Конспект подгрупповой организованно образовательной деятельности по теме "Насекомые" для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

Конспект по развитию речи с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий, нетрадиционных методик (пескотерапии, образовательной кинесиологии, релаксирующих упражнений...)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой организованно образовательной деятельности по теме «Насекомые» для старшей группы с ОНР

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование обобщающего понятия насекомые. Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами, образование имен существительных в форме дательного падежа единственного числа, в форме родительного падежа множественного числа). Стимулирование речевой активности. Освоение навыков слогового анализа.

Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, креативного действия, тонкой и общей моторики, логического мышления, тактильно-кинетической чувствительности. Снятие мышечного напряжения. Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки.

 Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационные картинки с изображением насекомых, насекомые-игрушки, песочница, сюжетные картинки с изображением насекомых, демонстрационные карточки «Клумбы», раздаточные карточки с разным количеством одинаковых насекомых, предметные картинки с изображением насекомых с недостающими частями тела, контейнеры с цветными карандашами, рабочие тетради.

Предварительная работа: формирование представлений о насекомых, разучивание физкультминутки «Пчела».

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Дети, вы любите загадки? А умеете их разгадывать?

Дети: Умеем.

Логопед: Послушайте мои загадки и разгадайте их.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. 
(Бабочка)

Не зверь не птица,
А нос – как спица. 
(Комар)

Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион. 
(Муравейник)

Готовит лакомство,
Хотя не повариха,
Иголку носит при себе,
А не портниха. 
(Пчела)

У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? 
(Божья коровка)

Ответы детей.

Логопед: Молодцы, дети. Вы догадались, о ком мы будем сегодня говорить?

Дети: о насекомых.

Логопед: давайте отправимся с вами на прогулку, ведь на улице такая прекрасная погода.

Логопед: Дети, посмотрите песочница стоит. Насекомые любят греться на песочке, иногда зарываются в него. Давайте посмотрим, кто же в нем прячется.

Дети двигают ладошкой в песке, находят насекомого и стараются угадать, кого они там нашли.

Упражнение «Бегут жучки-паучки»

Дети двигают всеми пальцами руки, имитируя движение насекомого.

Затем логопед предлагает посадить насекомых на травку в коробку и берёт их с собой на занятие. Дети проходят на свои места за столами.

II. Основная часть занятия

1.Составление описательных рассказов. Образование существительных в форме дательного падежа, использование в речи предлогов.

Логопед: Ребята, посмотрите,  какие красивые картинки прислал нам художник. Найдите на них насекомых и расскажите о них. А рассказывать будем по такому плану:

1)Надо назвать насекомое.

2)Рассказать о его внешнем виде.

3)Сказать, полезное или вредное это насекомое для человека и почему.

Дети называют насекомое («я нашел пчелу») и  составляют 4-5 рассказов о насекомых.

2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Насекомые, дети, очень маленькие. Давайте их назовем «маленькими»: комар-комарик…

(жук, паук, стрекоза, пчела)

3.Слоговой анализ

Логопед предлагает рассадить насекомых по клумбам в зависимости от числа слогов в названии. На доску вывешиваются демонстрационные карточки «Клумбы» с 1 цветком,  2,3,4 цветками.

4.Развитие логического мышления.

1.Игра «4 лишний»

На мольберте 4 предметные картинки (летающие-нелетающие насекомые)

2.Игра «4 лишний» (на слух):

а) муравей, ласточка, стрекоза, пчела;

б) пчела, оса, стрекоза, муравей;

5.Образование существительных в форме родительного падежа множ. числа.

Дети в природе существует много разных насекомых. И мы обязательно должны бережно относиться к ним, ведь многие приносят нам пользу. А еще насекомые являются кормом для птиц.

Игра «Каких насекомых много?»

 III.Физкультминутка

Логопед: А теперь, ребята, пчелка приглашает вас поиграть.

Проводится физкультминутка «Пчела».

«Пчела»

Прилетела к нам вчера (Бегут по кругу, машут «крыльями»)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк (На каждое название насекомого

И весёлый мотылёк, загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и

 подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут руками.)

От усталости упали. (Падают на ковёр на спину, машут

 ногами)

IV.Основная часть занятия

1.Согласование числительных с существительными

Логопед: Королева-пчела просит вас помочь ей сосчитать насекомых.

Дети считают насекомых на раздаточных карточках и составляют предложения.

У меня 2 шмеля. У меня 5 стрекоз. И т.д.

2.Образование существительных в форме родительного падежа множ. числа. Словообразование прилагательных от существительных.

Логопед: Ребята, посмотрите, Незнайка прислал нам свои рисунки насекомых. Мне кажется, что у его насекомых чего-то не хватает.

«Чего нет у насекомого?»

«Какое насекомое?» (бабочка безусая, пчела бескрылая, жук безлапый.)

3.Развитие мелкой моторики. Формирование умения выполнять задание по словесному указанию.

«Помогите Незнайке дорисовать насекомое и разукрасьте его».

Работа в рабочей тетради-раскраске.

3а. Использование образовательной кинесиологии.

Логопед: Ваши ручки потрудились и мы выполним очень полезные упражнения для рук.

Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим»: дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.

4.Релаксирующие упражнения Любопытная Варвара»

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня рисовали, наклонив головы)  сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара» 

а)  Логопед: «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох— пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись!

 Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена».

V. Итог занятия.

Логопед: О чём мы говорили на занятии?

Художник дарит вам наклейки с изображением насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" (конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе детского сада по программе "Радуга")

Интегрированное итоговое занятие по математике в старшей группе по программе "Радуга". Конспект составлен и оформлен согласно правилам аттестации педагогов на 2014 год....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по лепке «Овечка» (старшая группа)

Программное содержание: Учить передавать простейший образ новогодней овечки посредством лепки из пластилина. Закреплять основные приемы лепки (сплющивание, скатывание, оттягивание, вдавливание, прищип...

Совместная организованная образовательная деятельность родителей и детей старшей группы "Корзина цветов"

Совместная организованная образовательная деятельность детей и родителей старшей группы с  целью развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе в технике...

Конспект организованной образовательной деятельности по для детей старшей группы Тема: «Радужное письмо»

Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Путешествие Снежинки» в старшей группе («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»)

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности в старшей группе разработан для районного конкурса "Педагог года -2018"...