Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Малахова Юлия Вячеславовна

 

Цели:

 

Коррекционно-образовательные: Закрепления знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья.»

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема: «Осень. Деревья.»

Цели:

Коррекционно-образовательные: Закрепления знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья.»Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие: Развитие слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, преодоление твёрдой атаки гласных.

Коррекционно-воспитательные: Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Игрушки-гномики по числу детей, гномик с корзинкой и колокольчиком, игра «Разноцветные листья», плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона, мягкие игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики – лиса, волк, слон, щенок.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кустарников во время прогулки.

Ход занятия

1.​ Организационный момент. (Развитие зрительного и слухового

внимания).

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребёнком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кленовый лист.

Ребёнок берёт в руки лист, садится за стол и повторяет:красный лист.

Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит жёлтый берёзовый листок.

Ребёнок берёт в руки лист, садится за стол и повторяет: жёлтый листок.

Логопед. Теперь может сесть тот, перед кем лежит зелёный лист каштана.

Ребёнок берёт в руки лист, садится и повторяет: зелёный лист.

Логопед (обращаясь к оставшемуся ребёнку). А какой лист у тебя?

 Ребёнок. Жёлтый лист.

Логопед. Молодец. У тебя жёлтый лист рябины.( Убирает со стола листья.)

2.​ Игра «Разноцветные листья». (Закрепление навыка различения листьев

разных деревьев. Развитие памяти.)

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображённые на них.

Дети. Клён, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.

Логопед.Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. (Раскладывает на столе карточки с изображениями листьев.) Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них. Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дереваэ

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. Это лист дуба.

2-й ребёнок. Это лист рябины.

3-й ребёнок. Это лист клёна. И т.п.

3.​ Игра «Где звенит?» (Развитие слухового внимания.)

Логопед достаёт маленького игрушечного гномика с корзинкой, наполненной листьями.

Логопед. Пока вы играли в игру «Разноцветные листья», посмотрите, кто к нам пришёл. Здравствуй, гномик! Что ты нам принёс? (Показывает детям листья в корзинке.)

Дети. Листья.

Логопед. А в листьях что-то спрятано. Что это? (Показывает колокольчик.)

Дети. Колокольчик.

Логопед. Гномик хочет поиграть с вами и проверить, какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать и показывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слушайте внимательно, ведь гномик очень хитрый и любит прятаться в разных местах.

Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети показывают направление, откуда раздаётся звон.

Логопед. Гномик доволен тем, как вы с ним поиграли. А теперь давайте поиграем с другими гномиками.

4.​ Упражнение «Укачаем гномиков». ( Преодоление твёрдой атаки

гласных.)

Логопед. Вам читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Белоснежка пела гномикам колыбельную нежным голосом: «А-а-а!» Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку так, как пела Белоснежка. (Раздаёт детям игрушки.)

Дети. А-а-а.

Логопед. Вы хорошо спели и гномики уснули. Положите их на столики, пусть они пока поспят.

5.​ Пальчиковая игра «Осенние листья». (Развитие тонкой мотрики.)

Логопед читиет детям текст, показывая все движения. Затем все делают вместе.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, Загибают пальчики, начиная с больших.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками

Обеих рук.

6.Подвижное упражнение «Дождик». (Развитие общей моторики,чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.)

Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как надо правильно выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

 7.Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)

Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки – лисёнка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Открой ротик», «Улыбка», «Трубочка».

Логопед. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение назвывается «Лопатка». Попробуйте положить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.

Упражнение выполняется 3-5 раз.

8.Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед. Нам пора прощаться с гномиками. Давайте разбудим их и расскажем, что нам особенно понравилось на занятии сегодня.

Дети берут в руки гномов, рассказывают им о том, что они делали. Логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема: «Новогодний праздник.»

Цели:

Коррекционно-образовательные. Уточнение и расширение словаря по теме. Советшенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), элементарных математических представлений (навыки счёта в пределах пяти).

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, диалогической речи, связной речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств.

Оборудование. Предметные картинки для организационного момента, разноцветные флажки, мешочек с ёлочными игрушками, игрушки для сопровождения проведения артикуляционной гимнастики, тарелочка, мандарин, наклейки.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёлочка», чтение или разучивание стихов о ёлке и новогоднем празднике.

Ход занятия

1.​ Организационный момент. (Совершенствование грамматического

строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), элементарных математических представлений (закрепление навыков счёта в пределах пяти)).

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и раздаёт детям предметные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Сосчитайте игрушки на них. Расскажите, сколько игрушек на картинках.

1-й ребёнок. У меня две рыбки.

2-й ребёнок. У меня пять рыбок.

3-й ребёнок. У меня два шарика.

4-й ребёнок. У меня пять шариков.

Логопед. Молодцы! Садитесь за стол.

2.​ Игра «Чудесный мешочек». (Развитие тактильных ощущений.

Уточнение и расширение словаря. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде)).

Логопед собирает картинки и достаёт мешочек с игрушками.

Логопед. Сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру «Чудесный мешочек». Вы будете по очереди опускать руку в мешочек, нащупывать одну из игрушек и рассказывать, какая она.

1-й ребёнок. Это шарик. Он гладкий, круглый, лёгкий.

2-й ребёнок. Это сосулька. Она длинная, тонкая, гладкая.

3-й ребёнок. Это фонарик. Он бумажный, лёгкий.

4-й ребёнок. Это рыбка. Она овальная, гладкая. У неё длинный хвостик.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об игрушках. Давайте посмотрим на них. Какого они цвета?

1-й ребёнок. Шарик жёлтый.

2-й ребёнок. Сосулька голубая.

3-й ребёнок. Фонарик синий.

4-й ребёнок. Рыбка разноцветная.

3.​ Повторение рассказа-описания о ёлочной игрушке после логопеда.

(Развитие связной речи.)

Логопед показывает детям ёлочную игрушку – шар.

Логопед. Что это?

Дети. Это шарик.

Логопед. Какой он?

1-й ребёнок. Синий.

2-й ребёнок. Большой.

3-й ребёнок. Круглый.

4-й ребёнок. Блестящий.

Логопед. Чем он украшен?

Дети. Снежинками.

Логопед. Для чего он нужен?

Дети. Его вешают на ёлку.

Логопед. А теперь послушайте рассказио ёлочной игрушке. Это ёлочная игрушка – шарик. Он круглый, большой, синий, блестящий. Его вешают на ёлку.

Попробуйте повторить этот рассказ. Сначала назовите игрушку, потом расскажите, какая она, для чего она нужна.

Дети повторяют рассказ по очереди. Логопед предлагает детям выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой.

4.​ Игра «Приятный запах». (Развитие речевого дыхания.)

Логопед достаёт тарелочку с мандарином и разламывает его на дольки.

Логопед. Вы знаете, как вкусно пахнет мандарин? Давайте понюхаем его. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить мандарин к носу каждого из вас. По моей команде вы сделаете вдох, понюхаете мандарин. А потом выдохните и скажете: «Ах, какой приятный запах!»

Логопед подходит к каждому ребёнку.

5.​ Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». (Развитие тонкой моторики,

творчекое воображение, координации речи с движением.)

Логопед приглашает детей выйти на коврик и сесть по-турецки, предлагает повернуться лицом в круг и выполнить упражнение.

Перед нами ёлочка: Показывают ёлочку: руки, согнутые в локтях, перед собой;

пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх,-

 верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и иголочки – рас-

 топыренные пальчики.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка-полуковшик со слегка раз-

 двинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же

 сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным

 и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со

сведёнными пальцами.

Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопы-

 ренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.

6.​ Общая артикуляционныя гимнастика (Развитие артикуляционной

моторики.)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполнить упражнения «Иголочка» и «Лопатка». Логопепед может не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывает соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому ребёнку выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.

7.​ Упражнение «Лесенка». (Преодоление твёрдой атаки гласных.)

Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать в шеренгу лицом к себе и послушать, как он будет петь звук «и» с повышением и понижением тона.

Логопед. Послушайте, как я пою: как будто госос поднимается и спускается по лесенке.

Логопед поёт вместе с детьми с повышением и понижением тона, сопровождая пение движением руки.

Упражнение выполняется 3-4 раза.

8.​ Упражнение «Подними флажок». (Развитие фонематического слуха)

Логопед раздаёт детям разноцветные флажки.

Логопед. Сейчас я буду петь, а вы будете поднимать флажки только тогда, когда услышите звук «и».

Ам, ос, ун, ип, ул, ис, ак, ум, ит, ом, ин.

9.​ Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед собирает флажки и предлагает детям рассказать о тех упражнениях, которые они ваполняли на занятии. Логопед оценивает работу каждого ребёнка.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.

Лексическая тема: «Одежда».

Цели:

Коррекционно-образовательная. Закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита, уточнение и расширение словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Совершенствование стилистического строя речи (подбор антонимов). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Контейнер с плоскостными изображениями одежды для куклы, предметные картинки с изображениями одежды, мяч.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «У Матрёшиной сестрицы…». Экскурсия с родителями в магазин одежды, беседа о назначении одежды.

Ход занятия

1.Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия. Уточнение словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагателиных с существительными).)

Логопед встречает детей с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает выбрать по одному плоскостному изображению одежды для того, чтобы собрать на прогулку куклу Машу.

Логопед. Сегодня сырой холодный день. Выберите такую одежду, которая пригодится Маше для прогулки. Подойдите поближе и «оденьте» Машу. Расскажите, что вы выбрали. Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

Дети выбирают одежду для куклы, «одевают» куклу и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. Я выбрала для Маши тёплый нарядный красный комбинезон с капюшоном.

2-й ребёнок. А я взяла для куклы полосатую пушистую шапочку с помпоном.

3-й ребёнок. Я взял жёлтый шерстяной шарф с кисточками.

4-й ребёнок. А я – жёлтые непромокаемые перчатки.

Логопед. Ну вот, а я подобрала Маше подходящую обувь – синие резиновые сапожки на меху, и она готова к прогулке. А мы сегодня будем говорить об одежде, о её деталях, о материалах, из которых её делают. А для начала ответьте на вопрос, для чего людям нужна одежда.

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).)

Логопед предлагает детям сесть за столы.

Логопед. Пока Маша не ушла на прогулку, давайте поиграем с ней в игру «Что изменилось?» Вы хорошо запомнили, как одета Маша? Тогда закройте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на кукле.

Логопед. Что изменилось?

1-й ребёнок. Вместо полосатой шапочки у куклы шляпка.

Таким образом логопед должен предостваить возможность для ответа каждому ребёнку.

Логопед. Ну вот, кукла уходит на прогулку, а мы пойдём поиграем на коврике.

3. Игра с мячом «Подбери слова». (Развитие грамматического строя речи, совершенствование навыка словообразования (подбор однокоренных слов).)

Логопед предлагает детям встать в круг и берёт в руки мяч.

Логопед. Давайте будем бросать мяч друг другу и подбирать слова одной семейки, похожие на слово одежда.

Логопед бросает мяч первому ребёнку.

Логопед. Что нужно сделать с куклой, если она без одежды?

1-й ребёнок. Одевать.

Логопед. Если человек в одежде, значит он какой?

2-й ребёнок. Одетый.

Логопед. Что ты сделаешь перед выходом на улицу?

3-й ребёнок. Оденусь.

Логопед. Что нужно делать с одеждой?

4-й ребёнок. Надевать.

Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.

Логопед предлагает детям пройти за стол.

4. Игра «Отгадай загадку». (Развитие мышления, речевого слуха, связной речи, уточнение словаря по теме «Одежда».)

Логопед. А теперь новая игра. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Вы не просто должны их отгадать, но и рассказать, как вы это сделали, почему догадались.

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают их и занимаются их толкованием.

Как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою,

Ну и что же я такое?

 (Плащ)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

 (Варежки)

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

 (Перчатки)

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трёх,

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошёл.

 (Рубашка)

6.​ Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного уклада звука «ш».)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Например, «Качели» и «Прятки».

Логопед. А теперь давайте сделаем упражнение «Горячий чай». Уголки губ разведите в стороны. Сделайте язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближайте зубы, дуйте в «чашечку», произнося звук «с».

Дети. Ш…

Упражнение выполняется 2-3 раза.

7.​ Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы…» (Координация

речи с движением, развитие тонкой моторики.)

У Матрёшиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с

 указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы: Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с

 указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают пальцы на

В тёплоп полушубке, руках,начиная с больших.

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже Ритмично чередующиеся хлопки в ладоши и удары

Корова в рогоже. кулачками.

7.Упражнение «Разноцветные флажки». (Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков «т»-«д» в ряду звуков, слогов, слов.)

Логопед приглашает детей на ковёр и раздаёт им по розовому и красному флажку.

Логопед. А сейчас поиграем с флажками. Я буду произносить сначала просто звуки, потом – слоги, а потом – слова, а вы будете поднимать розовый флажок, если услышите звук «т», и красный, если услышите звук «д».

О, т, п, д, и, н, т, д, б, д.

Да, то, му, но, ты, на, ду, ту.

Дом, точка, ночь, вода, вата, мышь, надувать, топать.

8.​ Игра с мячом «Скажи наоборот». (Совершенствование

стилистического строя речи (подбор антонимов). Развитие ловкости, умения бросать и ловить мяч.)

Логопед приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч.

Логопед. Мы с вами уже говорили о том, что можно делать с одеждой, подбирали слова, которые отвечают на вопрос «Что делать?» Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю, что можно делать с одеждой, и бросаю мяч, вы ловите мяч, говорите слово-«наоборот» и бросаете мяч мне.

В игре образуются пары антонимов: надевать – снимать, пачкать – стирать(чистить), мять – гладить, вешать (в шкаф) – доставать (из шкафа) и т.п. Если дети не устали, можно предложить им аналогично подобрать пары слов-антонимов, отвечающих на вопрос «Какой?» (тёплый – лёгкий, новый – старый, мятый – выглаженный, чистый – грязный и т.п.)

9. Упражнение «Составь слова». (Совершенствование навыка составления и чтения слов.)

Логопед помещает на магнитную доску четыре картинки, на которых с обратной стороны написаны слоги.

Логопед. Переверните картинки и прочитайте слоги на них.

1-й ребёнок. Ма.

2-й ребёнок. Ди.

3-й ребёнок. Да.

4-й ребёнок. Мо.

Логопед. Составьте и прочитайте слова.

Дети. Ди-ма, мо-да.

Логопед. Отлично!

10.Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед убирает картинки и предлагает детям вспомнить, о чём они говорили, чем занимались, что нового узнали, что им было интересно делать. Далее логопед оценивает работу каждого ребёнка.

Список использованной литературы:

1.​ «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие

для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения» под ред. С.Г.Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001 г.

2.​ «Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения»

Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, под ред. В.И.Лубовского. – М.: Школьная пресса, 2004 г.

3.​ «Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь»

А.О.Дробинская. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

4.​ «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методичес

кое пособие» под ред. Т.В.Волосовец. – М.:Институт общегуманитарных исследований В.Секачёв, 2002 г.

5.​ «Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для студентов

высших педагогических учебных заведений» Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.:Издательский центр «Академия», 2003г.

6.​ «Логопедия: учебник для вузов» под ред. Л.С.Волковой. – М.: ГИЦ «Владос»,

2004 г.

7.​ «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического

развития» В.Б.Никишина. – М.: ГИЦ «Владос», 2003 г.



Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема: «Осень. Деревья.»

Цели:

Коррекционно-образовательные: Закрепления знания признаков осени, умения различать листья разных деревьев. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Деревья.»Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие: Развитие слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, преодоление твёрдой атаки гласных.

Коррекционно-воспитательные: Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Игрушки-гномики по числу детей, гномик с корзинкой и колокольчиком, игра «Разноцветные листья», плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона, мягкие игрушки для выполнения артикуляционной гимнастики – лиса, волк, слон, щенок.

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кустарников во время прогулки.

Ход занятия

1.​ Организационный момент. (Развитие зрительного и слухового

внимания).

Дети входят в кабинет и встают около стульчиков перед столом, на котором лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребёнком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Посмотрите, пожалуйста, на листья, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, перед кем лежит красный кленовый лист.

Ребёнок берёт в руки лист, садится за стол и повторяет:красный лист.

Логопед. Теперь сядет тот, перед кем лежит жёлтый берёзовый листок.

Ребёнок берёт в руки лист, садится за стол и повторяет: жёлтый листок.

Логопед. Теперь может сесть тот, перед кем лежит зелёный лист каштана.

Ребёнок берёт в руки лист, садится и повторяет: зелёный лист.

Логопед (обращаясь к оставшемуся ребёнку). А какой лист у тебя?

 Ребёнок. Жёлтый лист.

Логопед. Молодец. У тебя жёлтый лист рябины.( Убирает со стола листья.)

2.​ Игра «Разноцветные листья». (Закрепление навыка различения листьев

разных деревьев. Развитие памяти.)

Логопед помещает на наборное полотно две большие картинки и просит детей показать и назвать деревья, изображённые на них.

Дети. Клён, каштан, рябина, дуб, ель, сосна.

Логопед.Я хочу проверить, сумеете ли вы найти листья всех этих деревьев. (Раскладывает на столе карточки с изображениями листьев.) Рассмотрите листья, вспомните, с какого дерева слетел каждый из них. Выбирайте по одному листочку и закрепляйте каждый листок у его дереваэ

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. Это лист дуба.

2-й ребёнок. Это лист рябины.

3-й ребёнок. Это лист клёна. И т.п.

3.​ Игра «Где звенит?» (Развитие слухового внимания.)

Логопед достаёт маленького игрушечного гномика с корзинкой, наполненной листьями.

Логопед. Пока вы играли в игру «Разноцветные листья», посмотрите, кто к нам пришёл. Здравствуй, гномик! Что ты нам принёс? (Показывает детям листья в корзинке.)

Дети. Листья.

Логопед. А в листьях что-то спрятано. Что это? (Показывает колокольчик.)

Дети. Колокольчик.

Логопед. Гномик хочет поиграть с вами и проверить, какие вы внимательные. Сейчас вы закроете глаза, будете слушать и показывать рукой, где звенит колокольчиком гномик. Только слушайте внимательно, ведь гномик очень хитрый и любит прятаться в разных местах.

Логопед ходит по комнате и звенит колокольчиком. Дети показывают направление, откуда раздаётся звон.

Логопед. Гномик доволен тем, как вы с ним поиграли. А теперь давайте поиграем с другими гномиками.

4.​ Упражнение «Укачаем гномиков». ( Преодоление твёрдой атаки

гласных.)

Логопед. Вам читали сказку «Белоснежка и семь гномов». Белоснежка пела гномикам колыбельную нежным голосом: «А-а-а!» Возьмите на руки своих гномиков, покачайте их и спойте песенку так, как пела Белоснежка. (Раздаёт детям игрушки.)

Дети. А-а-а.

Логопед. Вы хорошо спели и гномики уснули. Положите их на столики, пусть они пока поспят.

5.​ Пальчиковая игра «Осенние листья». (Развитие тонкой мотрики.)

Логопед читиет детям текст, показывая все движения. Затем все делают вместе.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших

Будем листья собирать. Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, Загибают пальчики, начиная с больших.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками

Обеих рук.

6.Подвижное упражнение «Дождик». (Развитие общей моторики,чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.)

Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как надо правильно выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

А потом, потом, потом 8 прыжков на носочках, руки на поясе.

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

 7.Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.)

Логопед демонстрирует знакомые детям игрушки – лисёнка, волка и слона. Дети выполняют уже известные им упражнения «Открой ротик», «Улыбка», «Трубочка».

Логопед. Сегодня к нам прибежал щенок, который покажет, как нужно высовывать изо рта широкий язычок. (Показывает новую игрушку.) Это упражнение назвывается «Лопатка». Попробуйте положить на нижнюю губу такой же широкий язычок, как у щенка.

Упражнение выполняется 3-5 раз.

8.Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед. Нам пора прощаться с гномиками. Давайте разбудим их и расскажем, что нам особенно понравилось на занятии сегодня.

Дети берут в руки гномов, рассказывают им о том, что они делали. Логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Лексическая тема: «Новогодний праздник.»

Цели:

Коррекционно-образовательные. Уточнение и расширение словаря по теме. Советшенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), элементарных математических представлений (навыки счёта в пределах пяти).

Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, диалогической речи, связной речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, эстетических чувств.

Оборудование. Предметные картинки для организационного момента, разноцветные флажки, мешочек с ёлочными игрушками, игрушки для сопровождения проведения артикуляционной гимнастики, тарелочка, мандарин, наклейки.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёлочка», чтение или разучивание стихов о ёлке и новогоднем празднике.

Ход занятия

1.​ Организационный момент. (Совершенствование грамматического

строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе), элементарных математических представлений (закрепление навыков счёта в пределах пяти)).

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и раздаёт детям предметные картинки.

Логопед. Посмотрите на свои картинки. Сосчитайте игрушки на них. Расскажите, сколько игрушек на картинках.

1-й ребёнок. У меня две рыбки.

2-й ребёнок. У меня пять рыбок.

3-й ребёнок. У меня два шарика.

4-й ребёнок. У меня пять шариков.

Логопед. Молодцы! Садитесь за стол.

2.​ Игра «Чудесный мешочек». (Развитие тактильных ощущений.

Уточнение и расширение словаря. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде)).

Логопед собирает картинки и достаёт мешочек с игрушками.

Логопед. Сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру «Чудесный мешочек». Вы будете по очереди опускать руку в мешочек, нащупывать одну из игрушек и рассказывать, какая она.

1-й ребёнок. Это шарик. Он гладкий, круглый, лёгкий.

2-й ребёнок. Это сосулька. Она длинная, тонкая, гладкая.

3-й ребёнок. Это фонарик. Он бумажный, лёгкий.

4-й ребёнок. Это рыбка. Она овальная, гладкая. У неё длинный хвостик.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об игрушках. Давайте посмотрим на них. Какого они цвета?

1-й ребёнок. Шарик жёлтый.

2-й ребёнок. Сосулька голубая.

3-й ребёнок. Фонарик синий.

4-й ребёнок. Рыбка разноцветная.

3.​ Повторение рассказа-описания о ёлочной игрушке после логопеда.

(Развитие связной речи.)

Логопед показывает детям ёлочную игрушку – шар.

Логопед. Что это?

Дети. Это шарик.

Логопед. Какой он?

1-й ребёнок. Синий.

2-й ребёнок. Большой.

3-й ребёнок. Круглый.

4-й ребёнок. Блестящий.

Логопед. Чем он украшен?

Дети. Снежинками.

Логопед. Для чего он нужен?

Дети. Его вешают на ёлку.

Логопед. А теперь послушайте рассказио ёлочной игрушке. Это ёлочная игрушка – шарик. Он круглый, большой, синий, блестящий. Его вешают на ёлку.

Попробуйте повторить этот рассказ. Сначала назовите игрушку, потом расскажите, какая она, для чего она нужна.

Дети повторяют рассказ по очереди. Логопед предлагает детям выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой.

4.​ Игра «Приятный запах». (Развитие речевого дыхания.)

Логопед достаёт тарелочку с мандарином и разламывает его на дольки.

Логопед. Вы знаете, как вкусно пахнет мандарин? Давайте понюхаем его. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить мандарин к носу каждого из вас. По моей команде вы сделаете вдох, понюхаете мандарин. А потом выдохните и скажете: «Ах, какой приятный запах!»

Логопед подходит к каждому ребёнку.

5.​ Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». (Развитие тонкой моторики,

творчекое воображение, координации речи с движением.)

Логопед приглашает детей выйти на коврик и сесть по-турецки, предлагает повернуться лицом в круг и выполнить упражнение.

Перед нами ёлочка: Показывают ёлочку: руки, согнутые в локтях, перед собой;

пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх,-

 верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и иголочки – рас-

 топыренные пальчики.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка-полуковшик со слегка раз-

 двинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же

 сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным

 и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со

сведёнными пальцами.

Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопы-

 ренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз.

6.​ Общая артикуляционныя гимнастика (Развитие артикуляционной

моторики.)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики всем вместе. Например, выполнить упражнения «Иголочка» и «Лопатка». Логопепед может не напоминать, как выполняется каждое упражнение, а просто показывает соответствующую игрушку или картинку. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну. Затем педагог предлагает каждому ребёнку выполнить разные упражнения. Дети выполняют упражнения и оценивают работу друг друга.

7.​ Упражнение «Лесенка». (Преодоление твёрдой атаки гласных.)

Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать в шеренгу лицом к себе и послушать, как он будет петь звук «и» с повышением и понижением тона.

Логопед. Послушайте, как я пою: как будто госос поднимается и спускается по лесенке.

Логопед поёт вместе с детьми с повышением и понижением тона, сопровождая пение движением руки.

Упражнение выполняется 3-4 раза.

8.​ Упражнение «Подними флажок». (Развитие фонематического слуха)

Логопед раздаёт детям разноцветные флажки.

Логопед. Сейчас я буду петь, а вы будете поднимать флажки только тогда, когда услышите звук «и».

Ам, ос, ун, ип, ул, ис, ак, ум, ит, ом, ин.

9.​ Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед собирает флажки и предлагает детям рассказать о тех упражнениях, которые они ваполняли на занятии. Логопед оценивает работу каждого ребёнка.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе.

Лексическая тема: «Одежда».

Цели:

Коррекционно-образовательная. Закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита, уточнение и расширение словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; совершенствование навыков словообразования). Совершенствование навыков составления и чтения слов. Совершенствование стилистического строя речи (подбор антонимов). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Контейнер с плоскостными изображениями одежды для куклы, предметные картинки с изображениями одежды, мяч.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «У Матрёшиной сестрицы…». Экскурсия с родителями в магазин одежды, беседа о назначении одежды.

Ход занятия

1.Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия. Уточнение словаря по теме «Одежда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагателиных с существительными).)

Логопед встречает детей с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает выбрать по одному плоскостному изображению одежды для того, чтобы собрать на прогулку куклу Машу.

Логопед. Сегодня сырой холодный день. Выберите такую одежду, которая пригодится Маше для прогулки. Подойдите поближе и «оденьте» Машу. Расскажите, что вы выбрали. Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

Дети выбирают одежду для куклы, «одевают» куклу и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. Я выбрала для Маши тёплый нарядный красный комбинезон с капюшоном.

2-й ребёнок. А я взяла для куклы полосатую пушистую шапочку с помпоном.

3-й ребёнок. Я взял жёлтый шерстяной шарф с кисточками.

4-й ребёнок. А я – жёлтые непромокаемые перчатки.

Логопед. Ну вот, а я подобрала Маше подходящую обувь – синие резиновые сапожки на меху, и она готова к прогулке. А мы сегодня будем говорить об одежде, о её деталях, о материалах, из которых её делают. А для начала ответьте на вопрос, для чего людям нужна одежда.

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).)

Логопед предлагает детям сесть за столы.

Логопед. Пока Маша не ушла на прогулку, давайте поиграем с ней в игру «Что изменилось?» Вы хорошо запомнили, как одета Маша? Тогда закройте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на кукле.

Логопед. Что изменилось?

1-й ребёнок. Вместо полосатой шапочки у куклы шляпка.

Таким образом логопед должен предостваить возможность для ответа каждому ребёнку.

Логопед. Ну вот, кукла уходит на прогулку, а мы пойдём поиграем на коврике.

3. Игра с мячом «Подбери слова». (Развитие грамматического строя речи, совершенствование навыка словообразования (подбор однокоренных слов).)

Логопед предлагает детям встать в круг и берёт в руки мяч.

Логопед. Давайте будем бросать мяч друг другу и подбирать слова одной семейки, похожие на слово одежда.

Логопед бросает мяч первому ребёнку.

Логопед. Что нужно сделать с куклой, если она без одежды?

1-й ребёнок. Одевать.

Логопед. Если человек в одежде, значит он какой?

2-й ребёнок. Одетый.

Логопед. Что ты сделаешь перед выходом на улицу?

3-й ребёнок. Оденусь.

Логопед. Что нужно делать с одеждой?

4-й ребёнок. Надевать.

Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.

Логопед предлагает детям пройти за стол.

4. Игра «Отгадай загадку». (Развитие мышления, речевого слуха, связной речи, уточнение словаря по теме «Одежда».)

Логопед. А теперь новая игра. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Вы не просто должны их отгадать, но и рассказать, как вы это сделали, почему догадались.

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают их и занимаются их толкованием.

Как зонт – не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою,

Ну и что же я такое?

 (Плащ)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился.

 (Варежки)

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

 (Перчатки)

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

Входишь в одну дверь,

А выходишь из трёх,

Думаешь, что вышел,

А на самом деле – вошёл.

 (Рубашка)

6.​ Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного уклада звука «ш».)

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает им сделать несколько упражнений из артикуляционной гимнастики для шипящих звуков. Например, «Качели» и «Прятки».

Логопед. А теперь давайте сделаем упражнение «Горячий чай». Уголки губ разведите в стороны. Сделайте язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближайте зубы, дуйте в «чашечку», произнося звук «с».

Дети. Ш…

Упражнение выполняется 2-3 раза.

7.​ Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы…» (Координация

речи с движением, развитие тонкой моторики.)

У Матрёшиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с

 указательного, по левой ладони.

По деревне небылицы: Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с

 указательного, по правой ладони.

Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают пальцы на

В тёплоп полушубке, руках,начиная с больших.

Курочка – в жилете,

Петушок – в берете,

Коза – в сарафане,

Заинька – в кафтане,

А всех их пригоже Ритмично чередующиеся хлопки в ладоши и удары

Корова в рогоже. кулачками.

7.Упражнение «Разноцветные флажки». (Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков «т»-«д» в ряду звуков, слогов, слов.)

Логопед приглашает детей на ковёр и раздаёт им по розовому и красному флажку.

Логопед. А сейчас поиграем с флажками. Я буду произносить сначала просто звуки, потом – слоги, а потом – слова, а вы будете поднимать розовый флажок, если услышите звук «т», и красный, если услышите звук «д».

О, т, п, д, и, н, т, д, б, д.

Да, то, му, но, ты, на, ду, ту.

Дом, точка, ночь, вода, вата, мышь, надувать, топать.

8.​ Игра с мячом «Скажи наоборот». (Совершенствование

стилистического строя речи (подбор антонимов). Развитие ловкости, умения бросать и ловить мяч.)

Логопед приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч.

Логопед. Мы с вами уже говорили о том, что можно делать с одеждой, подбирали слова, которые отвечают на вопрос «Что делать?» Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю, что можно делать с одеждой, и бросаю мяч, вы ловите мяч, говорите слово-«наоборот» и бросаете мяч мне.

В игре образуются пары антонимов: надевать – снимать, пачкать – стирать(чистить), мять – гладить, вешать (в шкаф) – доставать (из шкафа) и т.п. Если дети не устали, можно предложить им аналогично подобрать пары слов-антонимов, отвечающих на вопрос «Какой?» (тёплый – лёгкий, новый – старый, мятый – выглаженный, чистый – грязный и т.п.)

9. Упражнение «Составь слова». (Совершенствование навыка составления и чтения слов.)

Логопед помещает на магнитную доску четыре картинки, на которых с обратной стороны написаны слоги.

Логопед. Переверните картинки и прочитайте слоги на них.

1-й ребёнок. Ма.

2-й ребёнок. Ди.

3-й ребёнок. Да.

4-й ребёнок. Мо.

Логопед. Составьте и прочитайте слова.

Дети. Ди-ма, мо-да.

Логопед. Отлично!

10.Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед убирает картинки и предлагает детям вспомнить, о чём они говорили, чем занимались, что нового узнали, что им было интересно делать. Далее логопед оценивает работу каждого ребёнка.

Список использованной литературы:

1.​ «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие

для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения» под ред. С.Г.Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001 г.

2.​ «Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения»

Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, под ред. В.И.Лубовского. – М.: Школьная пресса, 2004 г.

3.​ «Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь»

А.О.Дробинская. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

4.​ «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методичес

кое пособие» под ред. Т.В.Волосовец. – М.:Институт общегуманитарных исследований В.Секачёв, 2002 г.

5.​ «Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для студентов

высших педагогических учебных заведений» Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.:Издательский центр «Академия», 2003г.

6.​ «Логопедия: учебник для вузов» под ред. Л.С.Волковой. – М.: ГИЦ «Владос»,

2004 г.

7.​ «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического

развития» В.Б.Никишина. – М.: ГИЦ «Владос», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Звук П.

Использование коррекционной технологии речедвигательной ритмики на подгрупповом логопедическом занятии по преодолению общего недоразвития речи у детей...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Насекомые"

Предлагаю вашему вниманию конспект проведенного мною занятия в старшей логопедической группе....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе ОНР "Звук "Х"

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтал...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...