ПРОЕКТ "МОЯ СЕМЬЯ" МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №1", г. Алексин
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Колчина Людмила Васильевна

Проект "Моя семья" входит в систему коррекционной работы на ряду с другими проектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moya_semya_mbdou_no1.doc817.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА «МОЯ СЕМЬЯ»

Участники:

Дети и родители подготовительной и старшей логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания.

Тема        проекта: «Моя семья».

Актуальность:

Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности нашего педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев - основное содержание нашей проектной деятельности. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция -воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.

Поэтому у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья» мы провели взросло-детский проект «Моя семья». В его реализации принимали участие воспитатели, родители и дети подготовительной и старшей логопедических групп, а также специалисты ДОУ (логопед, психолог, музыкальный руководитель). Проект осуществлялся в соответствии с разработанной схемой. Все участники проекта с удовольствием и интересом принимали участие в его реализации, творчески подходили к решению поставленных задач.

Дидактическая цель - воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

Методические        задачи:

  • дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
  • дать понятие о семье (семейных традициях и реликвиях, правах и обязанностях членов семьи).
  • продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
  • укреплять детско-родительские отношения.
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей путём их просвещения.

0сновопологающие вопросы проекта

Проект «Моя семья»: Что такое семья? Что вы знаете о своей семье?

Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Возрастная        группа: дети 6-7 лет (подготовительная группа)

Оформление результатов проекта:

  • создание семейных альбомов «Моя семья», альбома «Герб моей семьи»;
  • презентация проекта: интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».

Краткая аннотация проекта:

  • диагностика (опрос) детей по данной теме;
  • экскурсия детей и родителей в музей, посещение экспозиции «По обычаю дедову»;
  • беседы, чтение книг, просмотр мультфильмов;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
  • занятия с психологом по правовому воспитанию детей, занятия логопеда;
  • интегрированные занятия;
  • экскурсия в детскую библиотеку;
  • конкурс чтецов;
  • спортивный праздник;
  • игровая деятельность детей;
  • творческая и поисково-исследовательская деятельность детей (сбор и оформление информации);
  • детско-родительская гостиная;
  • презентация проекта.

Длительность проекта: долгосрочный.

Техническое обеспечение:

  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • компьютер, принтер;
  • телевизор, видеомагнитофон;
  • магнитофон
  • энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации, «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», методическая литература.

Форма презентации:

  • Интегрированный вечер развлечений «В музее семьи»;
  • Создание семейных альбомов «Моя семья», «Герб Моей семьи»

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • укрепление детско-родительских отношений;
  • применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье;
  • повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива.

Структура проекта.

Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.

Аналитический блок.

-        анкетирование

-        работа с листами рефлексии.

Информационный (просветительский) блок.

-        побор наглядной информации;

-        оформление стендов, папок-передвижек, фотогазет;

-        проведение выставок, презентаций;

-        оформление уголков родителей;

-        составление памяток, буклетов для родителей;

Практический блок.

Традиционные формы и методы работы.

-        родительские собрания;

-        родительский клуб «Умники и умницы»;

-        консультации специалистов;

-        дни открытых дверей;

-        оформление семейных фотогазет, альбомов;

-        почтовый ящик «Добро пожаловать»;

-        выпуск устного журнала.

Нетрадиционные формы и методы работы.

-        использование арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж);

-        домашние задания для родителей на определённую тему (составление семейного альбома «Моя семья», сочинение «Моя семья»),

Досуговый блок.

-        досуг «Праздник семьи», «День защиты детей»;

-        творческие конкурсы и выставки;

-        спортивные семейные и интеллектуальные состязания;

-        утренники;

-        посещение театра, музея семьями;

-        семейные выезды на природу.

Блок «Презентация».

-        создание слайд-шоу

-        интегрированный вечер развлечений «В музее семьи».

Оценочный блок. Экспресс-диагностика.

Основные направления логопедической работы

в рамках проектной деятельности

Словарная

работа

Грамматический

строй речи

Связная

речь

Виды работ по

обогащению словарного

запаса:

- экскурсии в музей;

- занятия в библиотеке;

- логопедические

занятия;

- занятия педагога-

психолога;

- занятия воспитателя.

Виды работ по активизации словарного

запаса:

-занятия учителя-

логопеда,

педагога-психолога,

воспитателя;

- интегрированные

занятия;

- игровая деятельность;

- изодеятельность;

- выполнение домашних

заданий;

- заучивание стихов,

загадок, пословиц,

пальчиковых игр,

физминуток.

Работа осуществлялась:

- на индивидуальных,

подгрупповых и

фронтальных занятиях

учителем-логопедом;

- воспитателем по

заданию учителя-

логопеда;

- родителями при

выполнении домашних

задании;

-в игровой деятельности.

Виды работ:

-развитие сознательного восприятия речи.

-пересказ текстов;

-составление рассказа по картинкам;

-составление рассказов

по серии картинок;

-составление

описательных рассказов

по схемам.

-обучение диалогу, умению рассуждать, используя сложные грамматические конструкции (если бы,… то; потому, что)

Схема осуществления проекта «Моя семья!»

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социально-коммуникативное развитие;

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Детский сад», «Мебельный салон» и т д. Игры-драматизации по произведениям: «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Настольно-печатная игра «Моя квартира». Дидактические игры на расширение области правовых знаний, адаптации детей в социальном мире: «Кто кому приходится», «Круговая беседа», «Я не должен...», «я могу...», «Мои права и обязанности в семье», «Цветик -семицветик»

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. Отрытое занятие для родителей. Стендовые консультации для родителей. Права и обязанности в семье (беседа, игра). Составление родословной «Моё родовое древо», карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск семейной газеты «День варенья» (ко дню рождения ребёнка), фотогазеты «Летопись группы». Интегрированное занятие «Музей семьи».

Речевое

развитие

Творческое рассказывание детей по темам «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Наши любимые питомцы», «Как мы отдыхали летом», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома». Словотворчество. Конкурс на создание альбомов «Моя семья» (герб и девиз семьи, родовое древо, рассказ о своей семье,

рисунки, фотографии, рассказы и стихи детей). Совместное участие детей и родителей в работе детско-родительской гостиной. Составление словарика имён членов семьи «Что означают имена», составление писем родственникам или друзьям семьи.

Физическое

развитие

Рекомендации по составлению режима дня для каждой семьи, семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. Спортивные совместные праздники: «Мама, папа, я - вместе дружная семья». Родительский клуб: семинар-практикум «Пойдём в школу здоровыми». Проведение интегрированного занятия по здоровьесберегающим технологиям.

Познавательное развитие

Мир, в котором

мы живём

Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картой «Мой город».

Природа

Коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче». Беседа «Защитим права животных».

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», домашнее задание - составление сюжетов из мозаики на семёйную тематику.

Художествено-эстетическое развитие

Художественная литература

Пословицы и поговорки о семье. Загадывание загадок о семье (составление альбома). Чтение сказок, просмотр мультфильмов: «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Трое из Простоквашино»; выборочное чтение «Малыш и Карлсон», «Приключение Незнайки», Л.Толстой из серии «Рассказов для маленьких», Осеевой «Просто старушка». Заучивание стихотворений о маме, семье. Оформление стихотворений в альбом

Продуктивная деятельность

Рисование «Моя семья», « Автопортрет», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя любимая игрушка», «Мой самый счастливый день». Выпуск семейных газет, изготовление коллажей, приглашений, подарков и сувениров для членов семьи. Рисование иллюстраций к сказкам.

Выставка «Семейное хобби».

Театр, музеи

музыка

Совместное посещение семьями театра, цирка, музеев. Проведение экскурсий с детьми в музеи, на выставки. Проведение совместных семейных праздников, развлечений. Показ детских спектаклей.

Слушание: П.И.Чайковский «Детский альбом»; разучивание песен детских композиторов на семейную тематику.

Досуг «Праздник семьи». Праздник ко Дню защиты детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»,город Алексин Тульской области.


Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по формированию

лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Моя семья»

Подготовил:

Учитель-логопед

Колчина Л.В.


Алексин 2015

Тема: «Моя семья»

Цель: Уточнение знаний детей о семье.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-систематизировать представления о семье, семейных и родственных отношениях;

-закрепить обобщающее слово «семья»;

- уточнить знание ребенком отчества;

-обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;

-учить преобразовывать глаголы 1-го лица в глаголы 3-го лица ед. ч., настоящего времени.

Коррекционно-развивающие: 

-развивать сознательное восприятие речи;

-формировать временные отношения и понятия;

-активизировать познавательную деятельность;

-развивать логическое мышление;

-развивать связную речь: учить вести диалог, рассуждать, используя сложные грамматические конструкции (если бы,… то; потому, что)

Воспитательные:

- воспитывать  самоконтроль и самооценку;

-воспитывать  желание активно работать и проявлять свои творческие способности на занятии;

-воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Словарь: брат, сестра, сын, дочь, муж, жена, бабушка, дедушка, внук, внучка, родители, прабабушка, прадедушка, фамилия, отчество, старше, моложе, раньше, позже.

Оборудование: Книга Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино», предметные картинки членов семьи, фланелеграф, модель родословной в виде дерева с корнями, фишки цветные.

Ход занятия

1.Орг. момент.

 Упражнение на сознательное восприятие речи «Найди лишнее слово»

-Коле жарко и холодно, он надел пальто.

-Кот спит и ловит мышку.

-Лене грустно и весело, она запела песню.

-Вишни росли высоко и низко, папа взял лестницу,

-Вова вел себя хорошо и плохо, мама его наказала.

-На улице сыро и сухо, поэтому Вова надел резиновые сапоги.

2. Установление родственных отношений

Предлагается вспомнить книгу «Каникулы в Простоквашино». Рассматривается несколько картинок – иллюстраций. Затем просим представить себе, что к дяде Федору приехала вся его семья.

-Дети перечисляют всех его членов, и уточняется значение обобщающего слова «семья».

-Выставляются картинки на фланелеграфе и стрелочками устанавливаются родственные отношения, кто кому доводится.

3. Установление временных отношений:

Кто моложе дедушка или папа?

Кто старше дедушка или папа?

Кто старше внук или дедушка?

Кто родился раньше мама или бабушка?

Кто родился позже внучка или бабушка?

4. Физ. минутка.

 Преобразование форм глаголов в 3-е лицо настоящего времени. Добавив словечко, дети выполняют соответствующее движение.

Есть у меня братишка

Смешной такой мальчишка!

Мне во всем он подражает

И ни в чем не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже (скачет),

Я сижу, и брат (сидит),

Я бегу, и он (бежит).

Мяч кладу, и он (кладет),

Куст стригу, и он (стрижет).

Жгу костер, он тоже (жжет),

Птицам хлеб щиплю, он (щиплет).

Сыплю корм, он тоже (сыплет).

Еду на велосипеде-

Он со мною тоже (едет),

Хохочу, и он (хохочет),

Есть хочу, он тоже (хочет).

Маслом хлеб я мажу (мажет).

Я рукой машу, он (машет).

Такой смешной мальчишка-

Младший мой братишка.

5. Практическая деятельность. Моделирование родословной с использованием домашних заготовок-родовые деревья, выполненных с родителями в рамках проекта «Моя семья».

 Беседа.

 1). Если бы.…, то что…(Например, если бы не было прабабушки, то не родилась бы бабушка и т. д.

2). Учить вслушиваться в звучание слова и логически рассуждать. Прослеживание перехода фамилии по мужской линии. Как произошла твоя фамилия. (Кузнецов - кузнец, Молчанов- молчун, Пахарев- пахарь и т. д.)

3). Кактвоеотчество? Игра « Я начну, а ты продолжи»

- Мой папа Василий, я - Людмила Васильевна, (дети продолжают каждый про себя).

6. Итог занятия.

-Что вам понравилось на занятии?

-Если вы хорошо занимались, внимательно слушали и громко и правильно отвечали на вопросы, то возьмите себе красную фишку, если были невнимательными или ленились, то возьмите синюю фишку. Фишки отнесите родителям и расскажите, за что вам ее подарили и о чем говорили на занятии.


Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» г. Алексин Тульской области

Конспект открытого интегрированного занятия

« Музей семьи»

в группе компенсирующей направленности

для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет

/презентация проекта «Моя семья»/

Подготовил:

Учитель-логопед:

Колчина Л.В.

г. Алексин 2015

Тема: «Музей семьи»

Цель: создать атмосферу праздника для проявления детской самостоятельности, творческих способностей воспитанников,

сотрудничества ребенка и родителей, применения на практике полученных в ходе реализации проекта знаний.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;

-закрепить обобщающее слово «семья»;

-обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;

-закрепить понятие о семье (семейных традициях, правах и обязанностях членов семьи).

Коррекционно-развивающие:

-развивать умение слушать и понимать информацию;

-развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.

- развивать связную монологическую речь;

-развивать  внимание, память, логическое  мышление.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать  самоконтроль и самооценку;

-воспитывать  желание активно работать и проявлять свои творческие способности на занятии;

-воспитывать любовь и уважение к своей семье и детскому саду;

-укрепить детско-родительские отношения.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок и стихотворений о семье, песни «Что такое семья?» (слова и музыка Гомоновой Е.). Подготовка театрализованной деятельности «Притчи о дружбе», сказки «Волшебная сметана». Заранее спланированное в рамках проекта практическое задание по изготовлению гербов семьи, украшение зала. Конкурс рисунков «Моя семья».

Оборудование: путеводитель по музею: надписи «Музей семьи» и названий залов; воздушные шарики, дерево родственных слов с напечатанными родственными словами, семейные гербы, семейные родовые деревья, картинки домашних животных и их детенышей, портретная рамка, напечатанные слова «Я», «Мы», атрибуты к инсценировке притчи (скамейка, веник, борода, прутья, рубашки, кепки).

Ход занятия.

I. Организационный момент. Звучит музыка. Дети рассаживаются в зале, а за столами рассаживаются родители.

Ведущий:

Семья – это Счастье, Любовь и Удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Ребенок:

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это дом, где меня уважают,

Семья – это мир, где меня понимают,

Семья – это радость, улыбки, мечты.

Семья – это ты это я, это мы!

Ведущий:

Всех, кто семью свою имеет,

И кто ее еще не приобрел,

Всех поздравляем с праздником семейным

Международным и всемирным днем!

Выступление хореографической студии «Глория»

Ведущий-С этим прекрасным праздником нас пришли поздравить дети хореографической студии «Глория». Руководитель студии Екатерина Голикова!/Танец в исполнениихореографической студии «Глория»/

-Спасибо за чудесное начало праздника. Мы вас тоже поздравляем и желаем его хорошо отметить! / Вручить артистам подарки/

II.Основная часть - «Музей семьи»

1.Ведущий:-Уважаемые родители, гости, дети! Я приглашаю вас в «Музей Семьи».Я буду вашим экскурсоводом, а поможет нам пройти по всем залам вот этот путеводитель (указание на оформление стен зала).

Экскурсовод: Первый зал: « Зал портретов»

а) Портреты в стиле «Арт-шок».

Ведущий: - Предлагаю вашему вниманию портреты в стиле «Арт-шок».

Девочки по одному выходят под музыку в стилизованных нарядах из бумаги, выполненных совместно с родителями и воспитателями. Дефилируют, демонстрируя наряд, под комментарии ведущего:

Красный бант, синий бант,

В белую горошину.

Я иду в детский сад

Девочка хорошая!

Портрет ВЕСЕЛЫЙ БАНТИК! (Ребенок замирает на несколько секунд в проеме большой портретной рамки).

Я пришла к вам с букетом,

Жаль, что сама не цветок!!

Я б тогда в букете этом

Постояла бы часок!

Портрет ДЕВОЧКА - БУКЕТ! (Ребенок замирает на несколько секунд в проеме большой портретной рамки)

Так хочется летать весной,

Особенно в ее начале,

А в платье от бабули- Кутюрье

Исчезнут вовсе все печали!!

Портрет – ДЕВОЧКА-ВЕСНА

Не представляем жизнь свою

Без ежедневной свежей прессы

А догоню-ка эту девочку

И почитаю с интересом!

Портрет МИСС – ПРЕССА!

б) Устные портреты детей.

Экскурсовод-В зале  портретов каждый день новая коллекция. Сегодня - это коллекция устных портретов детей. Пожалуйста, дети, представьтесь и расскажите о себе.

Дети по одному выходят на середину зала к портретной рамке и рассказывают о себе по плану: фамилия, имя, возраст, как ласково их называют дома, любимое занятие, кем хочет стать. Например, Полина:

«Я хожу в садик. Я как куколка.У меня очень красивые глаза, очень длинные ресницы. А губки бантиком. Щечки розовые. А волосы, как у куклы, русые и длинные. Мама меня называет  мое солнышко. Я умею вышивать. А когда вырасту, то буду фигуристкой». (Рассказ записан со слов ребенка на празднике).

в) Сюрпризный момент.

Экскурсовод:-Кирилл, а что ты стоишь в сторонке, расскажи о себе.

Выходит ребёнок с нарисованным синяком и читает стихотворение «Познакомьтесь - это Я!»:

Познакомьтесь - Это Я!

Руки, ноги, уши,

Между ними - голова,

В животе - две груши.

На лице моём улыбка,

Выше нос, правее - глаз. Левый глаз пока не видно, Синяком заплыл как раз. Нахожусь пока в углу,

Просто так наказан!

Не воруйте, дети, груши!

Всё, рассказ рассказан.

2. Второй зал Экскурсовод- Давайте пройдём в следующий зал. Следующий зал - Гербовый зал. (Показывает указкой соответствующий цветок путеводителя).

Экскурсовод.

  • Что такое герб? (Символ.)
  • Какие бывают гербы? (Государства, города).

Защита семейного герба

  • Экскурсовод:

В нашем музее представлены семейные гербы воспитанников нашей группы детского сада. Все они очень разные и красивые. Их подготовили дети вместе с родителями. Они сейчас расскажут нам, что означают их семейные гербы.

Дети показывают красочно выполненный вместе с родителями семейный герб и рассказывают о нем. В случае необходимости, родители помогают продолжить рассказ.

Музыкальная пауза  Песня «Что такое семья?» (слова и музыка Е.Гомоновой).

Экскурсовод. Дети, Расскажите про своих родителей.

Какая у тебя мама? ( Добрая, нежная, красивая, трудолюбивая, умная, заботливая…)

Какой у тебя папа? (Сильный, мужественный, спокойный, рассудительный, добрый…)

3. Третий зал: «Гербовый зал».

Экскурсовод:- В нашем музее существует такая традиция: кто приходит в этот зал, рассказывает притчу.

Воспитатель: Мы тоже готовы рассказать притчу.

Инсценировка детьми притчи Т.И.Попова «Притча о дружбе»

«Заболел в одной семье отец, а семья была большая - 3 сына и дочь. Позвал он детей к себе и стал перед смертью напутствие давать.

- Принесите-ка мне  веник да попробуйте  сломать его.

- Ничего у нас не получается.

Ломали, ломали - ничего не получилось.

 Попросил он по одному прутику ломать.

-А теперь попробуйте сломать по одному прутику.

-Получилось!!

 Быстро дети сломали веник и все поняли: никто не одолеет, никто не сломает, если держаться вместе! Дали дети слово отцу и матери всегда быть дружными, ведь«дружба и братство дороже любого богатства!» (хором).

Экскурсовод: - Я вижу, вы, и пословицы о семье знаете. О них у нас пойдёт речь в следующем зале.

4. Четвёртый зал: «Зал пословиц».

а)Пословицы и поговорки о семье.

Экскурсовод: В этом зале мы вспомним пословицы и поговорки о семье. Я начну, а вы продолжите:

  1. В гостях хорошо, (а дома лучше).
  2. Где работают, там и густо, (а в ленивом доме пусто).
  3. Красна изба не углами, (а пирогами).
  4. Всякому мила своя сторона.
  5. Дети не в тягость, (а в радость).
  6. Всякой матери своё дитя мило.
  7. На свете всё найдёшь, кроме отца матери.
  8. Мать кормит детей, как земля людей.
  9. Нет для человека добрее отца с матерью.
  10. Кто родителей почитает, (тот вовеки не погибает).
  11. Без семьи нет счастья.
  12. От счастья ключи (в семье ищи).
  13. Хорошо там и тут, где по имени зовут.
  14. Нет милее дружка, чем родная матушка.
  15. Умел дитя народить, умей и научить.
  16. В родной семье (и каша гуще).
  17. Дитя плачет, (а у матери сердце болит).
  18. Дитя хоть криво, (да отцу, матери мило).
  19. Материнская ласка конца не знает.
  20. Вперёд батьки не суйся в пекло.
  21. Сердце матери лучше солнца греет.
  22.  Вся семья вместе, (так и душа на месте.)
  23. На что и клад, (коли в семье лад.)
  24. Не тот отец, мать, кто родил (а тот, кто вскормил, вспоил да добру научил.)
  25. Кто живёт ладно, (у того всё складно).

б) Беседа о счастливой семье

Экскурсовод: - Если в семье живётся ладно, какая это семья? (Счастливая)

-Что такое «счастливая семья»? Экскурсовод спрашивает мнение детей и родителей.

Обобщает с опорой на солнышко, у которого на каждом лучике написано качество счастливой семьи: - Ваша семья будет, словно солнышко искриться и согревать своим теплом других людей, если онасчастливая. Счастливая семья-это семья любящая, дружная, здоровая, заботливая, спортивная, верная.

- Как вы думаете, для чего создаются семьи? Что думают об этом ваши мамы и папы (отвечают родители).

5. Стихи о счастливой семье.

Любят тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

/Валентин Берестов/

Папа жалуется:

 - Что-то утомляюсь от работы

Мама тоже:

- Устаю, на ногах едва стою….

Я беру у папы веник,

Я ведь тоже не бездельник,

После ужина посуду

Сам помою, не забуду, -

Папу с мамой берегу,

Я же сильный,

Я смогу!

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

 (М. Шварц)

У меня есть семья -

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко мы поем.

Никому не разрешу

Обижать семью свою.

Пусть всегда живет семья -

Мама, папа, брат и я.

Брат

Колыбельная

Старший брат сестру баюкал:

— Баюшки-баю!

Унесем отсюда кукол,

Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку

(Ей всего-то год):

— Спать пора,

Уткнись в подушку,

Подарю тебе я клюшку,

Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки,

Не плач,

Подарю

Футбольный мяч,

Хочешь —

Будешь за судью.

Баю, баюшки, баю!

Старший брат сестру баюкал:

— Ну не купим мяч.

Принесу обратно кукол,

Только ты не плач

Ну не плач, не будь упрямой,

Спать пора давно...

Ты пойми — я папу с мамой

Отпустил в кино.

(Агния Барто)

 

6. Зал - «Зал родственных слов».

Экскурсовод:-Приглашаю вас в следующий зал. Родственники есть не только у вас, но и у слов. Подберите родственные  слова к слову «голос».

А теперь отгадайте загадку:

Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной

До утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы…

(Г. Дядина)

- Что же это за дерево, дети? /Родовое дерево/

Экскурсовод: - Да, вокруг каждого из нас много людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого незримыми ниточками - одной кровью. И каждый продолжение не только своих папы и мамы, но и многих прабабушек и прадедушек. Эти корни каждого рода, как и корни дерева, каждого питают и держат на земле. И тот род силён, кто предков помнит и бережет, как сильно дерево, которое кроной своей укрывает корни от солнца, дождя и ветра. Сейчас я кое-что спрошу у вас, но прошу вас ничего не говорить вслух. Попробуйте ответить только самому себе, но откровенно.

  • Кто из ваших родных живёт далеко от вас, в другом городе или посёлке? Как часто вы пишите им письма? Звоните?
  • Есть ли в вашем доме семейный альбом? Когда вы листали его в последний раз?
  • Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки? Кто придумал имя, которое вы носите?

- Кто нам может рассказать о своей родословной?

Рассматривание семейных реликвий.

7.Шестой зал - «Зал братьев наших меньших»

Экскурсовод - Кто такие братья наши меньшие и почему в нашем музее есть такой зал?

Воспитатель. Давайте поиграем и узнаем, хорошо ли вы знаете семьи животных.

        Игра «Семья животных» (2 раза)

8. Седьмой зал - «Зал дружбы».

Ребенок читает стихотворение «Я и МЫ»

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмём, к примеру, эти:

Слово « Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока. Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы»

Сильней, чем «Я»

 Мы - семья и мы - друзья!

(В. Орлова)

Экскурсовод: Наш детский сад - тоже большая, дружная семья. Мы друг друга любим, ценим и уважаем. Наши ребята подготовили замечательный танец о дружбе.

Танец «Дружба»

Экскурсовод: А если у кого плохое настроение - говорим комплименты.

Игра с родителями и детьми «Комплимент» (проводит психолог).

8 Восьмой зал - «Театральный зал».

Театрализация сказки «Волшебная сметана»

Экскурсовод. Наша экскурсия подошла к концу.Настало время прощаться, приходите к нам ещё.А сейчас всех приглашаю в зал Чаепития.



  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦЯ ДЛЯ СТЕНДА


Как знакомить ребенка с историей своей семьи

(консультация для родителей)

Расскажите ребёнку о том, как Вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с Вами. Рассматривая фото, обращайте внимание на то, как Вы одевались в детстве, как в детстве одевались Ваши родители; если есть на фото какие-либо другие детали, расскажите о них.

Вспомните, в какие игры Вы играли в детстве, с кем. Какие у Вас были игрушки и, как Вы с ними играли (если игрушка хранится в семье, рассмотрите её, отреставрируйте её вместе с ребёнком - почините, сшейте новый наряд и т.д.). Научите ребёнка играть в любимые игры вашего детства. Расскажите, как выглядел дом, ваша детская комната (на чём Вы спали, где делали уроки). Чем больше мелочей Вы вспомните, тем легче ребёнку будет представить жизнь во времена Вашего детства.

Если Вы знаете о происхождении Вашей фамилии, расскажите ребёнку об этом. Расскажите ребёнку, что означает его имя, кто дал ему такое имя, и в честь кого его так назвали. Постарайтесь воспитать в нём чувство гордости за свою фамилию с детства.

Обязательно расскажите сыну или дочери, как Ваша семья оказалась в тех местах, где Вы живёте сейчас. Откуда Вы приехали, где и на какой улице жили Вы и Ваши родители раньше.

Если в Вашей семье сохранились какие-либо семейные реликвии, расскажите ребёнку историю этих предметов. И если это старый любимый плюшевый мишка или даже китайская ваза 18 века, позвольте ему прикоснуться к этим вещам. Представьте вместе, что их так же осторожно касалась прабабушка, когда была маленькой. Может быть, Вам стоит сделать ребёнка хранителем, какой - либо семейной реликвии или рассказать ему о том моменте, когда эти предметы перейдут к нему.

Если такой семейной реликвии в Вашей семье нет, то возможно из времён вашего детства сохранилась игрушка или сувенир, памятные Вам. Можно отдать её ребёнку, как весточку из маминого (папиного) детства. Эта игрушка может стать талисманом, символом преемственности в семье, пусть ребёнок возьмёт её с собой, когда будет рассказывать о Вашей семье в саду.

Расскажите какой-либо необычный случай из вашей жизни, из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).

Расскажите ребёнку, о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и сёстры, о том, как Вы ждали их появления, обрадовались, когда они родились. Как Вы выбирали для них имя. Вспомните смешные случаи из детства, первые слова, сказанные им, пока он был маленький. Пусть у ребёнка возникает ощущение, что он желанный член семьи и что он любим.

Вы не обязательно должны следовать именно этим пунктам и рассказывать историю семьи в этом порядке. Не стоит рассказывать всё за один день. Очень важно остановиться до того, как Ваш сын или дочка заскучают. Пусть лучше малыш с нетерпением ждёт продолжения, обещанного ему вчера. Старайтесь искренне отвечать на все вопросы, которые возникли у Вашего малыша во время рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей. Конечно, кроме Вас, никто не может решить, о чём говорить с ребёнком и о чём промолчать, но помните, что дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать они порой умеют лучше, чем многие взрослые. Чтобы не запутаться во множестве имён, нарисуйте вместе генеалогическое древо. Причём не за один вечер, а постепенно. Двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии Ваших предков, можно попросить ребёнка нарисовать портреты прабабушек и прадедушек так, как он себе представляет по Вашим рассказам.Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только Вашему ребёнку, но и Вам.

  1. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ И ВНУЧЕК
  2. (ПАМЯТКА БАБУШКАМ И ДЕДУШКАМ)
  1. Слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте винтересующие детей вопросы и проблемы.
  2. Помогайте всем, чем только можно. Деньги - наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.
  3. Интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков. Попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.
  4. Выполняйте обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.
  5. Помните: главные воспитатели - родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.
  6. Обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.
  7. Умейте планировать радость. Помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха, детской непосредственности и детской любви.
  8. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания.
  9. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия.
  10. Не проявляйте к ним мелочной опеки.
  11. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
  12. Показывайте им пример доверия, отзывчивости, трудолюбия. Давайте им трудится рядом и вместе с вами.
  13. Рассказывайте им чаще о себе, своём детстве, о своей работе. Доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
  14. Говорите с ними, как с взрослыми.
  15. Не говорите им, о том, что они ещё маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  16. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.
  1. Составление родословной своей семьи

Памятка для родителей.

Начните собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями предков и потомков. Посадите своё семейное дерево - дерево своего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для детей и внуков. В этом могут помочь книги:

  • Бобраков Л. и др. Это я, твоя бабушка. М.: ОАО «Московские

учебники и картография», 2003.

  • Юрченко A.M. Методы генеалогического исследования.

Саранск: Морд. Кн. Изд-во 1999.

Составляя родословную своей семьи, можно начать с себя. По мнению психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи.

Понятие о генеалогии.

Изучением истории семей и родов занимается специальная наука - генеалогия. Её название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т.е. слово о роде.

Генеалогическое исследование так же старо, как сама история. Уже мифы народов включают в себя его элементы в виде представлений о родовых связях богов и мифологических героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям ориентироваться в небесной иерархии и определять в сонме богов своего личного покровителя.

Методика генеалогического исследования.

Вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?

Генеалогическое досье. Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных любого характера о том или ином предке. Вы должны просмотреть архивы своей семьи, а затем уже обращаться к воспоминаниям родственников, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех представителях той или иной ветви. Но в глубину веков можно посмотреть только с помощью ревизских сказок, хранящихся в Центральном архиве города.

Генеалогическая карточка. Следующий этап работы заключается в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.

Генеалогическая таблица. И только после этого можно приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического о древа. Они бывают разных видов.

  • Кругообразные. В центре помещаетесь Вы, сверху предки по отцовской линии, снизу - по материнской. Но эти таблицы неудобны тем, что могут показать предков только до третьего или четвёртого колена.
  • Горизонтальные. В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения. Здесь каждое лицо получает номер в зависимости от естественного порядка в семье.
  • Вертикальные. Это, конечно, самая впечатляющая таблица, составленная в виде древа. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков. Здесь тоже каждому лицу даётся номер, и в приложении указываются подробности его жизни.

Итак, теперь Вы знаете, как заглянуть в прошлое своей семьи и, соответственно, себя, с чего начать и чем закончить ваше исследование.


  1. СЕМЕЙНЫЙ АРХИВ

        Составление семейного архива - это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь архив - почётные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

 Кем был твой прадед,

Кем - твой дед?

О чём они мечтали?

 Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

 К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех

 И как они женились?

 Какие испытания им

Достались на веку?

 Как до Парижа дед дошёл

В народном том полку?

И если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род,-

Полюбишь Родину свою,

 Полюбишь свой народ.

( Р. Мифтахов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Познавательно-поисковая исследовательская деятельность на занятиях по развитию речи. Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида №122, Молчанова А.Г., г.Хабаровск

Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на его вопросы-ему помогают педагоги. Отсюда и возник метод проблемного обучения,который состоит из вопросов( логически развивающие мышление),мод...

Учебный план МБДОУ № 194 "Детский сад комбинированного вида" на 2011//2012 уч.г. по ФГТ

Данный  учебный  план   можно  рассматривать  как  вариант   примерного   планирования   на  учебный  год   по...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МДОУ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА .

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной  образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей  воспитанников МБДОУ. В программе...

Рабочая программа группы № 7 комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа группы № 7комбинированной направленностидля воспитанников в возрасте от 6 до 7 летМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»на 2019-2020 учебный год...