Воспитание фонематического слуха.
статья по логопедии на тему
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_fonematicheskogo_sluha.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание фонематического слуха.
В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,
неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 лет, не
овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и
интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного
развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска
по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина –
недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха.
Развитие фонематических функций включает в себя:
1. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове.
2. Определение места звука в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце и в
середине).
3. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности
звуков в слове, их количества. Определение положения звука по отношению к другим
звукам в слове (после какого звука, перед каким звуком) и составление слов из
заданной последовательности звуков (фонематический синтез).
В процессе формирования фонематического анализа необходимо
учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.
Оптимальной является следующая последовательность предъявления речевого
материала:
односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога: ус, на, дом,
нос, сок и т.д.;
двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы
и т.д.;
двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и
т.д.;
двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и
т.д.;
односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и
т.д.; односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и
т.д.;двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи,
врачи и т.д.;
двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба,
крышка и т.д.;
трехсложные слова: паровоз, канава и т.д.__
Составила: ст.воспитатель Садовская Л.И.