Звуки (К), (Г), (Х).
методическая разработка по логопедии на тему

Тершукова Елена Викторовна

Характеристика звуков (К), (Г), (Х). Нарушения артикуляции этих звуков, причины. Этапы работы над звуками (К), (Г), (Х). Речевой материал для автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_k_g_h.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКИ   [К], [Г], [Х]

Правильная артикуляция:

[К]: губы и зубы приоткрыты. Кончик языка опущен, задняя часть поднимается вверх и смыкается с небом. Голосовые связки не вибрируют. [К] - это заднеязычный смычной звук.

[Г]: формируется так же, но голосовые связки работают, слышен голос.

[Х]: отличается от артикуляции звука [К] тем, что корень языка не смыкается с небом, а образует с ним щель, через которую проходит струя воздуха. Это - заднеязычный щелевой звук.

Мягкие звуки [К′], [Г′], [Х′] образуются так же, но смычка или щель перемещаются вперед.

Нарушение произношения звуков обусловлено недостаточным развитием фонематического восприятия, высоким и узким твердым небом, при котором нарушается образование язычно-небной смычки.

Разновидности расстройства звука [К]:

Отсутствие звука  - каппацизм (Катя - атя, мука - муа, сок - со);

Замена звука (паракаппацизм), чаще всего на [Т] и [Х] (Катя - татя, мука - мута, сок - сот).

Расстройства звука [Г]:

Отсутствие звука – гаммацизм (Галя – Аля, гусь – усь);

Замена звука (парагаммацизм) на [Д] и [К] (Галя – Даля, Каля, гусь - дусь, кусь)

Расстройства звука [Х]:

Отсутствие звука – хитизм (петух – пету, хобот – обот)

Замена звука (парахитизм).

Замена на звук [К] (петух - петук, хобот - кобот).

Замена на звук [Т] (петух – петут, хобот – тобот)

Исправление произношения всегда начинают со звука [К].

  1. Артикуляционная гимнастика:
  • «Улыбочка» - «Трубочка»;
  • Попеременное открывание и закрывание рта;
  • Открывание рта, преодолевая сопротивление кулаков;
  • «Прятки с язычком»: при открытом рте ребенок двигает язык вперед-назад. При этом кончик языка должен оставаться внизу.
  1. Постановка звука.
  • Звук можно вызвать по подражанию: перед зеркалом взрослый показывает ребенку правильное положение языка - «Прятки с язычком»;
  • Если по подражанию звук не получился, то можно использовать механический способ: при произношении ребенком звука [Т] (или слога ТА) одновременно нажать шпателем (соской, ручкой ложки) на переднюю часть языка и отодвигать ее назад.  В результате смещенная спинка языка поднимается к небу, и получается  звук [К] (или слог КА). Упражнение повторяется многократно, пока не закрепится самостоятельное звучание, после чего переходите к последовательной автоматизации звука.
  • Можно также предложить ребенку покашлять, одновременно отодвинув язык назад (ребенок должен почувствовать смычку корня языка и неба).
  • Для постановки звука [Х] можно использовать следующий прием: при произношении ребенком слогов СА, СА, СА… нажимать шпателем (соской, ручкой ложки) на переднюю часть языка и отодвигать ее назад. Получаются слоги ХА, ХА, ХА… Можно использовать другой прием: произнесение звука [К] с придыханием (КХ, КХ, КХ) или используем прием «Погреем ручки» (при открытом рте выдыхаем теплый воздух на руки: ХХХ, ХХХ).
  • Звук [Г] получается аналогично с добавлением голоса.

Автоматизация звука.

  1. Сначала автоматизация проводится в изолированном положении.
  • «Договори слово».  Л. показывает ребенку картинку и называет слово без последнего звука, ребенок договаривает звук: - Ма… - к, ла… - к и т.д.
  • «Звук убежал». Л. предлагает ребенку слова, на месте конечного звука [К] показывает флажок. Ребенок договаривает звук (сово…, флажо… и т.д.).
  1. Автоматизация в слогах.

А). Обратные слоги.

Целесообразнее начинать автоматизацию именно с обратных слогов, т.к. из-за взрывного характера звука [К] ребенку проще произносить обратный слог с этим звуком, чем прямой.

  • «Эхо». Л. говорит слово, а ребенок, как эхо, повторяет последний слог: - Колобок! – Ок, ок, ок! – Лук! -Ук, ук, ук!
  • «Поймай звуки»: Л. предлагает сказать, что получится, если сначала поймать звук [А], потом [К] (АК) и т.д.

Б). Прямые слоги.

  • «Волшебный дождик». Обычный дождик капает так: - КАП-КАП! А у нас дождик необычный, волшебный, его капельки поют так: - КА-КА, КА-КА! (Можно изменять ритм: ка-ка, ка-ка; ка-ка, ка-ка)
  • «Курочка и цыплята». Курочка созывает цыплят громким голосом: - КО-КО-КО! Цыплята отвечают ей тихо: - ко-ко-ко.
  • «Кукушки». Первая кукушка поет песенку из одного слога: - КУ! КУ!, вторая – из двух слогов: - КУ-КУ!, КУ-КУ!, третья -  из трех слогов: - КУ-КУ-КУ!, КУ-КУ-КУ!

В). Интервокальная позиция звука.

  • «Песенки».  Л. предлагает ребенку спеть вместе песенки, затем ребенок  «поет»  самостоятельно: - АКА, ОКО  и  т. д.
  1. Автоматизация звука в словах.

 Помните, что в них не должны быть [Т] и [Х], заменяющие [К]: в начале слова (каша, Коля, курица); в середине слова (собака, молоко);  в конце слова (мак, совок, веник); в словах со стечением согласных (клюква, Оксана).

  1. Автоматизация в предложении
  • Ответы на вопросы по сюжетной картинке

(- Что делает кошка? - Кошка лакает молоко. Что делал Коля? - Коля качался  на качелях).

  • Дидактическая игра «Кто что ест» (Собака ест косточку. Корова ест траву. И т.д.).
  • Дидактическая игра «Кто чей детеныш» (У собаки малыш щенок. У коровы малыш теленок. И т.д.).
  1. Автоматизация в чистоговорках:

Ак-ак-ак, у мамы лак.

Ок-ок-ок, пеку колобок.

Ук-ук-ук, полезный лук.

В печи калачи,  как огонь горячи.

Кому калачи? Кому горячи?

Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики.

        Сорока-ворона кашу варила,

        Сорока-ворона деток кормила.

По этой же схеме проводится автоматизация остальных звуков.

Затем проводятся упражнения на различение (дифференциацию) звуков.

Дифференциация [К] - [К′]:

В слогах: КА - КЯ, КО - КЕ, КУ - КЮ, КЫ - КИ, КА - КА - КЯ,

КЯ - КА - КА, КА - КЯ - КА   и т.д.

В словах: лак - лаки, совок - совки, чудак - чудаки, танк - танки.

В предложении: Коля купил яблоки. У Киры веник.

В чистоговорке:  Выходите, курочки, собирайте крошки,

                        Много крошек на моей дорожке.

Киска, киска, киска, брысь,

На дорожку не садись!

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

Затем проводится дифференциация звуков [К] - [Т], [К] - [Х];

[Г] - [Г′], [Г] - [Д], [Г] - [К]; [Х] - [Х′].

[К] - [Т]:

Покатилось, покатилось Катино колечко,

Укатилось, укатилось

С нашего крылечка.

Кто с крылечка сойдет?

Кто колечко найдет?

(Автор: С. Маршак)

[К] - [Х]:

Хомка-хомка хомячок,

Пушистый бочок,

Глазки бусинки черны,

Лапки очень коротки,

Хвостик маленький,

Носик красненький!

(Автор: В. Леонов.)

        Ходи, ходи ножкой,

Ходи по дорожке.

[Г] - [Г′]:

Большие ноги шагают по дороге.

Маленькие ножки бегут по дорожке.

[Г] - [Д]:

Гуси, гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да!

        Га-га-га, га-га-га, это правая нога.

        Га-га-га, га-га-га, это левая нога.

Да-да-да, да-да-да, побежим скорей туда!

[Г] - [К]:

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу.

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- А вы, ручки, помогали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

[Х] - [Х′]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

Не найду петуха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи,

Убежали петухи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...