат и т.д.)

2. Назвать профессии воинов по образцу: артиллерия – артиллерист (самолёт, вертолёт, разведка, пулемёт, гранатомёт, граница, парашют, пехота, танк, десант, море, ракета, космос).

 Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам; пересказ текстов по выбору воспитателя.

Четвертая неделя февраля

Тема: «Конец зимы. Весна».

Словарь: весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче.

Грамматика:

1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.

2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).

Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что; пересказ текстов по выбору воспитателя.

Март.

Первая неделя марта

Тема: «Мамин день. Семья».

Словарь: взрослые, дети, поколение, помощник, март, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры.

Грамматика:

1. Употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях.

2. Образование прилагательных от наречий (нежно – нежная).

Связная речь: составление рассказа «Моя семья» (из личного опыта с опорой на свой рисунок).

Вторая неделя марта

Тема: «Ранние признаки весны. Первоцветы».

Словарь: весна, март, капель, почки, пригревает, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче, ручьи, проталинки, ледоход, подснежники, крокусы, нарциссы…

Грамматика:

1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.

2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).

Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что; чтение и заучивание стихов о весне.

Третья неделя марта

Тема: «Животные жарких стран».

Словарь: зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан.

Грамматика:

1. Упражнения в образовании множественного числа имен существительных (лев – львы, львята).

2. Работа с антонимами (добрый – злой).

Связная речь: составление рассказа «Путешествие в тропический лес» с опорой на игрушки и предметные картинки.

Четвёртая неделя марта

Тема: «Весна в городе. Правила дорожного движения».

Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно.

Грамматика:

1. Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал).

2. Употребление существительных с притяжательными местоимениями.

Связная речь: составление рассказа «Я – пешеход».

Апрель.

Первая неделя апреля

Тема: «Перелётные птицы. Насекомые».

Словарь: перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, ласточки, водоплавающие птицы; оперение, насекомые, юг, зимующие птицы, перелет, клин, косяк;

кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные.

Грамматика:

1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.

2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Связная речь: пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.

Вторая неделя апреля

Тема: «Весна в природе. Цветущие растения».

Словарь: природа, почки, побеги, листья, сокодвижение, пробуждается, распускаются, набухание, раскрытие; ольха, орешник, вишня, слива, черёмуха, яблоня, груша…  

Грамматика:

1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

2. Работа с синонимами.

Связная речь: составление рассказа «Весна в природе»

Третья неделя апреля

Тема: «Космос».

Словарь: ракета, космонавт, космодром, скафандр, космический корабль, тренажер, планета, управлять, приземляться, стремительно, выносливый, ввысь.

Грамматика:

1. Составление простых распространенных предложений по опорным словам и вопросам.

2. Согласование слов в предложении.

Связная речь: пересказ рассказов, составление предложений по сюжетным картинкам.

Четвёртая неделя апреля

Тема: «Электроприборы. Ателье».

Словарь: электричество, электроприборы: пылесос, фен, стиральная машина, холодильник, миксер, тостер, соковыжималка, кухонный комбайн, утюг и т.д.; швея – шьет, зашивает, прошивает, перешивает, вышивает, примеряет; приемщица – принимает, выписывает квитанцию; закройщица – чертит, обводит, кроит, вырезает; швейная машина, ткань, иголка, ножницы; ткань, бумага, сантиметр, ножницы, мел, лекала, выкройки;
ручка, квитанция.

Грамматика:

1. Творительный падеж имен существительных (гладят утюгом).

2. Согласование слов в предложении.

Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам, заучивание стихотворения (на данную лексическую тему).

Май.

Первая неделя мая

Тема: «Наша Родина».

Словарь: Россия, Родина, столица, Москва, улица, площадь, простор, части света, герб, гимн.

Грамматика:

1. Употребление существительных в предложном падеже.

2. Составление предложений по схеме и вопросам.

Связная речь: пересказ текста о Родине, составление предложений по сюжетным картинкам.

Вторая неделя мая

Тема: «День Победы».

Словарь: Родина, Великая Отечественная война, враг, фашистские захватчики, воины, защитники, герои, памятники погибшим, ветераны, ордена, медали, Победа.

Грамматика:

1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.

2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени.

Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам и описательных рассказов.

Третья неделя мая

Тема: «Животный мир морей, океанов и рек».

Словарь: карась, щука, лещ, ерш, сом, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры.

Грамматика:

1. Образование прилагательных от существительных (аквариум – аквариумные).

2. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась – карасик, карасики).

Связная речь: пересказ рассказов, составление предложений по сюжетным картинкам.

Четвертая неделя мая

Тема: «Скоро лето».

Словарь: лето, июнь, июль, август, солнце, листья, цветы, грибы, трава, ягоды, птицы, жара, купаться, загорать, плавать

Грамматика:

1. Образование глаголов с помощью приставок (улетел, прилетел, залетел).

2. Согласование имен существительных с числительными 1-10.

Связная речь: пересказ рассказов, составление предложений по сюжетным картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Логопедический проект  «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Статья «Использование дидактических игр для развития лексико – грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста »

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...