Статья " Развитие лексики удетей в дошкольном возрасте".
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Статья адресована воспитателям и родителям. В статье размещены игры на развитие лексичесого строя речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksiki_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста.
У старшего дошкольника слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения. Оно служит средством регуляции его поведения, помогает ребёнку осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. С помощью слова дошкольник познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, поэтому развитие словаря является одной из важных задач развития речи.
Словарь- это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря у любого человека меньше объёма пассивного. Именно в дошкольном возрасте, как ни в каком другом, развитие словаря происходит особенно быстро. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребёнком. Объём, точность, образность словаря ребёнка зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых выявятся недочёты понимания и употребления слов ребёнком. Активный образ жизни семьи способствует расширению словаря: посещение театров, выставок, экскурсий, цирка, зоопарка.
Очень продуктивно для развития словаря использовать словесные игры, не требующих временных и каких-либо особых затрат и подготовки. Эти игры развивают мышление ребёнка, так как они учат высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять, уже имеющиеся, знания.
Игра " Аналогии." Взрослый предлагает ребёнку дополнить слово по образцу: лиса-зверь, журавль-птица или наоборот.
Взрослый называет слово обобщающего значения, ребёнок придумывает слово конкретного значения или наоборот: посуда-сковорода, насекомые-кузнечик, рыбы-сом.
Игра " Назови лишнее слово." Предложить ребёнку назвать лишнее слово и объяснить почему оно " лишнее ": кукла, песок, мяч,юла, ведёрко. Зима, май, осень, лето, весна. Смелый, храбрый, отважный, злой. Думать, ехать, размышлять, соображать.
Игра " Пара к паре." Взрослый предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары: огурец-овощ, ромашка-( земля, цветок, клумба), часы-время, градусник-( кровать, температура, окно), машина-мотор, лодка- (парус, вода, палуба).
Игра " Выбери правильный ответ." Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар)
Зимний месяц (ноябрь, март, февраль)
Игра " Отгадай предмет по названиям его частей. " Ствол, ветки, листья, кора, корни. Крылья, кабина, хвост, мотор.
Игра " Что общего у предметов." Огурец, помидор ( овощи), ромашка, тюльпан (цветы)
Игра " Сравни." по вкусу: горчица и мёд, по высоте: дерево и цветок, по толщине: канат и нитку, по ширине: дорогу и тропинку.
Игра " Чем отличаются слова" ( придумать с ними предложения). шить-вязать, мыть-стирать, строить-чинить, лежать-спать, класть-ставить.
Игра " Скажи наоборот." Одеть- (раздеть), бросить-, купить-, дать-, налить-, поднять-…
Игра " Добавь общее слово." Дерево, цветы-что делают? Мяч, яблоко-какие? Сидит, стоит-кто? Шумит, дует-что?
Игра " Измени слово так." горох-горошек, бусы- , жемчуг- , пыль- , дождь- , песок- …
Игра " Назови профессии." Кто сваривает трубы? Кто носит багаж? Кто работает на кране?
Игра " Что из чего сделано." Стакан из стекла (какой?) стеклянный, кувшин из глины-, дом из кирпича-….
Используйте эти игры по дороге в детский сад, в " пробках", на детских домашних праздниках.
Учитель - логопед старшей речевой группы Р. Н. Травкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...
СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"
Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....
Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической старшего дошкольного возраста. Тема «Овощи»
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико – грамматической старшего дошкольного возраста....
Обобщение педагогического опыта «Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста посредством введения в коррекционно-образовательный процесс метода «интеллект-карт»
Интеллект - карты глазами логопеда....
Мастер – класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы»
- повышение уровня компетентности педагогов в области теоретических основ развития лексики у детей дошкольного возраста;-...
мастер класс Тема: «Теоретические основы развития лексики у детей дошкольного возраста. Расширение семантических полей в процессе словарной работы.»
Мастер класс для педагогов с использованием игр и интересной теории...