Конспект логопедического занятия для детей старшей группы по звукопроизношению «Звук «Л»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Москалец Лариса Фёдоровна

Данное  занятие направлено на развитие фонематического слуха, на умение произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках, а также на расширение активного словаря и развитие речевого дыхания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuk_l.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению

«Звук «Л»

Цель: учить детей выполнять артикуляционную гимнастику для языка; развивать двигательные функции речевого аппарата; учить навыкам анализа и синтеза; развивать фонематический слух; произносить звук «Л», как изолированно, так и в слогах словах, фразах, чистоговорках; отработать четкое произношение звука; подбирать прилагательные к существительному, расширяя словарь прилагательных; развивать речевое дыхание; создать эмоциональный фон посредством путешествия  в порт; воспитывать  интерес к занятиям, сопереживать товарищам, помогать друзьям.

Материал: зеркала (10 шт.); иллюстрации на звук «Л»; «Чудесный мешочек»; игрушки (10 шт.), пенал; бумажные пароходы ( 10 шт.).

1.   Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь. Чтобы научиться красиво говорить, нужно сделать упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика для языка  (работа с зеркалами).

«Лопаточка»                                         «Чашечка»

Язык лопаткой положи                            Язык широкий положи,

И спокойно подержи.                               Его в чашку преврати,

Язык надо расслабить                              Чашку на губе держи,

И под счёт его держать:                           Осторожно в рот  вноси,

Раз, два, три, четыре, пять!                      Кончик кверху подними.

Язык можно убирать.

        «Трубочка»                                                    «Качели»

Мои губы – трубочка-                              На качелях я качаюсь:

Превратились в дудочку.                         Вверх-вниз, вверх-вниз,

Громко я дудеть могу:                              Я до крыши поднимаюсь,

Ду-ду, ду-ду-ду,                                        А потом спускаюсь вниз.

Ду-ду, ду-ду-ду!

          «Сердитая кошечка»                             « Катушечка»

Вот так кошка, что за чудо!                    Язык в зубы упирается

Выгнулся язык упруго:                           Новое упражнение начинается:

Кончик в зубы упирается,                       Зубками его закусим

Бока кверху устремляются.                    Пошутили – не откусим.

     

  «Маляр»                                                       «Чищу зубы»

Красить потолок пора,                            Чищу зубы,

Пригласили маляра.                                 Чищу зубы

Челюсть ниже опускаем,                         И снаружи…

Язык к нёбу поднимаем,                          И внутри…

Поведём вперёд-назад –                           Не болели,

Наш ребят работе рад!                             Не темнели,

                                                        Не желтели чтоб они.

«Лошадка»                                             «Грибок»

Я лошадка Серый Бок!                         Под сосною у дорожки

Цок-цок-цок-цок.                                   Кто стоит среди травы?

Я копытцем постучу,                            Ножка есть, но нет сапожка,

Цок-цок-цок-цок.                                  Шляпка есть – нет головы.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

       «Гармошка»

К нёбу язычок прижми,                        Рот открой, потом прикрой,

Челюсть ниже опусти.                           Гармонист ты неплохой.

2. А сейчас отдохнём и сходим на море. Посмотрим, какая погода на море? Возьмите пароходы и пустите их в море. Пароходы поплывут. А вот и ветер.

(Дети дуют на пароходы сначала с одной стороны, а затем – с другой).

3. А вот и сигнал даёт самый главный пароход ( Л-л-л-л-л).

    Логопед показывает, как держать широкий язык между зубами.

    А ему вторят другие пароходы. Дети по очереди  вторят ( Л-л-л-л).

4. Выберите картинки со звуком «Л» и определите, где находится звук «Л»?

( В начале слова, в середине слова, в конце слова).

 Лапы, рама, лыжи, луна, рука, ласты, рамка, лань, рак, лак, лапти, радуга, лампа, росток, ласточка, ландыш.

5. Физминутка.

     Бороздил просторы моря,

     Пароход не зная горя.

     Доставлял большие грузы-

     Дыни, сочные арбузы.

     К нам заплыл сегодня в порт,

     Заходи, прошу на борт!

6. У меня есть «Чудесный мешочек». В этом мешочке игрушки, в названии которых есть звук «Л». Игрушки поставим на стол. Первый кружок – в начале слова, туда будем ставить игрушки, где звук «Л» в начале слова. Второй кружок – в середине, туда будем ставить игрушки, где звук «Л» в середине слова. Третий кружок – в конце слова, туда будем ставить игрушки, где звук «Л» в конце слова.

7. Сейчас будем составлять чистоговорки со звуком «Л».

     -Что это? (пенал).

    -Какой он? ( деревянный, маленький, школьный, узкий, твёрдый, гладкий, коричневый, прямоугольный, удобный).

     Составим чистоговорку о пенале.

Ал-ал-ал – вот лежит пенал,

Ол-ол-ол – пенал положили на стол,

Ул-ул-ул – пенал упал на стул,

Ал-ал-ал – кто пенал убрал?

Ил-ил-ил – ученик пенал забыл.

       Составим чистоговорку о футболисте Васе.

Ал-ал-ал – Вася рано встал,

Ил-ил-ил – он воды попил,

Ыл-ыл-ыл – весёлый Вася был,

Ол-ол-ол – на футбольное поле попал,

Ял-ял-ял – вратарь в воротах смтоял,

Ол-ол-ол – забил в ворота гол,

Ил-ил-ил -  вратарь мяч пропустил,

Ул-ул-ул- - на трибунах стоял гул.

8. – О каком звуке мы сегодня говорили? ( О звуке «Л»).

    -Как нужно держать язык, произнося этот звук? ( язык нужно зажать между зубами).

    - Язык каким должен быть? ( широким и плоским).

    - Вы молодцы. Хорошо выполняли упражнения с язычком. Правильно произносили слова со звуком «Л». Могли определить место звука «Л» в словах.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «КРАСКИ ОСЕНИ»

Данный конспект преднозначен для занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "Путешествие в подводный мир"

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы познокомит детей с многообразием подводного мира....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"

Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического  строя речи....

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)

. дифференциация звуков «к», «г»; развитие пси­хомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...