Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Павленко Светлана Антоновна

Тема:  Автоматизация звука [Ш] в слоге, слове, фразе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия.

Тема:  Автоматизация звука [Ш] в слоге, слове, фразе

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Ш» изолированно, в слоге, слове, фразе. Закрепить зрительный образ буквы «Ш». Упражнять в образовании существительных суффиксальным способом. Упражнять в спряжении глаголов настоящего времени. Активизировать словарь прилагательных
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля. Совершенствовать общую, специальную артикуляционную и мелкую моторику, развивать дыхание.
  • Воспитательная:  воспитывать интерес к занятию, развивать внимание.

Оборудование: игрушка котенок Шип. Игрушки: кошка, мышка, шишка, пушка, неваляшка, катушка, шар, зайчишка, лягушка. Картинки: зайчик, домик, солнышко, петушок. Листочки или кружочки, овалы, треугольники для аппликации «Котенок Шип», символы звуков (кружочки красные и синие). Бельевая прищепка.

                                                            План занятия

  1. Организационный момент. Не можем войти в кабинет. Кто- то закрыл дверь. Давай прислушаемся и угадаем, кто там за дверью (слышится «мяу»). Что хочет нам сказать котенок?

-Если вы расскажете какой я,  то дверь откроется! (белый, рыжий или серый, пушистый, мягкий, игривый, царапучий, быстрый, прыгучий, теплый, проворный,

любимый, ласковый и т.д.)

-Вот ты какой, беленький, пушистенький, гладенький и такой хорошенький.

-Давай спросим, как его зовут (Шип). Катя (Ксюша, Вася..),  позови Шипа с нами заниматься.

       2. Фоноритмика (выполняем руками движения, соответствующие  звуку [Ш] и гласным  [А],[О],[У],[Ы] в слогах ша-шо-шу-ши)

           Шип говорит, что иногда он бывает сердитым и умеет шипеть. Давай покажем   Шипу,   что ты тоже умеешь шипеть.

  • Изолированный звук: шумят деревья от ветра – ш-ш-ш-ш
  • Листики под ногами шуршат ш-ш-ш-ш-ш
  • Произносим слоговые ряды:

            ша-шо-шу-ши,  ши-ша-шо-шу,  шу –шо-ши-ша, шо-ша-ши-шу

   3.Расслабляющий массаж. Комплекс упражнений «Времена года. Осень»

Читает логопед

Выполняют дети

Осень в гости к нам пришла,

 Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят...

Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

 Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг.

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

4. Артикуляционная гимнастика.

-А ты, Шип,  умеешь  выполнять упражнения, как наша Катя?

Артикуляционные упражнения: Катин язычок очень любит «Вкусное варенье» , а запивает его чаем из «Чашечки»,  после еды он всегда  чистит зубки- «Почистим верхние зубки»,  повеселел язычок после еды и решил  подразнить «Индюка», а потом поболтать язычком (А---)

       5. Дыхательная гимнастика «Шарик».

Вот так шарик надуваем            ( Выполнение движений по тексту)

И до облака взлетаем.   Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Катя шарик надувает (С---------) он  до облака взлетает.

Шарик лопнул, выдыхает (ш-------), мышцы шеи расслабляет.

       6.Автоматизация звука [Ш] в слове

 Наш Шип шел, шел, шел и игрушки нашел: кошку, шишку, мышку, пушку, неваляшку  и катушку, шар, зайчишку и лягушку … Кто потерял столько игрушек?

  • Скажи имя со звуком [Ш]: (Даша, Паша, Маша, Нюша, Ксюша, Илюша, Катюша, Наташа, Ириша).
  • Среди игрушек есть живые и неживые (рассадим их слева и справа).

      7. Словообразование с уменьшительно - ласкательным суффиксом. «Назови ласково»

      - Шип, а что это  тебя в конверте? Давай посмотрим.  Кто на картинках? (петух, заяц, домик, солнце).  Но в этих словах нет звука [Ш]. Давай их изменим и  произнесем так, чтобы в слове появился звук [Ш] (петушок, домишко, зайчишка, солнышко).

      8. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Кошкина дочка»

Читает логопед

Выполняют дети

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Пошевелить пальцами.

Читает логопед

Выполняет ребенок

Мяу! Мяу! Мяу!

Ш-ш-ш...

Каждая рука попеременно вы-

ставляет  вперед пальчики,

сжатые  в кулачок. На звук Ш-

Ш-Ш... Пальчики изображают

кошачью лапу с выпущенными

коготками.

«Котенок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой)

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

     9.Выучим скороговорку:  Кошка в окошке шапку шьет.

     10.Спряжение глаголов в настоящем времени.

      Шип, наступила осень, стало холодно. Всем нужны шапки и детям и взрослым. Тебе, наверное, тоже нужна шапка?

Я шью шапку для кошки. Ты шьешь шапку для кошки.  Мы шьем… .  Вы шьете… .  Он шьет…  Она шьет… . Они шьют… .

    11. Аппликация из листьев (или  геометрических фигур) «Котенок Шип»

 –Шип, ты очень понравился Кате, и она хочет сделать твой портрет и написать твое имя. Катя умеет писать слова разноцветными кружочками и буквами.

    12. Итог занятия: Ну что, Шип, тебе понравился портрет? Научилась ли Катя шипеть также хорошо, как ты?

Катя, вспомни, какой звук помогал тебе шипеть [Ш]. Покажи букву, которой мы обозначаем этот звук.

Конспект  индивидуального занятия

Тема: Автоматизация звука Ц в словах и предложениях

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Ц» в словах, чистоговорках и предложениях. Формировать умение выделять родственные слова из текста. Закреплять зрительный образ буквы «Ц». Учить анализировать слова. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании существительных суффиксальным способом. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в умении составлять предложения с опорными словами.
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
  • Воспитательная:  воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование: ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «В некотором царстве, в некотором государстве…», карандаши, тетрадь, индивидуальное зеркало.

Ход занятия

1. Оргмомент. (Слайд 2)

Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готов? Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука «Ц». (Слайд 3)


Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).

Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).

Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).

Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).

Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).

Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.

Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара.

                                                             i.jpeg

Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.

3. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках. (Слайд 4)

Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.

4. Автоматизация звука «Ц» в словах. (Слайд 5)

Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук «Ц». (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука «Ц»)

5. Автоматизация звука «Ц» в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Ц» в словах. (Слайд 6)

В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук «Ц» в этих словах (в начале, середине или конце).

(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)

6. Закрепление зрительного образа буквы «Ц». Развитие зрительного восприятия. (Слайд 7)

Еще мы возьмем с собой букву «Ц». Посмотри, как она пишется и подумай, на что она похожа. Нарисуй у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».

7. Пальчиковое упражнение.

Самомассаж пальцев рук и ладошек. Движения сопровождаются строчками стихотворения.

dz

- Восемь у дороги,   
Девять на лугу…
- Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
- Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
- Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.

8. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд 8)

В сказочной стране живет волшебное эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница

10. Физминутка. (Слайд 9)

Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).

На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.

9. Выделение родственных слов к слову «цветок» из текста. (Слайд 10)

Послушай текст и назови слова-родственники к слову «цветок».

Подснежник, ветреницу и медуницу называют первоцветами.
Мама рассказала дочке сказку «Аленький 
цветочек».
В парке большая 
цветочная клумба.
Саня – 
цветовод, он работает в цветнике.

За каждый правильный ответ я дарю тебе цветок. Вот какой красивый букет получился.

11. Составление предложений. (Слайд 11)

Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук «Ц».

Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)

12. Составление предложений по картинкам с заданными словами. (Слайд 12)

Составь предложения со словами: одеваются, смеются, катается, учатся, вытирается, купается. Не забудь четко и правильно произносить звук «Ц».

13. Итог занятия (Слайд 13)

Молодец! Ты помог жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?

Литература

  1. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2008. 120 с.
  2. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.В. Цвынтарный – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 63 с.
  3. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Гном и Д», 2002. – 48 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».

Цели:  Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...

Конспект индивидуального занятия № 3(ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уменьшительно-ласк...

Конспект индивидуального занятия № 4(ОНР II уровень). Тема занятия: «Овощи».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Овощи».Задачи:Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных, имен существительны...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речевого восприятия в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО»

ЦЕЛЬ: закрепить с ребенком названия частей тела, их функции и роль для человека.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение  ребенка свободно ориентироваться в своем теле; учить составлять предложе...