Статья "Формирование умения пересказывать тексты, заучивать загадки и стихи с использованием мнемотаблиц"
статья по логопедии на тему

Ионова Светлана Александровна

статья по логопедии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moya.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения пересказывать тексты,

заучивать загадки и стихи с  использованием мнемотаблиц

Ионова Светлана Александровна, учитель - логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №41»

Г. Ачинск, Красноярский край, Россия.

В статье раскрывается практическое применение наглядного моделирования, как средства развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевого развитии, но он значительно усложняется, если у ребенка общей недоразвитие речи (ОНР). В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи является конечной целью, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей. Развитие речи детей с ОНР является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у данной категории детей проявляется в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи, что в свою очередь ведет к несформированности  речевого общения.

Особенности связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом определяются   характером заданий, формой связных высказываний. Так как более легко, чем самостоятельный рассказ, осуществляется у данной категории детей  формирование связной речи на основе готового речевого материала,  свою работу по развитию связной речи начинаю с обучения пересказа, заучивания стихов, загадок используя наглядный материал - мнемотаблицы. Особое  внимание уделяю выбору произведений для пересказа. С этой целью мною собрана папка с текстами, соответствующими возрастным и речевым особенностям детей. На начальном этапе работы использую  небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращаю на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Формирование умения  пересказывать осуществляю в следующей последовательности:  мною читается текст без предупреждения о последующем пересказе; так как переход к самостоятельному высказыванию у детей с общим недоразвитием речи происходит очень трудно, они постоянно нуждаются в стимуляции со стороны взрослого, мною проводится беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения; вследствие того, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуации, осуществляется гораздо легче  вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ я провожу, используя составленные мною мнемотаблицы. Далее   пересказ осуществляют уже  дети, непосредственно обращаясь к наглядности. Первый пересказ проводится по цепочки, несколькими детьми. Затем заслушиваем индивидуальные  пересказы детей.

Таким образом, проводя такую работу, я могу сделать вывод о том, что формирование умения пересказывать текст, с опорой на серии картинок и мнемотаблицы проходит наиболее легко. Дошкольникам с общим недоразвитием речи значительно легче воспроизвести просушенный текст, опираясь на картинные фрагменты из него. А мнемотаблица, в которой каждая картинка – модель – это зашифрованное предложение из предложенного текста, помогает детям передать содержание не упустив ни одного фрагмента.

Вот пример одной из мнемотаблиц к следующему тексту:

РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался сом, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Формирование умения заучивать загадки и стихи осуществляю в следующей последовательности:  сначала мною выразительно  читается   стихотворение; учитывая особенности детей  мною проводится беседа по содержанию, с детьми разбираем значение  новых слов, с этой целью мною подобраны предметные и сюжетные картинки к этим словам, на данном этапе проводится работа по обогащению активного словаря дошкольников. Далее выставляю составленную мною к стихотворению мнемотаблицу и читаю  стихотворения с опорой на нее; каждая строка в этой таблице – это зашифрованная в картинки и символы строка стихотворения. Затем проводим воспроизведение всеми детьми каждой строчки с опорой, на мнемотаблицу, всего стихотворения. Потом заслушиваются стихотворения каждого ребенка, с опорой на мнемотаблицу.

Таким образом, я считаю, что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и загадок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Вот примеры мнемотаблиц к одному из стихотворений и загадке:

За малиной в лес пойдём,

Спелых ягод наберём.

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

Сладкая ты моя –

Ягода – малинка!

 

Стоит копна:

Посредине двора.

Спереди вилы,

Сзади метла.

(Корова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей. Развиваем умение пересказывать.

Как же научить ребенка пересказывать?Это не сложно. Главное, потратить на это некоторое количество времени и делать все последовательно....

УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ

К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно высокий уровень развития связной речи. Как известно, практически все школьное обучение строится на том, чтобы устно передать учителю изученн...

НОД по развитию речи "Пересказ украинской сказки "Рукавица" Цель: формирование умения пересказывать сказку с опорой на предметы заместителя на примере сказки "Рукавичка".

Тема: "Пересказ украинской сказки "Рукавица"Цель: формирование умения пересказывать сказку с опорой на предметы заместителя на примере сказки "Рукавичка".Ссылка на презентацию...

Развитие связной речи и умения пересказывать.

Маиериал для совместного чтения ребёнка  с родителями....

Выступление по теме: "Умение пересказывать залог успешного обучения в школе"

Чем же полезен пересказ?  Обучение пересказу способствует: - обогащению словарного запаса; - развитию восприятия, памяти и внимания; - совершенствованию структуры речи и произношен...

УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Особое внимание подготовки детей к школе уделяется в старшем дошкольном возрасте, поэтому правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками для школьной деятель...