РОЛЬ ПМПк ДОУ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Голубева Галина Анатольевна

ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач адресной психолого-медико-педагогической помощи детям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ ПМПк ДОУ В СОПРОВОЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНИКА Учитель-логопед высшей квалификационной категории Голубева Г. А.

Слайд 2

Учитель – логопед высшей квалификационной категории МАДОУ № 51 «Ёлочка» Голубева Г.А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Ёлочка» город Мытищи «Центр развития ребёнка— детский сад № 51 » Учитель-логопед Голубева Г. А.

Слайд 3

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детских садах представляет из себя следующую деятельность

Слайд 4

Нормативно-правовое обеспечение Письмо Минобразования России от 27.03.2000 №27/901 -6 «О психолого – медико – педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения». Устав дошкольного образовательного учреждения. Положение «О ПМПк ОУ». Конвенция ООН о правах ребенка. Закон РФ « Об образовании». Конституция РФ. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Слайд 5

Нормативно-правовое обеспечение деятельности ПМПк ДОУ Письмо МО РФ от 27.03.2000г. № 127 / 901 – «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения». Документация ПМПк ДОУ Приказ о создании ПМПк ОУ . Положение о ПМПк ОУ. Договор о взаимодействии ПМПК и ПМПк . Договор между ОУ и родителями воспитанника (учащегося ОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении). План работы ПМПк ОУ на учебный год. Отчёт о работе ПМПк ОУ. Журнал записи и учёта на ПМПк ОУ. Журнал протоколов заседаний ПМПк ОУ. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ОУ. Журнал регистрации детей, направленных на ПМПК. Карта развития ребёнка: - представления специалистов ПМПк , - коллегиальное заключение ПМПк , - коррекционно-образовательный (коррекционно-развивающий) маршрут ребёнка , - лист динамики развития ребёнка, - выписка из протокола ТПМПК (ЦППР и К).

Слайд 6

Психологого-медико-педагогический консилиум(ПМПк) – консультативно-диагностическое структурное подразделение образовательного учреждения ПМПк – это совещательный орган, являющийся формой взаимодействия педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников и администраторов образовательного учреждения для решения задач адресной психолого-медико-педагогической помощи детям («Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»).

Слайд 7

Обеспечение диагностико-коррекционного , психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для получения ими качественного образования в соответствии с особенностями и возможностями и их позитивной социализации. Цель ПМПк :

Слайд 8

Задачи ПМПк : Анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, клинико-экспертных комиссий, отдельных специалистов, обследовавших детей Своевременное выявление и ранняя диагностика ограниченных возможностей здоровья воспитанников Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка Разработка индивидуальных программ психолого-педагогической помощи и корректировка на основе анализа эффективности Консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских работников, представляющих интересы ребёнка Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей

Слайд 9

Основные принципы работы ПМПк Принцип Гуманности Глубокое и внимательное изучение ребенка, поиск путей и средств для преодоления трудностей Принцип всестороннего, целостного и комплексного изучения Определение признаков неблагополучия, максимально ранняя диагностика; учет данных, полученных при обследовании Принцип динамического длительного наблюдения Четкие коррекционные мероприятия специалистов ПМПк , указание сроков и эффективности динамики развития.

Слайд 10

ПМПК ЦППР и К ПМПк ДОУ Родители Администрация Воспитанники дошкольного учреждения Педагоги Специалисты Воспитатели Система работы психолого-медико-педагогического консилиума

Слайд 11

Запланированные и внеплановые консилиумы 1. Запланированные (проводятся 3 раза в год): - Первичный. Целью такого консилиума является определение особенностей развития дошкольников, возможных условий их обучения, необходимого психологического, логопедического, или иного сопровождения педагогического процесса. Проводится по завершению первичных обследований у всех специалистов (психолога, логопеда, педагога и др.). - Плановый. Проводится не реже одного раза в полугодие. Цель – оценка динамики обучения и коррекции; внесение, при необходимости, поправок и дополнений в коррекционную работу. - Заключительный. Проводится в связи с завершением коррекционной работы. Цель – оценка статуса дошкольников по итогам коррекционной работы, состояния эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций, а также разработка рекомендаций для специалистов (логопеда, психолога, воспитателей и др.), которые будут работать с ребенком в дальнейшем.

Слайд 12

2. Внеплановый (срочный) консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с дошкольниками, в случае необходимости: - длительная болезнь ребенка, - неожиданная аффективная реакция, - возникновение иных проблем в обучении и коррекции. Цель – выявление причин возникших проблем; оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности преодоления; определение допустимых нагрузок; направление на психолого-медико-педагогическую комиссию в ЦППР и К (в случае необходимости). Запланированные и внеплановые консилиумы

Слайд 13

Результатом проведенного консилиума должна стать разработка комплексной индивидуально-ориентированной программы работы с ребенком, прошедшим консилиум. Важно во время работы консилиума добиваться полного взаимопонимания между его участниками: - определить проблему, выступающую на первый план в данный момент; - обязательно согласовать задачи воспитания, обучения и коррекции; - назначить сроки выполнения коррекционной программы и дату проведения следующего консилиума.

Слайд 14

Дети с речевыми нарушениями Дети с поведенческими расстройствами Дети, слабо усваивающие программу ОУ Соматически ослабленные Дети с ОВЗ Контингент детей , представленных на ПМПк :

Слайд 15

Направления работы ПМПк 1. Диагностический блок 2. Блок анализа и планирования 3. Блок коррекционно-развивающей работы. 4. Блок профилактической и консультативной работы. 6. Блок контроля 5. Блок методического обеспечения.

Слайд 16

Блок анализа и планирования предполагает анализ результатов диагностики, выбор способа организации диагностики и коррекционно-развивающего процесса, планирование работы на год, статистический учет. Диагностический блок включает : обследование детей в условиях ДОУ, динамическое наблюдение, обследование по запросу специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей), диагностику результативности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми: с учителем логопедом - по совершенствованию разных сторон речи, с музыкальным руководителем - по развитию темпа, ритма, с инструктором по физической культуре - по развитию общей моторики, с воспитателем - по развитию познавательных процессов, с педагогом-психологом - по развитию психических процессов.

Слайд 17

Блок методического обеспечения предполагает: изучение и внедрение вариативных форм диагностики и коррекции, разработку новых форм документации ПМПк , участие в работе методических объединений, семинаров, конференций города, обобщение опыта по вопросам деятельности ПМПк , по вопросам диагностики и коррекции . Блок профилактической и консультативной работы включает углублённые диагностические обследования, консультации для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья . Блок контроля включает предоставление информации о работе ПМПк на педагогических советах, на родительских собраниях, подведение итогов за учебны й год .

Слайд 18

Приказ ДОУ о создании ПМПк Аналитический отчет Положение о ПМПк ДОУ План ПМПк на учебный год Протоколы заседаний ПМПк Перечень документов ПМПк :

Слайд 19

Перечень документов ПМПк : Приказ руководителя дошкольного образовательного учреждения о создании ПМПк ; Положение о ПМПк дошкольного образовательного учреждения; План ПМПк на учебный год; Протоколы заседаний ПМПк (3 за год + внеплановые) с коллегиальными заключениями; Аналитическая справка по результатам диагностики на начало года; Аналитическая справка по результатам мониторинга, проведенного в середине года. Аналитический отчет по результатам коррекционно - развивающей работы за учебный год; Журнал записи детей на ПМПк ; Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк ; Журнал сведений о динамике развития воспитанников ДОУ.

Слайд 20

Личное дело дошкольника:

Слайд 21

Представления специалистов:

Слайд 22

Представления специалистов: Педагог– психолог на основе результатов скрининговой диагностики старших дошкольников , выявляет детей с уровнем психического развития, не соответствующим возрастной норме. Далее с ними проводятся углубленная диагностика психической сферы ( памяти, внимания, воображения, мышления, речевого развития), развития эмоционально – личностной, мотивационно – волевой сфер, а также диагностика межличностных взаимоотношений с другими детьми. Учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей, выявляя дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями - ОНР (1, 2 , 3 и 4 ур .), ФФНР, ФНР (для комплектования в логопедические группы и на логопедический пункт ДОУ).

Слайд 23

Представления специалистов: Воспитатели составляют на детей, имеющих отклонения в психо - речевом развитии , педагогическую характеристику , где отражают трудности, которые испытывает тот или иной воспитанник в различных ситуациях; особенности индивидуальных черт их обучения и воспитания. Медицинское представление о состоянии здоровья дошкольника и выписка из истории развития.

Слайд 24

Коллегиальное заключение ПМПк

Слайд 25

Основные недостатки при составлении представлений и заключений Неполное или искаженное отражение ситуации развития; Неграмотное использование специальной терминологии; Отсутствие анализа и обобщения проблемы; Излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность; Отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме.

Слайд 26

Регламент работы ПМПк Примерный план работы ПМПк № п / п Мероприятия Сроки Ответственные 1. - Оформление нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность ПМПк в предстоящем учебном году; - Прием запросов на работу ПМПк от родителей (законных представителей) и педагогов; - Итоги обследования детей; - составление индивидуального маршрута дошкольника в соответствии с результатом диагностики. - Консультативная помощь специалистов ПМПк родителям, педагогам Сентябрь В течение года Сентябрь В течение года

Слайд 27

(Продолжение) Внеплановые заседания ПМПк по запросу педагогов ДОУ, родителей (законных представителей) - эффективность оказываемой помощи детям со стороны специалистов ПМПк . - Разработка рекомендаций с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. - Утверждение коллегиальных заключений ПМПк ДОУ - Выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей. В течение года Ноябрь - Результаты промежуточной диагностики детей. - Отчет специалистов об итогах обследования детей. - Планирование работы по обследованию детей средних групп . - Динамическая оценка состояния ребенка. - Изменение и дополнение рекомендаций по работе с детьми с низкой динамикой развития. Январь

Слайд 28

(Продолжение) 4. Подведение итогов работы за учебный год: - отчет об эффективности коррекционно – развивающей работы ПМПкДОУ ; - результаты среза диагностики готовности детей к школьному обучению (подготовительные к школе группы). -комплектование логопедических групп, логопедического пункта на новый учебный год. - Планирование коррекционно-развивающей работы специалистов на новый учебный год. Май

Слайд 29

Протокол № __заседания ПМПк Дата_____ Присутствовали: Председатель ПМПк : ____________________________________________________________________________________ Члены ПМПк : ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Повестка дня:______________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Слушали :_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коллегиальное заключение консилиума :_______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Председатель консилиума : ______________ Члены консилиума: ___________________ ____________________

Слайд 30

Индивидуальная карта сопровождения дошкольника Ф.и.о. ребенка______________________Возраст____ Группа________ Дата_______ Специалисты Начало года Середина года Конец года 1 Медицинское сопровождение 2 Педагог-психолог 3 Учитель-логопед 4 Воспитатель 5 Инструктор по ФК 6 Музыкальный руководитель

Слайд 31

(Продолжение) Заключение: «___»____20__г________________________________________________ «___»____20__г________________________________________________ «___»____20__г________________________________________________ Рекомендации: «___»____20__г________________________________________________ «___»____20__г________________________________________________ «___»____20__г________________________________________________ Заведующий: Председатель ПМПк : Учитель-логопед: Педагог-психолог: Воспитатели: Музыкальный руководитель: Инструктор ФК: Родители (законные представители):

Слайд 32

Журнал записи детей на ПМПк № п/п Дата Ф.И. О. ребёнка Домашний адрес Дата рождения (число, месяц, год) Ф.И.О. родителя (законного представителя) Повод обращения Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк № п/п Дата Ф.И. ребёнка Дата рождения Группа Заключение специалиста / коллегиальное заключение ПМПк Рекомендации Журнал сведений о динамике развития воспитанников ДОУ № п/п Ф.И. ребёнка Дата обследования на ПМПк Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, и т.д.) Дата повторного обследования на ПМПк Рекомендации

Слайд 33

Лист динамического наблюдения (ПМП консилиум) № Ф.И.О Возраст Дата обращения Коррекционные мероприятия Динамика (положительная, отрицательная, волнообразная) мед. раб. педагог психолог логопед

Слайд 34

Аналитический отчет эффективности работы ПМПк Результативность выполнения задач ПМПк в учебном году; Количество плановых и внеплановых заседаний ПМПк ДОУ; Количество детей, прошедших ПМПк ДОУ, нуждающихся в коррекционной помощи; Количество детей, направленных в ПМПК ЦППР и К с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении; Количество детей выпущенных в общеобразовательные группы, в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Карта индивидуального сопровождения дошкольника «группы риска»

Карта индивидуального сопровождения дошкольника «группы риска» МДОУ «Детский сад №1»...

Психологическое сопровождение дошкольников 4-5 лет в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Материал предоставлен в помощь педагогу-психологу при организации деятельности в ДОУ....

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

Роль музыки и музыкального сопровождения на занятиях по ритмике.

Выбор музыки и музыкального сопровождения для занятий с детьми ритмикой....

"Помогите мне научиться". Роль воспитателя-тьютора и ребёнка-помощника в сопровождении дошкольника с ОВЗ

Статья посвящена проблеме роли тьютора и ребенка-помощника в ДОУ. Рассмотрена система тьюторского сопровождения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, организация совместной работы ...