Воспитание фонематического слуха.
статья по логопедии на тему

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_fonematicheskogo_sluha.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание фонематического слуха.

В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии,

неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 лет, не

овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и

интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного

развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска

по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина –

недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания фонематического слуха.

Развитие фонематических функций включает в себя:

1. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука в слове.

2. Определение места звука в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце и в

середине).

3. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности

звуков в слове, их количества. Определение положения звука по отношению к другим

звукам в слове (после какого звука, перед каким звуком) и составление слов из

заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

В процессе формирования фонематического анализа необходимо

учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.

Оптимальной является следующая последовательность предъявления речевого

материала:

односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога: ус, на, дом,

нос, сок и т.д.;

двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы

и т.д.;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и

т.д.;

двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и

т.д.;

односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и

т.д.; односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и

т.д.;двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи,

врачи и т.д.;

двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба,

крышка и т.д.;

трехсложные слова: паровоз, канава и т.д.__

Составила: ст.воспитатель Садовская Л.И.