Конспект логопедического занятия « Мой город - Новомосковск» для группы детей с тяжелыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Морозова Татьяна Ивановна

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия « Мой город - Новомосковск»

для группы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: расширение и закрепление представлений детей о родном городе.

Образовательные задачи: 

Обогащение, активизация и актуализация словарного запаса по теме « Мой город – Новомосковск» (новомосковцы, улица, Детский парк, Исток реки Дон, городской Драматический театр).

Формирование лексико – грамматических категорий речи: употребление существительных во множественном числе родительного падежа; (2подгруппа)

усвоение степеней сравнения прилагательных.

Развивающие задачи:

- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики пальцев рук, координация речи с движением;

- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

- развитие зрительного восприятия.

 Коррекционные задачи:

- формирование многосложных слов , путем слияния основ. (1подгруппа)

-  профилактика нарушений зрения.

Воспитательные задачи: 

- воспитание чувства любви к родному городу;

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Материал и оборудование. Ноутбук, интерактивная доска, магнитофон, диск с аудио письмом, кукла Незнайка, мяч,  открытки с видами родного города.

Предварительная работа:
Экскурсии по центру города и по своему микрорайону.
 Разучивание (с воспитателем): тематической физкультминутки ( подвижная игра - «Город»),  пальчиковой гимнастики «Дом», стихотворения «Люблю по городу гулять»

  Организация фотовыставки « Мой город – мой дом» с участием родителей детей группы (в помещении группы).

1.Организационный момент.

Психогимнастика «Здравствуй!»

Здравствуйте, ручки! (2хлопка)

Здравствуйте, ножки! (топают ногами)

Здравствуй, головка! (2кивка головой)

Логопед: Здравствуйте, дети! (дети - Здравствуйте, Татьяна Ивановна!)

2.Сообщение темы занятия. Беседа по теме.

  Ребята, сегодня утром я нашла у себя на столе диск с посланием от Незнайки, давайте послушаем, что на нем записано. ( прослушивание аудиозаписи –Незнайка попал к нам в город , ему очень у нас понравилось, Незнайка хочет узнать о нашем городе как можно больше, чтобы рассказать своим друзьям)  Ребята, расскажем?  И не только расскажем, но и покажем. А вот и сам Незнайка (появляется кукла). Присаживайся, Незнайка, к ребятам и слушай внимательно!

Логопед: в какой стране мы с вами живем?

Дети: Мы живем в России.

Значит, мы с вами кто?

Дети: Мы –россияне.

Логопед: Как называется наша область?

Дети: Тульская область.

Логопед: А наш город как называется?

Дети: Наш город – Новомосковск

Логопед: Значит, мы с вами, кто?

 Дети: мы  –новомосковцы.

Логопед:

Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живет.

Нас на улицу зовет.

Логопед: В нашем городе много разных улиц. Даша, а на какой улице ты живешь?  А ты Кирюша? Машенька, а ты? (ответы детей: я живу на улице Мира. и т. д.)

Логопед: на наших улицах стоят дома, расскажите какие они.

3. Пальчиковая гимнастика «Дом». Развитие мелкой моторики рук.

Этот дом — одноэтажный. (складывают ладошки домиком, загибают пальчик)

Этот дом — он двухэтажный. (загибают следующий пальчик)

А вот этот — трехэтажный.  (складывают ладошки домиком, загибают третий пальчик)

Этот дом — он самый важный (поднимают руки вверх)

Он у нас пятиэтажный. (показывают ладошки)

4. Дидактическое упражнение «хвастунишки»

Логопед: Незнайка, что ты хочешь нам рассказать?

Незнайка: а в моем городе широкие улицы

Логопед: ребята, а в нашем? ( дети – еще шире)

Незнайка: а в моем городе высокие деревья.

Дети: а в нашем городе еще выше. (слова для упражнения:  красивые фонтаны, послушные дети, добрые люди)

Логопед: а теперь пришла пора, поиграть нам детвора! Дружно встанем в круг и покажем  Незнайке – какой у нас город

5. Подвижная игра « Наш город». Координация речи с движением.

 «Город»

          Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)

           Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)

           Город наш такой большой (руки в стороны)

           Он уютный и живой (обнимаем себя)

           Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)

           Город улыбается (улыбаются друг другу)

           Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс»)

Логопед: Ребята, посмотрите, а что лежит у вас под стульчиками? (Под стульчиками  - картинки с видами города Новомосковска)

Логопед: Вы картинки рассмотрите,

чего много в нашем городе

Незнайке расскажите.

6. Дидактическая игра «Один – много»

(дети рассматривают  картинки: «В нашем городе много улиц. В нашем городе много домов. В нашем городе много людей. В нашем городе много детей и т.д.)

 Логопед: Молодцы! Давайте отдадим картинки Незнайке, он покажет их своим друзьям.

7. Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения.

Распахнули мы глаза,  вот какие чудеса. (широко раскрывают глаза)

Закрываем оба глаза, (глаза закрыты)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (поглаживание пальчиками области век)

А теперь мы их откроем, в городе мы мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

8. Презентация « Мой город – Новомосковск»

Ребята, а вы хотите показать Незнайке наш город? Давайте для нашего гостя проведем экскурсию по городу Новомосковску.  Согласны? Тогда приготовились:  Незнайка, внимание на экран!

Презентация «Мой город-Новомосковск».

1ребенок. Люблю по городу гулять,

                  Люблю смотреть, люблю считать.

                 РАЗ - по парку я гуляю,

                 Каждый уголок в нем знаю. (слайд Детский парк)

2 ребенок. ДВА - в парке нашем ручеек-

                  Большого Дона здесь исток.(слайд Исток реки Дон)

                   Дворец Ледовый  - это ТРИ,

                   Кружков там много – приходи! (слайд  Ледовый Дворец)

 3ребенок. ЧЕТЫРЕ - детский паровоз,

                   По кругу он детей повез. ( слайд Детская железная дорога)

                   Наш Драмтеатр-это ПЯТЬ.-

                  С семьёй люблю я посещать. (слайд Городской Драматический театр)

4ребенок. А ШЕСТЬ - в музее у Катюши

                 Про город свой люблю послушать ( слайд Городской музей)

5 ребенок. СЕМЬ –  у вечного огня, святое

                  место для меня (слайд Памятник на ул. Московской)

6 ребенок. ВОСЕМЬ – это, детский сад,

                  Каждый жить в нем очень рад (слайд Детский сад)

  7ребенок. ДЕВЯТЬ - новый магазин-

                   Много ярких в нем витрин (слайд магазин «Магнит »)

   8ребенок. ДЕСЯТЬ - из-за поворота

                    Вижу школьные ворота (слайд Школа)

Все вместе: Город очень свой люблю

                   В нем расту я и живу!

9. Подведение итогов занятия.

Молодцы, ребята! Незнайка понравился тебе наш город? (  Очень понравился! Я обязательно расскажу о нем своим друзьям, а сейчас мне пора возвращаться домой.  До свидания, ребята.) До свидания, Незнайка!

Понравилось вам наше занятие? Что именно понравилось? Что особенно запомнилось? В каких местах нашего города, вы хотели бы еще побывать? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к адаптации в логопедической группе детей с тяжелыми нарушениями речи, со сложной структурой дефекта, детей-инвалидов.

Более половины из детей, поступающих в логопедические группы, кроме выраженного речевого нарушения имеют сопутствующие неврологические, соматические заболевания и психологические, личностные особеннос...

Конспект музыкального занятия с использованием презентации ppt для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной группы

Занятие состоялось 17 декабря 2013г. Форма работы-подгрупповая. Основная цель - вывзвать у детей эмоциональный отклик, создать  предпраздничную атмосферу радости и ожидания Нового года. Закрепить...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: Звуки "К-КЬ".

Цель: 1. Четкое произнесение, различение звуков.           2. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые....

«Доктор Айболит» Дидактический материал к занятию по обучению основам грамматики для детей с тяжелым нарушением речи в подготовительной группе.

Цели:Закрепить знания детей о диких животных.Научить детей образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.Повторить употребление имен существительных в родительном падеже. Всп...