Речевая карта форма №2
материал по логопедии на тему

Решетник Оксана Валериевна

Данная форма речевой карты утверждена Департаментом образования г. Москвы. За основу взята «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».                           Авторы: О.А.Безрукова; О.Н.Каленкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_forma_2.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Форма № 2

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

«27» июля 2010 г.

Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №281

дошкольное отделение.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «___» __________2013 г.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ___________________

Родители  (законные представители) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире  Общие представления об окружающем мире соответствуют / не соответствуют возрастной норме ; обедненные представления об окружающем мире ; представления об окружающем мире не сформированы. ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона соответствует / не соответствует возрастной норме

Объем словаря  «объем словаря ограничен / резко ограничен, очень мало «периферийных» слов даже из наиболее распространенных, прагматически ценных для этого возраста тематических групп; словарь преимущественно состоит из слов, обозначающих предметы, наблюдается дефицит глагольного словаря, практически отсутствуют слова обозначающие признаки и качества предметов. Словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытавой тематики»

«объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации»_________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Системная организация словаря (ассоциативные связи)

«системная организация словаря находится на самом начальном этапе формирования; наблюдаются слабые ассоциативные связи, преобладают случайные, немотивированные ассоциации; организация словаря отличается бессистемностью, отсутствием мотивированных адекватных ассоциаций»

«системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически/ ситуативно обусловленных связей, наблюдаются выраженные (незначительные)трудности установления родовидовых ,антонимических и пр. отношений между словами, входящими в индивидуальный словарный запас; в лексиконе много слов, значение которых усвоено только на номинативном уровне»

«системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей; в лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

«соответствует возрастной норме; ниже/ значительно ниже возрастной нормы»____________________________

___________________________________________________________________________________________________

Словоизменительные навыки и умения находятся на самой начальной стадии формирования; наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка, в речи присутствует большое количество морфемных (формообразовательных) аграмматизмов; усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка»

«словоизменительные навыки находятся на стадии формирования характерной для речи детей более младшего возраста; наблюдаются трудности усвоения нерегулярных словоизменительных моделей»

«словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок ( в основном при непродуктивном словоизменении)»

«словоизменительные навыки сформированы»___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Словообразовательная деятельность  

«словообразовательная деятельность не сформирована ; морфологическое членение слова не доступно; наблюдаются выраженные трудности категоризации семантически значимых морфем; в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок»

«словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования; усвоены продуктивные словообразовательные модели; в речи допускаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным нерегулярным моделям»

«словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию, в речи наблюдается незначительные трудности в усвоения нерегулярных словообразовательных моделей»

« словообразовательная деятельность сформирована»____________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Синтаксические навыки и умения  

«синтаксические навыки и умения сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные  предложения,, понимания смысла синтаксических конструкций более сложной структуры затруднено; предикативная часть многих самых элементарных конструкций отсутствует»

«синтаксические навыки и умения сформированы на уровне, соответствующем более младшей возрастной группе( ниже возрастного эталона) наблюдаются выраженные трудности построения распространенных в языке синтаксических конструкций ( пропуск предлогов, информативно значимых частей) , ошибки согласования и управления, недоступно понимание логико-грамматических конструкций»

«синтаксические навыки в целом сформированы, при построении регулярных синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, в речи допускаются отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной или временной связью, вариативные возможности построения конструкций различного вида на очень низком уровне»

«синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций, вариативность их применения, ребенок демонстрирует трансформационные возможности при оперировании синтаксическим материалом»___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста

«идентифицирует / не идентифицирует содержательно-смысловое значение текста»

«понимает только основную информацию текста»

«доступно понимание как основной, так и дополнительной информации каждой смысловой части текста»

«доступно понимание скрытого смысла»______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Продуцирование текста

«может/не может построить собственное высказывание на основе полученной визуальной информации»

«рассказ соответствует / не соответствует предложенному сюжету; тема раскрыта / раскрыта частично / не раскрыта»

«соблюдает / не соблюдает временную, логическую последовательность событий»

« нарушена / не нарушена связность и логичность изложения»

«адекватно / не адекватно формулирует основное содержание сюжета»

«свободно владеет языковыми средствами и адекватно их использует при построении связанного текста»

____________________________________________________________________________________

Репродуцирование текста  

«может / не может воспроизвести текст, воспринятый на слух»

« пересказ соответствует / не соответствует оригиналу: сюжетная линия не нарушена / нарушена

«при пересказе сохраняет / не сохраняет лексику оригинала»

«демонстрирует вариативность используемых лексических средств при сохранении сюжетной линии текста»

___________________________________________________________________________________________________

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Уровень сформированости фонетико-фонологическои компетенции соответствует/ не соответствует возрастной норме»_______________________________________________________________________________

Состояние фонематического слуха

«фонематический слух сформирован/ не сформирован»

«наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных ( например з-с,ш-ж) нарушено различение твердых и мягких согласных; аффрикат и входящих в их состав звуков ( ц-с, ч-ть)»_____________________________________

____________________________________________________________________________________

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза

  «навыки фонологического(звукового) анализа и синтеза находятся на самой начальной стадии формирования; ребенку доступен анализ звукового ряда, состоящего из трех гласных звуков, анализ обратного слога( гл+согл)

«навыки фонологического(звукового) анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования; ребенку доступен анализ слов типа_______________________________________________________________________»

Слоговая структура слова

«слоговая структура слова не нарушена / нарушена (пропуски / перестановки / замены звуков / слогов)»

_________________________________________________________________________________

Звукопроизношение  не нарушено / нарушено ( тип нарушения)»

 

с

с’

з

з’

ц

ш

ж

ч

щ

л

л’

р

р’

н

н’

м

м’

j

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

т’

д

д’

к

к’

г

г’

х

х’

в

в’

ф

ф’

а

о

у

ы

э

и

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – изолированно; 2 – в словах; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата   нарушено / не нарушено

Зубочелюстные аномалии: нарушения прикуса (прогнатия / прогения; глубокий/открытый / перекрестный прикус)

Неправильное положение зубов и изменение их формы(адения,диастема,сверкомплектные зубы, зубы измененной формы (шиповидные , бочковидные, клиновидные и кроглоссия)

Анамалии уздечек верхней и нижней губы и языка________________________________________________________

Пороки развития челюстно-лицевой области и системные анамалии мягких тканей и костей лица:

Расщелины губы, твердого и мягкого неба, альвиолярного отростка неба, деформации челюсти, несмыкаемые губы_________________________________________________________________________________________________

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата   нарушены/ не нарушены»

-Речедвигательные расстройства ( неврологический синдром в артикуляционной моторике) спастический парез/ гиперкинезы/атаксия;

- нарушения функций лицевой мускулатуры:тонус мышц лица (спастичность, гипотония, дистония),гипомимия, сглаженность носогубной складки, асимметрия лица,гиперкинезы лица,синкенезии(содружественные движения  в артикуляционном аппарате)тонус мышц губ(спастичность, гипотония, дистония), ограничение подвижности губ.

-нарушения функций мускулатуры языка:тонус мышц языка (спастичность, гипотония, дистония) девиация языка(отклонения языка в сторону),гиперкинезы языка, тремор языка.- нарушения функций мускулатуры мягкого неба:малоподвижное мягкое небо, провисание небной занавески,отклонение увуля от средней линии,повышенный или пониженный небный и /или глоточный рефлекс

-вегетативные расстройства: гиперсаливация(постоянная или усиливающаяся при определенных условиях), покраснение/ побледнение кожных покровов

-нарушения акта приема пищи: отсутствие или затруднения жевания твердой пищи, поперхивание, захлебывание при глотании.

3.3. Речевое дыхание и голосообразование нарушено / не нарушено

«речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий»

-нарушения ритма речевого дыхания: затрудненное, поверхностное, неритмичное; нарушение дифференциации носового вдоха и ротового выдоха: ротовой выдох укорочен, вдох не глубокий

-нарушения голосообразования ( афония, дисфония):нарушения высоты ( очень низкий или очень высокий(писклявый голос), силы( очень тихий / излишне громкий), тембр ( охриплость, «дребезжащий», «скрипучий»)

4. Просодическое оформление речи нарушено / не нарушено

«речь интонационно выразительна / невыразительна: слабая выраженность голосовых модуляций / голос немодулированный / монотонный / слабо модулированный»

«темп речи нормальный / патологически ускоренный / замедленный»

«ритм речи не нарушен / нарушен: речь растянутая ,скандированная»

«нарушение темпоритмической организации речи: заикание, запинки»

«допускает / не допускает ошибки в постановке ударения»

«правильное / на правильное интонационное членение / объединение речи ( паузирование, повышение / понижение голоса)»

«понимание / не понимание постановки логического ударения, способность репродукции интонационных конструкций различного типа»

____________________________________________________________________________________

5. Двигательное развитие  «сформированы /сформированы недостаточно / не сформированы»

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы  _____________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) _____________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память  

«объем вербальной памяти, достаточный для осуществления полноценной коммуникации»

«объем вербальной памяти не достаточный для осуществления полноценной коммуникации: наблюдаются: незначительные /  выраженные трудности актуализации слов, хранения и воспроизведения вербальной информации»

____________________________________________________________________________________

6.2. Речевое внимание  

«сформировано / не сформировано»

«наблюдаются трудности концентрации и / или распределения внимания при работе с вербальным материалом»

____________________________________________________________________________________

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект)

« соответствует / не соответствует возрасту; нарушено / не нарушено»

«наблюдаются трудности установления адекватных связей между предметами и явлениями окружающего мира»

«решение мыслительных задач осуществляется только на уровне практических действий (наглядно-действенное мышление)»

«мышление наглядно- образное, носит целевой, организованный характер»

«мышление наглядно- образное, присутствуют элементы абстрактно-логического / словестно-логического мышления»

____________________________________________________________________________________

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития  _____________________________________________

____________________________________________________________________________________

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок __________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7.3. Особенности речевого поведения  ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.)  ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях  __________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ  __________________________________________________

____________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Логопед _____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...