Формирование представления о звуках
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt3.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной группе ОНР № 8 на тему:

"Формирование представления о звуках"

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

- Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

- Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

- Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3. Развитие слухового внимания.

- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять -  начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка».

- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином "Речевой звук"

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:

- Р-р-р!

В стойле коровы мычали:

- Мммуу!

В комнате мухи жужжали:

- Жжж!

Мимо машины бежали:

- Тррр!

Гудели от ветра все провода:

- Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:

- Динь!

Перекликались в ночи поезда:

- Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

- Тсс!

Змеи в лесу шипели:

- Шшш!

А комары все пели:

- Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

- Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели!

- Кхх! Кхх!

Э.Нийт

(Перевод с эстонского Е.Ракеева)

- Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5. Физминутка

Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

- Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.

Прыжки на двух ногах.

- Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра во время бури.

- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.

- Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

- За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями –

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки

Н.В. Новотворцева

- В каждом домике есть дверь, и не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится … (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

- Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит, и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

- Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы). Ка надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы).

8. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

- А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка».

9. Итог занятия.

- Что мы слушали? (Звуки). Чем мы слушали? (Ушами). Чем произносим звуки? (Ртом).