Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных слов
статья по логопедии на тему

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В статье предложена последовательная работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных на основе порядка появления суффиксов в онтогенезе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных слов

Овладение ребёнком дошкольного возраста полноценной речью – важнейшее условие для успешного обучения его в школе. Приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требуют систематических логопедических занятий.

Формирование навыка словообразования и овладение необходимыми правилами – необходимое условие самостоятельного обогащения ребёнком своего словарного запаса, а также необходимое условие для усвоения правил правописания в процессе обучения в школе.

Дети с отклонениями от нормы в речевом развитии овладевают основными правилами словообразования в русском языке очень сложно. При формировании словообразования у дошкольников с речевой патологией, по мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой,  основное внимание необходимо уделять прежде всего организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Рассмотрит последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с указанием конкретного лексического материала для последующего использования в практической работе с детьми. Ребёнок начинает овладевать уменьшительно-ласкательными формами существительных на самых ранних этапах речевого развития. В период с 1года 8 мес. до 2 лет 2 мес. наиболее часто употребляются суффиксы –к-, -ок-, -очк-, -ечк-; с 2 лет 2 мес. до 2 лет 4 мес. к ним добавляются суффиксы –ик-, -ек-, -чик-, -ц-; с 2 лет 4 мес. до 2 лет 6 мес. –ышк-, еньк-,

-ушк-; с 2 лет 6 мес. до 2 лет 8 мес. –унчик-, -ульк-. На более поздних этапах речевого развития отмечается появление суффикса – иц-.

Работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных построена с учётом порядка появления суффиксов в онтогенезе.

  1. Существительные женского рода с суффиксом –к-:

  • Без изменеия основы слова; Лексический материал: вата - ватка, нора – норка и т.д.
  • С изменением основы слова: - чередование по звонкости – глухости; Лексический материал: шуба-шубка, голова-головка.

- чередование звуков в основе слова; Лексический материал: щека-щёчка, чериника-черничка.

- появление беглой гласной и чередование звуков в основе слова; Лексический материал: вилка-вилочка, тарелка-тарелочка.

       2. Существительные мужского рода с суффиксов –ок-:

            - без изменения основы слова; Лексический материал: ком – комок, дым-дымок.

        - с изменением основы слова; Лексический материал: бак-бачок, башмак-башмачок.

      3. Существительные мужского рода с суффиксом –ек-:

        - с изменением основы слова; Лексический материал: мешок-мешочек, носок-носочек.

      4. Существительные женского рода с суффиксом –очк-:

       - без изменения основы слова; Лексический материал: ваза-вазочка, тумба-тумбочка.

      5. Существительные мужского рода с суффиксом –ик-:

       - с изменением основы слова: чередование по твёрдости-мягкости; Лексический материал: нос-носик, шарф-шарфик. Чередование по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; Лексический материал: столб-столбик, алмаз-алмазик.

      6. Существительные мужского рода с суффиксом –чик-:

      - без изменения основы слова; Лексический материал: шкаф-шкафчик, сарай-сарайчик.

      - с изменением основы слова: чередование по твёрдости-мягкости; Лексический материал: жетон-жетоник, бокал-бокальчик.

      7. Существительные среднего рода с суффиксом –ц-; Лексический материал: мыло-мыльце, одеяло-одеяльце.

      8. Существительные среднего рода с суффиксом –ышк-; Лексический материал: пятно-пятнышко, бревно-брёвнышко.

      9. Существительные женского рода с суффиксом –ушк-; Лексический материал: рябина-рябинушка, трава-травушка.

     10. Существительные среднего рода с суффиксом –иц-; Лексический материал:печенье-печеньице, кресло-креслице.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников навыков безопасности

В данной статье (часть 1) предлагается некоторые предложения для родителей по формированию у дошкольников навыков безопасности....

Консультация «Формирование у дошкольников навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов»

Приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с детьми...

Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.

Некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами....

Презентация: Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.

Презентация к статье" Игры и упражнения для формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов."...

Образование уменьшительно-ласкательных форм имён существительных с помощью суффиксов -Ц, -ИЦ.

Методическая разработка содержит речевой материал, изображения соответствующих предметов, а также рифмованный текст для обучения дошкольников образованию уменьшительно-ласкательных форм имён существит...