«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К-Кь на лексическом материале «ОВОЩИ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Баканова Светлана Анатольевна

1.    Четкое произнесение и различение звуков в слогах и словах.

2.    Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов.

3.     Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4.    Образование относительных прилагательных от названий овощей.

5.    Правильное употребление существительных в родительном падеже множ. числе.

6.    Усвоение глаголов с различным значением.

7.    Закрепление знаний об овощах.

8.    Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_k-k.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №16

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К-Кь

на лексическом материале «ОВОЩИ»

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Баканова С.А.

Химки

2014 год

Цели:

  1. Четкое произнесение и различение звуков в слогах и словах.
  2. Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов.
  3.  Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  4. Образование относительных прилагательных от названий овощей.
  5. Правильное употребление существительных в родительном падеже множ. числе.
  6. Усвоение глаголов с различным значением.
  7. Закрепление знаний об овощах.
  8. Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

Оборудование:

     предметные картинки со звуками К и Кь, картинки с изображением        овощей и фруктов, муляжи овощей, материал  для составления схемы слогов.

НОД.

  1. Оргмомент.

                      Дети отгадывают загадки:

1) Как надела сто рубах,                    2)  И зелен, и густ

Захрустела на зубах. (капуста)             На грядке вырос куст.

                                                                  Покопай немножко:

                                                                  Под кустом …(картошка)

3)  Сидит дед, в шубу одет.         4)  Сидит красная девица в темнице,

     Кто его раздевает,                         А коса на улице. (морковь)

     Тот слёзы проливает. (лук)

2. Знакомство со звуком К:

- Давайте вспомним слова-отгадки: капуста, картошка, лук, морковь.

- Как мы их называем одним словом?

- Какой одинаковый звук есть во всех словах?

- Как мы произносим звук К? (Язычок поднимает хвостик и упирается в нёбо. Закрывает дорогу воздушной струйке. Воздух выходить толчками.)

- Как называется звук К? (согласный, твёрдый).

- В каком замке живёт?  (В синем)

3. Игра «Наоборот».

-  Давайте проверим может ли звук К быть мягким. Поиграем в «Двух медведей»:

         Ка-ка       -       кя-кя                         кэ-кэ   - ….

         Ку-ку       -       кю-кю                      кы-кы   - ….

         Ко-ко       -        ….

- В каком замке живёт мягкий звук Кь?  (В зелёном)

4. Различение звуков К-Кь:

а) в слогах: ка, кя, ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак, …

б) кабачок, чеснок, сладкий,  свёкла,  горький, огурчики, тыква, свеженький, баклажан, кислый.

5. Выделение звуков К-Кь по предметным картинкам, выставление их к синему и зелёному замкам (редиска, яблоки, картофель, абрикосы, персики, свёкла, лук, киви).

- На какие две группы можно разделить эти картинки? (фрукты, овощи). 

6. Физминутка.

Приходите в огород                                    шаги на месте

Посмотреть, как всё растёт.                       руки поднять вверх

Всё растёт, всё цветёт                                потряхивание руками

Никому не тесно.                                        руки разведены в стороны

Приходите в огород!                                  поступательные движения 

Очень интересно!                                       наклон вперёд, руки в                                        

                                                                     стороны перед собой.

7. Составление схемы слогов.

- АК. Сколько звуков я произнесла? Какой 1-й, какой 2-й?

Обозначаем цветом. Затем слоги ИК и КИ.

  1. Игра «Назови ласково».

 На доске выставляется картинка - огурец.

- Есть ли в этом слове звук К?

- Как можно изменить слово, чтобы в нем появился звук К? (Огурчик).

Аналогично выполняются задания с картинками: помидор, репа, горох, перец.

  1. «Один – много»

- Измените слова так, чтобы в словах появился мягкий звук Кь. (огурчик-огурчики, помидор-помидорчики, репка-репки, горошек-горошки, перчик-перчики).

  1. Образование относительных прилагательных.

             а)    Пирог из капусты – … капустный пирог,

                    Салат из огурцов -  …огуречный салат,

                    Сок из тыквы -… тыквенный сок,

                    Сок из помидоров -… томатный сок,

                    Салат из лука - … луковый салат.

             б)  «Исправь ошибку»:

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Гороховый суп приготовим из редиски.

11. Физминутка.

У Лариски – две редиски,                                       (дети по очереди

У Алёшки – две картошки,                                     загибают                      

У Серёжки сорванца  - два зелёных огурца,         пальчики,

А у Вовки – две морковки,                                      начиная с 

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки.             большого)

  1.  «Соберём урожай».

а) Логопед подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному, одни овощи выдёргивают (морковь, редис, репу, свёклу), другие срезают (капусту, тыкву, кабачки), срывают (горох, огурцы, помидоры) или выкапывают (картофель). И предлагает детям выбрать муляж овоща и рассказать, как его убирают.

б) Логопед читает стишок, дети выполняют движения:

В огород пойдем, урожай соберём                    шаги на месте

Мы моркови натаскаем                                       «таскают»

И картошки накопаем                                         «копают»

Срежем мы кочан капусты,                                «срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный.                     показывают круг

                                                                                руками 3 раза.

  1.  Логопед предлагает детям вспомнить, какие картинки у них были на столах и составить предложение со словом много.

- У меня много свёклы.

- У меня много лука и т.д.

  1. Итог занятия

- Какие звуки сегодня вспоминали?

- Какие они?

                    

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"

картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....

Дифференциация звуков Р-Рь на лексическом материале «Зимующие птицы»

учить детей дифференцировать звуки [р] , [рь] .    Закрепление навыка различения звуков в словах, предложениях. Обогащение словаря признаков. Развитие грамматическо...

«Дифференциация звуков Г – К на материале лексической темы «Зимние забавы».

Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной логопедической группы  с использованием педагогических технологий  на основе активизации деятельности учащихся.  Цель: формирова...

Фронтальное логопедическое занятие по произношению с элементами грамоты " В гостях у козы Кати. Звук К, буква К" (Лексическа тема "Овощи")

Фронтальное  логопедическое занятие «Звук К, буква К» составлено учителем – логопедом Старыгиной М.А. для детей старшей группы с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...

Дидактическое задание на развитие внимания и закрепление знаний о буквах и звуках «А» и «О». Лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»

Данный материал может быть использован для развития концентрации внимания, зрительно-моторной координации и графомоторных навыков. В частности, для закрепления связи между буквами и звуками &laqu...