Формирование представления о звуках. Развитие слухового восприятия и т.д. Конспекты
план-конспект занятия по логопедии по теме

Бегун Ирина Олеговна

Конспекты занятий разработаны для детей старшей логопедической группы с общим  недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy._razvitiya_vospriyatiya.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Конспекты занятий разработаны для детей старшей логопедической группы с общим  недоразвитием речи.

Фронтальное занятие.

Тема: Формирование представления о звуках.

Цель: сформировать понятие о неречевых и речевых звуках.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.

2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.

3. Развивать внимание, память.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека.

Лексический материал: звуки, звуки речи, радостный, печальный, сердитый.

Ход занятия:

Организационный момент.

Психогимнастика: - Посмотрите на эти лица.. Детям показывают пиктограммы. – Какие они разные!

Они изображают эмоциональное состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый.

Мимические упражнения. Изобразите доброго волшебника, печальную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.

Основная часть.

Объявление темы занятия. Сегодня будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Развитие слухового внимания

Игра «Молчанка».

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы слушать звуки.

Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.

Логопед играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком. А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес»

Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали: Р-р-р! В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! – Шшш! В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! – Ззз!

Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Артикуляционная гимнастика. Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка». «Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.

Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.

Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки)

Какие неречевые звуки звучали?

Какие речевые звуки произносили?

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Индивидуальное занятие.

Тема: Развитие слухового восприятия.

Цель: развивать слуховое внимание.

Задачи:

1.Учить различать неречевые звуки, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

3.Повторить название органов артикуляционного аппарата.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: изображения животных или игрушки: котенок, щенок, змея, лягушонок, львенок, теленок, ведьмочка; бубен, стаканы (с водой и пустой), крупы, пустые баночки, фольга, деревянные и металлические ложки…

Лексический материал: котенок, щенок, змея, лягушонок, львенок, теленок, волшебница.

Ход занятия:

Организационный момент.

Закрой глаза, послушай, чьи это голоса. Кто пришел к нам на занятие. Логопед подражает голосам животных:

Мяу – мяу. (котенок)

Ав – ав. (щенок)

Психогимнастика. Изобрази маленького щенка, который первый раз вышел на улицу. Покажи, как он рассматривает каждый предмет. Покажи маленького котенка, увидевшего щенка.

Основная часть.

Объявление темы занятия

Котенок Мяу и щенок Ав учатся в школе волшебников. Они просят тебя помочь выполнить задания, которые им дала Волшебница.

Артикуляционная гимнастика.

Задание 1: отгадать загадку.

Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.

(рот, губы, зубы)

Посмотри в зеркало, рассмотри себя. Повтори за мной:

«Двери»: открыть и закрыть рот по инструкции логопеда. (5 раз).

«Покажем и спрячем зверей» (упражнение «Заборчик»): улыбнуться, показав все зубы, сомкнуть губы. (Чередовать 5 раз).

«Подарим шарик»: набрать воздух, надув щеки. Шарик лопнул – надавить кончиками указательных пальцев на щеки, выпустить воздух - «пфф». (3 раза)

«Погладим зверей» (упражнение «Почистим зубки»): улыбнуться, приоткрыть рот, провести кончиком языка с внутренней стороны сначала нижних, потом верхних зубов (по 4 раза).

Посмотри, с кем дружит Волшебница.

Дифференциация звукоподражаний.

Логопед показывает изображения змеи, лягушки, львенка. Послушай, как они подают голоса: ш-ш-ш-ш (змея), ква-ква-ква (лягушка), р-р-р-р (львенок).

Послушай, как разговаривают котенок и щенок со змеей, лягушкой, львенком. Скажи, кто сейчас говорит.

Логопед убирает за ширму игрушки и включает запись с голосами животных. Если ребенок правильно называет животное, логопед показывает его. Р-р-р, мяу, ав-ав, ш-ш-ш, ква-ква, мяу!

Дыхательное упражнение.

Задание 2: помоги львенку сдуть бабочку с носа.

Динамическая пауза. Различение тихого и громкого звучания.

Задание 3: научи ребят играть в игру «Тихо – громко».

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок бежит. Услышав тихое звучание, идет шагом.

Различение темпа звучания, развитие звукоподражания.

Задание 3: Поиграй с лягушонком в игру «Дождик»

Логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.

Дождик капнул на ладошку:

Кап – кап!

На цветы, на Мурку – кошку:

Кап – кап!

А потом он разыгрался.

Лил да лил,

Во всю старался:

Кап – кап – кап –кап!

Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».). Затем логопед из – за экрана произносит звукоподражание, просит повторить. Кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап. Друзья благодарят тебя за помощь. Логопед от имени животных благодарит ребенка.

Обогащение и активизация словаря.

Мамы наших новых друзей будут рады видеть своих малышей. Скажи, кто мама у котенка? У щенка? У теленка? У львенка? У лягушонка?

Пальчиковая гимнастика. На прощание поиграем в игру «Повстречались» (поочередное соединение пальцев, начиная с мизинцев):

Повстречались два котенка: «Мяу – мяу!»

Повстречались два щенка: «Ав – ав!»

Повстречались два мышонка: «Пи – пи!»

Повстречались два жеребенка: «Иго-го!»

Повстречались два быка: «Муу!»

Смотри, какие рога! (пальцы сжать в кулачки, выпрямив только

указательные и мизинцы)

Ребенок повторяет движения и звукоподражания.

Кто встретился? Назови по порядку.

Попрощайся со своими новыми друзьями, им пора домой.

Итог занятия.

Какие звуки ты научился различать? (голоса животных)

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Фронтальное занятие

Тема: Знакомство со словом.

Цель: формирование представления о слове..

Задачи:

1. Познакомить с понятием «слово», учить различать звук и слово.

2. Учить различать понятия сад, лес.

3. Развивать речевое внимание.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: предметные картинки (обитатели леса, фрукты, цветы); сюжетные картинки «Сад», «Лес»; Звуковые замки красного. Синего и зеленого цвета; кружочки – символы звуков; кукла.

Лексический материал: звук, слово, замок, сад, лес.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети, сейчас мы поиграем. Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.

Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек.

Оля, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голос.

Один из детей произносит: «Ква-ква-ква». Девочка называет имя

ребенка.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комара, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу лягушку на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладони и посадите на травку.

Основная часть.

Закрепление понятия «звук»

Выставляется несколько панно: Звуковые замки – красного, синего и зеленого цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила её в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела красивые замки. Какого они цвета? Этот замок … (красный). Этот … ( зеленый). А этот … (синий). В окошках замков Машенька увидела такие же кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному кружочку, прикоснулась и он зазвучал: «А-а-а».Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий

кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б». В Зеленом замке песенки звучали нежнее: «Л'-л'-л', м'-м'-м'». Машенька нажимает на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие – языком (р-р-р), третьи звуки поются (а-а-а, у-у-у).

Ознакомление с понятием «слово»

Волшебница пригласила Машеньку в свой сад. Выставляется картинка «Сад».

Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много… (слов). Слова состоят из звуков.

Динамическая пауза. Развитие речевого внимания.

Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово – название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами. Называются слова зайка, волк, лиса, медведь. Логопед чередует названия животных, дети должны быстро изменить манеру поведения, в соответствии со словами логопеда.

А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Сильный ветер – качаются деревья. Наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-и-и». Березовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у». Дети повторяют звуки.

Какие песенки листочков запомнили?

Дифференциация понятий «звук – слово»

Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Машенька спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Звуки.) А сейчас скажите по два слова. Я «положу» ваши слова в этот красивый сундучок. Дети называют слова, логопед кладет полосочки в сундучок.

Усвоение понятий «живой – неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла. Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы … (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки – все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных. Это – живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.

У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это – неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Выставляются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?». Логопед оставляет 5 картинок.

Игра на развитие внимания и памяти «Какая картинка пропала?».

Логопед убирает картинки. Игра с названиями оставшихся картинок «Какое слово пропало?».

Итог занятия.

Какие слова называли на занятии?

Как мы спрашиваем о живом предмете? (Кто это?)

Как спрашиваем о неживом предмете? (Что это?)

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Индивидуальное занятие

Тема: Развитие речевого восприятия.

Цель: развитие речевого восприятия.

Задачи:

1. Учить различать правильное и неправильное звучание слов, учить заканчивать предложение словом, похожим по звучанию с заданным.

2. Продолжить знакомство с понятием слово.

3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

4. Совершенствовать умение дифференцировать неречевые звуки, развивать речевое внимание, речевую память.

Оборудование: игрушки (кукла Маша, щенок, пес), бумажная бабочка на длинной нитке, предметные картинки (майка, зайка, банка, бант, дом, мак, кот, танк), тетрадь, карандаши.

Лексический материал: слово, портрет.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дифференциация звукоподражаний по высоте.

К нам на занятие пришла Маша со своими друзьями. Кто они?

Послушай: ав-ав! (тонким голоском). (Щенок)

Щенок пришел не один: АВ –АВ! (низким голосом). (Пес)

Психогимнастика. Изобрази большого, смелого пса. Покажи маленького любопытного щенка. Щенок и его папа Пес просят тебя помочь выполнить задание, которое дали щенку в сказочной школе. Маша сказала им, что ты очень умный и обязательно поможешь.

Основная часть.

Чтобы помочь щенку, надо потренироваться. Сделаем волшебную зарядку.

Артикуляционная гимнастика.

(индивидуально, в зависимости от нарушения звукопроизношения).

Дыхательное упражнение.

Подуй на бабочку столько раз, сколько раз тявкнет щенок. Логопед убирает за ширму игрушки и произносит звукоподражание несколько раз (как маленький щенок и как взрослая собака). Ребенок должен запомнить, сколько раз тявкнул щенок: АВ, ав, ав, АВ, ав.

Научи щенка понимать и выполнять команды его папы. Покажи ему, как правильно надо это делать.

Развитие речевого внимания, речевой памяти.

Игра «Слушай и выполняй».

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 3 до 4-5 инструкций).

Развитие речевого внимания.

Игра «Игрушка ошибается»

Щенок получил задание назвать картинки.

Щенок просит научить тебя произносить их названия. Щенок плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко.

Щенок старается подражать ребёнку в произношении звуков, но иногда называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

Мы хорошо поработали, немного отдохнем. Маша предлагает поиграть с ней.

Динамическая пауза. Развитие слухового внимания.

Игра «Что делала Маша?»

Выполнить действия в соответствии с текстом:

Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами (почмокать три раза).

Мы носиком сопим (посопеть три раза).)

Логопед предлагает ребенку закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.

На уроке чтения щенок должен рассказать небольшие стихотворения. Послушай, как он справился с заданием.

Развитие речевого слуха, формирование «чувства языка».

Игра «Подскажи словечко».

Логопед читает стихотворение, а ребёнок подсказывает последнее слово:

Наша Таня громко плачет: уронила в речку… (мячик, скакалку, зонт).

Зайку бросила хозяйка- под дождём остался … (зайка, медвежонок, слон).

Уронили мишку на пол, оторвали мишке … (ухо, хвост, лапу).

Логопед просит ребёнка вспомнить, какие слова он подсказал.

Маша, щенок и пес очень благодарны тебе за помощь. Они предлагают тебе поиграть в их любимую игру.

Работа в тетради.

Щенок нарисовал для тебя свой портрет. Посмотри, все ли в порядке. (недорисована одна лапа и одно ухо). Ребенок должен дорисовать недостающие детали.

Наши гости прощаются с тобой. Им пора домой. Они желают тебе всего доброго.

Итог занятия.

Какие слова ты научил щенка произносить правильно?

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Фронтальное занятие

Тема: Слова-действия.

Цель: формирование представления о словах, обозначающих действия.

Задачи:

1. Познакомить с понятием слова-действия, учить выделять в речи и называть слова, обозначающие действия.

2. Познакомить с понятиями игрушки, животные. Учить различать живые и неживые предметы.

3. Развивать речевое и фонематическое восприятие.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, петрушка, мишка и др.), картинки с изображением животных, символы звуков (кружочки), символы слов (полоски), счетные палочки на каждого ребенка, сундучок.

Лексический материал: звук, слово, слово-действие, игрушки, животные.

Ход занятия:

Организационный момент.

Психогимнастика. Упражнения на расслабление (релаксация).

Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку.

Заводная кукла сломалась.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем – туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

Основная часть.

Дифференциация понятий «звук – слово»

Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Чем мы обозначаем звуки? (Кружочками.)

Назовите слова – названия игрушек.

На доске выставляются палочки, обозначающие каждое сказанное слово.

Мы назвали много … (слов).

Выставляются полоски – символы слов.

Посмотрите на полоски, это – домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками.

Откройте пеналы, возьмите в правую руку красный кружок, а в левую – вот такую полоску. Что мы будем обозначать такой полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук – поднимите кружок.

Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.

Развитие речевого слуха и фонематического восприятия

В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, дайка, зуйка, туколка, куколка, муколка (и др.).

Ознакомление с понятием «слова – действия». Актуализация глагольной лексики.

Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это?) О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?) Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает?)

Выставляются картинки с изображением петуха, котенка, коровы, зайца.

Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)

Подбор глаголов к словам котенок, корова, заяц.

Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Сидит, лежит, ходит, машет.)

Динамическая пауза. Развитие речевого восприятия.

Логопед говорит, что сейчас он будет давать задания детям и выполнять их вместе с ними. Логопед предупреждает ребят о том, что иногда будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.

Логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь.

Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите левую руку, наклонитесь вправо. Что вы сделали? (Шагнули, подняли руку, наклонились.) Какие слова вы называли? (Слова-действия.)

Итог занятия

«Положите» в сундучок слова-названия предметов. У каждого ребенка лежит коробочка со счетными палочками.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей. Очень много слов в моем сундучке. Спасибо вам!

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Индивидуальное занятие.

Тема: Слова – действия.

Цель: продолжить работу по формированию понятия о словах-действиях.

Задачи:

1. Продолжить учить различать слова-предметы и слова-действия.

2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

3. Развивать речевое и фонематическое восприятие, память.

4. Развивать речевое внимание, речевую память.

Оборудование: емкость с водой, бумага, игрушка медвежонок, предметные картинки (с изображением животных и птиц, произношение которых доступно ребенку), картинка с изображением леса, музыкальные инструменты (барабан, пианино, гармошка), тетрадь, карандаши.

Лексический материал: слово, звук, слова-предметы, слова-действия, музыкальные инструменты.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по – бо, пу – бу, па –па – па, ба- ба –ба.

Психогимнастика.

Изобрази медвежонка, покажи, как он ходит. Медвежонок подошел к пчелиному домику (улью). Он чувствует запах, покажи, как медвежонку хочется меду. Покажи, как он боится пчел. Угостим медвежонка медом. Медвежонок наелся, он доволен.

Основная часть.

Поможем медвежонку научиться говорить на нашем языке. Для этого обязательно надо научиться выполнять зарядку для губ, языка, щек.

Артикуляционная гимнастика.

Индивидуально, в зависимости от речевого нарушения.

Во время артикуляционной гимнастики можно предложить игру на развитие слухового внимания:

Логопед предлагает ребенку с точками (6 точек) и предлагает поиграть с медвежонком в игру. Медвежонок будет топать, а ребенок должен найти на полоске столько же точек и сказать, сколько раз топнул мишка. Потом выполнить данное упражнение столько же раз.

Дыхательное упражнение.

«Кораблик»

Логопед предлагает научить медвежонка делать кораблик из бумаги, научить понимать инструкции «согни, загни, отогни». Ребенок складывает кораблик по инструкции логопеда. Затем опускает в таз с водой и двигает корабль с помощью сильного, долгого, плавного выдоха.

Развитие речевого внимания.

Медвежонок принес для тебя портреты своих друзей и называет их: заяц, волк, лось, лиса, мышь, барсук, сова, филин, дятел, кукушка (в зависимости от произносительных возможностей подбираются животные и птицы).

Логопед произносит некоторые слова правильно, некоторые с ошибками, ребенок исправляет ошибки.

Активизация глагольного словаря, развитие речевой памяти.

Скажи, что делает заяц? (прыгает). Что делает волк? (бегает). Что делает змея? (ползает). Что делает рыба? (плавает). Что делает сорока? (летает). Какие слова-действия ты назвал? Назови в том же порядке.

Развитие речевого внимания.

Медвежонок постарался их запомнить. Вот что у него получилось:

Заяц прыгает, волк летает, рыба плавает, сова плавает, лось летает, медведь прыгает, змея бегает, рыба ходит, филин летает, волк бегает, заяц плавает…

Ребенок в случае необходимости исправляет ошибки.

Развитие внимания, памяти.

Медвежонок предлагает ребенку выбрать любые 4 картинки.

Игры «Какая картинка пропала?», «Какая картинка появилась?».

Аналогично игры со словами «Какое слово пропало?», «Какое слово появилось?» (слова – названия картинок).

Развитие фонематического восприятия.

Логопед показывает картинку с изображением зимнего леса.

Медвежонок предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок с игрушкой «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.

Динамическая пауза. Развитие речевого внимания, памяти.

Игра «Слушай и выполняй»

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 3 до 4-5 инструкций).

Работа в тетради.

Нарисуй для медвежонка столько цветов, сколько раз медвежонок пропоет свою любимую песенку: ап, ап, ап.

Медвежонок благодарит тебя и прощается с тобой. В лесу его ждет мама.

Итог.

Какие слова – действия ты запомнил?

Назови слова –предметы.

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Фронтальное занятие

Тема: Слова-признаки.

Цель: формирование понятия о словах, обозначающих признаки предметов.

Задачи:

1. Познакомить с понятием слова-признаки, учить выделять в речи слова, обозначающие признаки, подбирать и называть их.

2. Познакомить с понятием овощи, учить различать овощи по виду и вкусу.

3. Развивать речевое и фонематическое восприятие.

4. Развивать внимание, память.

Оборудование: натуральные овощи, рисунки с искаженным цветом овощей, «Чудесный мешочек».

Лексический материал: слово, слова-признаки, овощи.

Ход занятия:

Организационный момент

Мимические упражнения. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Когда услышите «толстый» звук «ы», изобразите овощи-«толстячки». Когда услышите «тоненький» звук «и», превратитесь в овощи-«худышки».

Основная часть.

Развитие речевого внимания. Закрепление понятия «слово»

Дети, сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.

Дифференциация понятий «звук», «слово» Чем мы обозначаем слова? (Полосками.) Приготовьте ладошки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в слова: с-с-с-в-ё-к-л-а... (свёкла), л-л-у-к... (лук), к-к-к-а-ап-у-с-с-т-а-а... (капуста). Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук. (Произносятся слова и звуки: к, п, капуста и т.д.)

Теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы... (арбуз.) Пуста-пуста, выросла... (капуста.) Ох-ох-ох, ели мы ... (горох.).

Ознакомление со словами-признаками предметов

Дети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

Выставляются большой и маленький помидоры.

Какой это помидор? (Большой.) А этот? (Маленький.) Какого цвета помидоры? Этот ... (зеленый), а этот ... (красный). Выкладываются две морковки.

Какая морковь? (Оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая.)

Рассматриваются огурцы.

Какие огурцы? (Зеленые, хрустящие, овальные и т.д.) Чтобы узнать о форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?

Демонстрируются другие овощи. Дети задают вопросы. Подбор определений.

Кто больше назовет слов о каждом овоще? Дети называют слова.

Игра «Узнай по описанию»

Логопед описывает овощ, называя его характерные признаки. Дети должны назвать задуманный предмет.

Динамическая пауза. Развитие концентрации внимания.

Пантомима «В огороде». Демонстрируется картинка «Огородное пугало».

Дети шли, шли, шли. В огород они зашли. Там увидели урода - и скорей из огорода.

Логопед даёт задание изобразить огородное пугало, добавляя шепотом имя или фамилию ребенка, которому надо это сделать. Один ребенок изображает огородное пугало, а остальные - испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а логопед - испуг.

Образование относительных прилагательных

Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный.) Из свеклы? (Свекольный.) Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая.) Из баклажанов? (Баклажанная.) Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное.) Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной.)

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти

Демонстрируются рисунки овощей, закрашенные неправильно. Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно?

Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый баклажан, зеленая капуста и т.д.

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?» (с картинками, потом со словами).

Развитие тактильного восприятия

Проводится игра «Что в мешочке?».

Итог занятия

Какие слова – признаки запомнили?

Анализ работы.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Индивидуальное занятие.

Тема: Развитие речевого восприятия.

Цель: развитие речевого восприятия.

Задачи:

1. Учить различать слова, похожие по звучанию.

2. Продолжать учить выделять и называть слова-признаки предметов.

3. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

4. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, речевую память.

Оборудование: корзинка, натуральные овощи, их изображения, игрушка заяц, стакан с водой, соломинка для коктейля, тетрадь, карандаши.

Лексический материал: слова-признаки, шторм, штиль, овощи.

Ход занятия:

Организационный момент.

К нам на занятие прибежал маленький зайчик.

Психогимнастика. Развитие речевой памяти.

Изобрази маленького зайчика, который бежит по огромному лесу, в котором живут опасные звери. Зайчонок долго бежал. Он устал, он голоден. Пожалей зайчика. Покормим зайчонка.

Он просит тебя принести для него из шкафа морковку, свеклу, капусту. Принеси, пожалуйста. А мы тебя подождем. Логопед дает ребенку корзинку. Ребенок приносит названные овощи, выбрав их из овощей, лежащих на полке. (В зависимости от возможностей ребенка можно попросить принести до 6 овощей).

Основная часть.

Как назвать одним словом те предметы, которые ты принес для зайки? (овощи). Зайчик очень благодарен тебе и приготовил для тебя новую игру. Но играть в нее могут только сильные, тренированные дети. Пока зайчик кушает, сделаем зарядку.

Артикуляционная гимнастика.

(Индивидуально, в зависимости от нарушения звукопроизношения).

Наш зайчик раньше плавал на корабле. Он расскажет тебе об этом.

Дыхательное упражнение. Развитие речевого внимания.

Игра «Шторм в стакане».

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Важно, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Когда на море бушует буря, дует сильный ветер, моряки говорят, что начался шторм. Потом ветер стихает, море не волнуется, моряки говорят, что это штиль. Слушай меня внимательно: я буду говорить, какая погода на море. Если скажу «шторм», дуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Если скажу «штиль», дуть не надо.

Зайчик недолго плавал на корабле, потому что очень любит овощи.

Раньше он уносил овощи с чужих огородов.

Пальчиковая гимнастика.

Послушай, как это было:

Раз, два, три, четыре, пять, - ритмично сжимать и разжимать пальцы

Зайка в огород полез опять. –левой рукой изобразить забор, правой зайца,

Вдруг сторож прибегает, перелезающего через забор

-пальцами левой руки схватить указательный и

Зайку за уши хватает. Средний пальцы правой руки (уши зайца)

Раз, два, три, четыре, пять, - ритмично сжимать и разжимать пальцы

Еле смог он убежать. – «пробежать» пальцами по столу

Теперь он сам выращивает овощи на своем огороде.

Послушай загадки, отгадай их и узнаешь, какие овощи вырастил зайчик.

А) За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь гладкая, на вкус сладкая.

Б) Золотая голова велика, тяжела.

Голова велика, только шея тонка.

В) Я важный и сочный, у меня красные щечки.

(морковь, тыква, помидор).

При правильном ответе логопед показывает соответствующую картинку.

Какие слова-признаки ты запомнил?

Теперь зайчик попробует отгадать твои загадки. Посмотри на эти картинки. Опиши любой овощ, используя слова-признаки. Заяц попробует догадаться, что ты задумал.

Логопед показывает ребенку картинки с изображением капусты, лука, редьки, свеклы. Если ребенок называет слишком малое количество признаков, логопед намеренно ошибается, побуждая ребенка называть новые слова.

Развитие речевого внимания, речевой памяти.

Игра «Что пропало?» со словами.

Зайчик сложил на полянке овощи: морковь, картофель, капусту, свеклу, репу.

Потом он побежал домой за корзинкой. Когда он прибежал, на поляне лежали морковь, картофель, свекла, репа. Все ли на месте?

Зайчик решил убрать овощи в погреб. Послушай, в каком порядке он решил сложить овощи на полку: морковь, свекла, репа, картофель. Разложи картинки в таком же порядке. Потом зайчик подумал и решил положить овощи так: свекла, репа, морковь, картофель. Разложи картинки так же.

Динамическая пауза. Развитие концентрации, устойчивости речевого внимания.

Мы тоже научим зайчика играть в новую игру. Я буду говорить, что нужно делать и выполнять движения вместе с вами. Но если мои слова и движения не совпадут, делай так, как я скажу. Не обращай внимания на мои движения.

Игра «Кто внимательный?»

Логопед выполняет действия, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен выполнять движения, ориентируясь на слова логопеда.

Развитие логического мышления.

Зайчик украшает овощами свой домик. Послушай, в каком порядке он решил положить овощи и продолжи ряд: лук, морковка, свекла, лук, морковка, свекла, лук, …, … .

Работа в тетради.

Нарисуй овощи в таком же порядке в тетради.

Зайчик говорит тебе большое спасибо за подарок. Он прощается с тобой. Ему пора домой.

Итог занятия.

Какие слова, обозначающие признаки, запомнил?

Анализ работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...