Исследовательское занятие " Как рождаются родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Басараб Инна Олеговна

Представлен конспект занятия, на котором дети подготовительной логопедической группы в занимательной форме знакомятся с понятием " родственные слова" и со способами их образования.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_rodst_slova.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

                        Исследовательское занятие

         ТЕМА:  Как рождаются родственные слова.

ЦЕЛИ:

  • показать богатство родного языка и его выразительных средств;
  • привлечь детей к активному участию в процессе словообразования;

ЗАДАЧИ:

  • формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию классифицировать их,;
  •  качественное и количественное обогащение лексики;
  • обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразованию;
  • развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления;

                                     Ход занятия.

  1. Постановка проблемы.

Звучит музыка . Дети рассаживаются на стульчики.

Декорации леса .

Логопед рассказывает сказку.

На лесной опушке рос  огромный гриб. Он рос давно и никто не знал его название. Сам гриб был настолько стар, что не  помнил как называется. Звери и птицы уже начали поговаривать, что это не настоящий гриб.

Однажды мимо пролетала мудрая Сова. Она ухнула : " Совсем скоро произойдет чудо. У старого гриба появится СЕМЬЯ !"

Оказалось, что гриб и правда был не совсем настоящим, он был  просто СЛОВОМ , а через несколько  дней у него появилась целая семья слов. Получилась целая грибная полянка слов.

  1.  Выдвижение гипотезы.

 Логопед

Дети, у каждого из вас тоже есть семья.  Что такое семья?

Семья -  это когда люди друг другу родственники , у них одни и те же мама и папа, бабушка и дедушка. Родственники очень часто похожи друг на друга.

 У слов тоже есть родственники. Слова-родственники имеют один корень - общую часть, и по значению они тоже схожи.

Нам нужно подумать, какие же слова-родственники могли вырасти из слова ГРИБ на словесной полянке.

  1.  Поиск и предложение.

 ГРИБ -это главное слово -корень. Все слова , которые выросли из этого слова на полянке  должны иметь в своем названии  корень ГРИБ. Обозначим это слово схематически длинной полоской.

Логопед . На какой вопрос отвечает слово гриб? ( что это?)

Правильно, это неодушевленный предмет. Есть одушевленные предметы, которые отвечают на вопрос кто это?

Логопед. Давайте посмотрим на картинку( изображение леса) и поищем слова -родственники среди слов-предметов в лесу.

Дети. Грибы.

Логопед .Верно. Можно назвать предмет во множественном числе ГРИБЫ.  У слова ГРИБ и ГРИБЫ  есть общая часть и одинаковое значение.

Обозначим схематически   двумя короткими  прямоугольниками.

 Логопед .Я слышу чей-то голос . Бельчонок хочет что-то сказать.

Бельчонок.  Я знаю много -много грибов. Мы насушили с мамой- бельчихой грибы на  зиму . Это подосиновики, подберезовики, маслята.

Логопед. Дети, будут  эти слова родственниками к слову ГРИБ ?

Дети. Нет.

Логопед . Бельчонок, ты перечислил названия грибов. Но у этих слов нет общей части -корня ГРИБ, поэтому они не будут жить на словесной грибной полянке.

Логопед .Как можно назвать ГРИБ ласково? (ГРИБОЧЕК, ГРИБОК)

Обозначаем схематически одним  маленьким прямоугольником.

Физминутка. Мы попали в дивный лес.

Стихотворение на интонационную выразительность речи.

"Шел я лесом и боялся..."

Кто мог потерять в лесу шарфик?

Логопед. Дети , мудрая сова снова ухает .Давайте послушаем.

Сова. Пока вы здесь сочиняете сказки по лесу бродит человек с корзиной. Он собрал уже почти все грибы и скоро доберется до вашей полянки.

Логопед. Сова, этот человек нам не страшен . Мы его как раз ждем. Дети, как называется человек, который собирает грибы ?

Дети . Грибник!

Логопед. Верно .На какой вопрос отвечает это слова -предмет?

Дети. Кто это?

Логопед. Обозначим это слова предмет прямоугольником.

 

Это слово- предмет, но оно не является главным - корнем.

Логопед.  Грибник хочет нам что-то рассказать.

Грибник.  

Я грибник , грибы искал,

Шарф в лесу я потерял.

Но нашел такой ГРИБИЩЕ,

Что в корзинку не вошел.

Посмотрел на великана и домой , друзья, пошел.

Логопед. Не расстраивайся, грибник, ты теперь будешь жить у нас на полянке. Дети, какое слово-родственник слову ГРИБ употребил грибник?

Дети. Грибище!

Обозначаем схематически большим квадратом .

 Слово можно произнести со значением преувеличения.

Пальчиковая гимнастика " По грибы"

Логопед .Мы знаем , что слова бывают не только предметы , но и действия. Давайте вспомним , на какой вопрос отвечают слова-действия?

Дети. Что делает? Что делают?

Схематически обозначим    

Логопед. Подумайте, можно придумать такие слова от слова ГРИБ?

Бельчонок. Я знаю! Что делать - грибнить!

Логопед . Нет такого слова грибнить.

Бельчонок. Тогда , может быть ,что делать - выгребать?

Логопед .Слово выгребать имеет совсем другое значение и корень другой. Дети, что значит выгребать?

Логопед. Мы знаем , что слова бывают не только предметы  и действия, но и признаки. Давайте вспомним , на какой вопрос отвечают слова-признаки?

Дети .Какой? Какая? Какие?

Схематически обозначим

Логопед .Суп из грибов будет называться  ГРИБНОЙ.

Подбери словечко.

Какой?     Грибной            суп, дождь;

Какая?      Грибная           полянка;

Какие?      Грибные          истории;

Логопед .Я знаю еще одно слов ГРИБНИЦА . Это тонкие нити под землей, которые тянутся от грибов, поэтому грибы не растут по одиночке. Какое схематичное  обозначение подойдет к слову грибница?

Слово-предмет ,не являющееся главным.

  1. Сбор материала.

Логопед .Вот сколько слов мы назвали .

Повторяем по схеме все слова-родственники слову ГРИБ.

     ГРИБ

    ГРИБНИЦА, ГРИБНИК

      ГРИБЫ

         ГРИБИЩЕ

     _________

      ГРИБНОЙ, ГРИБНАЯ, ГРИБНЫЕ

Логопед. Какие слова являются родственниками? Так можно подобрать слова -родственники к любому слову -предмету.

  1.  Обобщение полученных знаний.

Бельчонок. Давайте сыграем в игру " Словесные мячи" и потренируемся подбирать слова.

 Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей, 
Поиграть хотим с тобой.

Игроку выдается корзинка .

 Будешь ты у нас ГРИБНИК,

Мячик в грибника бросай

и словечко называй.

Гриб – грибы – грибочек – грибники – грибной.

На ребенка надевается шапочка  ЛЕСНИКА. Ребенок выходит в круг и бросает мяч игроку, придумавшему слово.

 Будешь ты у нас ЛЕСНИК, что в лесочке жить привык.

Мячик в лесника бросай и словечко называй.

Кто последний назовет смело в круг встает.  

Лес – лесник – лесок – перелесок – лесовик- леса.

  1.  Итог.

На полянке вокруг слова ГРИБ выросло много новых слов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

" В гостях у Словодума" - логопедическое занятие по теме "Родственные слова"для детей подготовительной группы с ТНР

quot;Родственные слова" - сложная тема для дошкольников с ТНР. Причины этих трудностей очевидны: бедный словарный запас, отсутствие языкового чутья и навыков словообразования. Поэтому на занятии...