Статья "Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц"
статья по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Формирование умения пересказывать тексты,
заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц
Ионова Светлана Александровна, учитель - логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №41»
Г. Ачинск, Красноярский край, Россия.
В статье раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевого развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка общей недоразвитие речи (ОНР). В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей. Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляется в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, что в свою очередь ведет к несформированности речевого общения.
Особенности связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний. Так как более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у данной категории детей формирование связной речи на основе готового речевого материала, свою работу по развитию связной речи начинаю с обучения пересказа, заучивания стихов, загадок используя наглядный материал - мнемотаблицы. Особое внимание уделяю выбору произведений для пересказа. С этой целью мною собрана папка с текстами, соответствующими возрастным и речевым особенностям детей. На начальном этапе работы использую небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращаю на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Формирование умения пересказывать осуществляю в следующей последовательности: мною читается текст без предупреждения о последующем пересказе; так как переход к самостоятельному высказыванию у детей с общим недоразвитием речи происходит очень трудно, они постоянно нуждаются в стимуляции со стороны взрослого, мною проводится беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения; вследствие того, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуации, осуществляется гораздо легче вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ я провожу, используя составленные мною мнемотаблицы. Далее пересказ осуществляют уже дети, непосредственно обращаясь к наглядности. Первый пересказ проводится по цепочки, несколькими детьми. Затем заслушиваем индивидуальные пересказы детей.
Таким образом, проводя такую работу, я могу сделать вывод о том, что формирование умения пересказывать текст, с опорой на серии картинок и мнемотаблицы проходит наиболее легко. Дошкольникам с общим недоразвитием речи значительно легче воспроизвести просушенный текст, опираясь на картинные фрагменты из него. А мнемотаблица, в которой каждая картинка – модель – это зашифрованное предложение из предложенного текста, помогает детям передать содержание не упустив ни одного фрагмента.
Вот пример одной из мнемотаблиц к следующему тексту:
РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался сом, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Формирование умения заучивать загадки и стихи осуществляю в следующей последовательности: сначала мною выразительно читается стихотворение; учитывая особенности детей мною проводится беседа по содержанию, с детьми разбираем значение новых слов, с этой целью мною подобраны предметные и сюжетные картинки к этим словам, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю стихотворения с опорой на нее; каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строка стихотворения. Затем проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой, на мнемотаблицу, всего стихотворения. Потом заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу.
Таким образом, я считаю, что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и загадок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Вот примеры мнемотаблиц к одному из стихотворений и загадке:
За малиной в лес пойдём,
Спелых ягод наберём.
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка.
Сладкая ты моя –
Ягода – малинка!
Стоит копна:
Посредине двора.
Спереди вилы,
Сзади метла.
(Корова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц"
Представление опыта работы по моделированию...
Памятка для родителей. Развиваем умение пересказывать.
Как же научить ребенка пересказывать?Это не сложно. Главное, потратить на это некоторое количество времени и делать все последовательно....
УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ
К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передать учителю изученн...
Развитие связной речи и умения пересказывать.
Маиериал для совместного чтения ребёнка с родителями....
Выступление по теме: "Умение пересказывать залог успешного обучения в школе"
Чем же полезен пересказ? Обучение пересказу способствует: - обогащению словарного запаса; - развитию восприятия, памяти и внимания; - совершенствованию структуры речи и произношен...
УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Особое внимание подготовки детей к школе уделяется в старшем дошкольном возрасте, поэтому правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками для школьной деятель...
Познавательное развитие "Путешествие в сказку" Формировать умение пересказывать знакомую сказку
Развивать речевую активность, умение вести диалог со взрослыми,активизировать словарный запас....