Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log._zanyatie_rodstvennye_slova.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Родственные слова»

Цели: 1. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные                              

                слова».  

            2. Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного

                 текста.

            3. Учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные

                 слова.

            4. Закрепить у детей навык образования относительных прилагатель-

                ных.

Разминка «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее».

Вверх и вниз, вверх и вниз

(движения головой вверх и вниз)

Это, мама, не каприз!

Вправо – влево, вправо – влево

(повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева.

Покивать по сторонам

(наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить

(вращения головой)

Не забыть, не забыть.

И незнайками побыть

(пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать

(вращение плечами вперёд и назад)

Нужно плечики размять.

Вперёд – назад, вперёд – назад

(плечи вперёд и назад)

И все дела пойдут на лад.

(Данные упражнения:

 - снимают напряжение мышц шеи и плеч;

 - вызывают прилив крови к речевым органам;

 - являются подготовкой к артикуляционной гимнастике и речи.

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из:

Чугуна – чугунный;

Дерева - …

Бумаги - …

Резины - …

Камня - …

Серебра - …

Стали - …

Металла - …

Пластика –

Золота - …

Глины - …

Фарфора - …

Хрусталя - …

Пластмассы - …

Стекла - …

Кожи - …

Дуба - …

(Упр. «Из чего – какой?»)  

Дети, правильно образовавшие относительные прилагательные, садятся в кружок на ковре.

Когда все дети сели, логопед обращает их внимание на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун – чугунный и т. д.)

  1. Основная часть.

2.1   Логопед рассказывает детям сказку.

Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь.  

      Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как   родственники. И назвали люди такие слова родственными.

Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

Ребёнок: Я вижу, как растёт трава

                 И как цветы цветут,

                 Но где же выросли слова

                 И как они живут?

2.2 Логопед демонстрирует детям картонное изображение дерева, в кроне которого сделаны прорези. В них вставлены листики – карточки с написанными на них родственными словами: сад, рассада, посадки, пересадка, садить, садочек, садик, садовод, садовник, садовый.

    Логопед читает стихотворение:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,  

Вот ещё посадки рядом.

Здесь садочек и садовый,

Пересадка и садить.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Слова, как родные, похожи чуть- чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Родственные слова ещё раз прочитываются, с помощью логопеда анализируется их звуковая и смысловая общность.

2.3 Выбор родственных слов из стихотворения.

Логопед просит детей внимательно слушать и найти в тексте родственные слова:

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберём,

Рыбного супа в тарелки нальём.

Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.

2.4 Логопед предлагает детям поехать в лес и там поискать родственные слова.

Упражнение «Как назвать остановку?»

Трамвая – трамвайная;

Автобуса – автобусная;

Троллейбуса – троллейбусная.

Дети приходят в «лес» (декорации леса и картинки с изображением звериных семей.)

Дети называют семьи:

Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д.

Логопед объясняет, что это тоже родственные слова.

Динамическая пауза

Логопед просит детей изобразить заячьи прыжки, медвежью походку, волчье рычание. Детям предлагается назвать зверей, действия которых они изображали. Далее идёт объяснение, что пары слов заяц – заячьи, медведь – медвежьи и т. д. тоже являются родственными.

2.5 Выбор неродственного слова из ряда родственных.

  Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении; затем предупреждает детей, что сейчас не все слова в цепочке будут родственниками.

Конь, конюх, конюшня, жеребёнок, конница.

  Анализируя смысл и звучание слов, логопед помогает ребятам выбрать неродственное слово (жеребёнок).

  Логопед: сейчас опять не все слова в цепочке будут родственными, и, чтобы найти такие слова, надо помнить о связи значений родственных слов.

Проводится работа с группами слов:

Рука – рученька, ручной, рукомойник, безрукавка, вокруг, рукодельница, рукава, однорукий, рукастый.

Дорога – дороженька, дорогой, подорожник, придорожный, дорожка, дорожный.

Игра с мячом.

  Логопед: «Давайте вернёмся на поляну и поиграем с мячом».

Поймавшему мяч ребёнку предлагается назвать детёныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, и сказать, родственные ли это слова.          

Черепаха – черепашонок.

Слон – слонёнок.

Овца – ягнёнок.

Медведь – медвежонок.

Корова – телёнок.

Белка – бельчонок.

Собака – щенок.

Свинья – поросёнок.

Лошадь – жеребёнок.

Кот – котёнок.

Лев – львёнок.

Ёж – ежонок.

Лиса – лисёнок.

Коза – козлёнок.

  1. Итог занятия.

Подведение итога занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...