Конспект открытого совместного занятия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы «С Золушкой на бал»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Наталья Вадимовна Вяльцева

Цели занятия:

  • Образовательные:

- развивать подвижность органов артикуляции;

- активизировать мимическую мускулатуру;

- совершенствовать мелкую моторику руки;

- учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;

- упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление);

- закреплять умение проводить слоговой анализ односложных, двусложных, трехсложных слов без опоры на слоговую схему слов;

- упражнять в подборе слов к заданным определениям;

- формировать навык составления фразовых высказываний различной структуры;

- развивать слухо - речевой ритм.

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;

- воспитывать эмпатию, желание прийти на помощь;

- вызвать эмоциональный настрой на сказку;

- воспитывать культуру речевого общения.

  • Коррекционные:

- закреплять правильное произношение скорригированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.

Подготовительная работа: прочитать сказку «Золушка», нарисовать портреты героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого совместного занятия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы
«С Золушкой на бал»

Цели занятия:

  • Образовательные:

- развивать подвижность органов артикуляции;

- активизировать мимическую мускулатуру;

- совершенствовать мелкую моторику руки;

- учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;

- упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление);

- закреплять умение проводить слоговой анализ односложных, двусложных, трехсложных слов без опоры на слоговую схему слов;

- упражнять в подборе слов к заданным определениям;

- формировать навык составления фразовых высказываний различной структуры;

- развивать слухо - речевой ритм.

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;

- воспитывать эмпатию, желание прийти на помощь;

- вызвать эмоциональный настрой на сказку;

- воспитывать культуру речевого общения.

  • Коррекционные:

- закреплять правильное произношение скорригированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.

Подготовительная работа: прочитать сказку «Золушка», нарисовать портреты героев.

 

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Дети сидят на ковре. Логопед здоровается с детьми.

Логопед: Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?

(Звучит тихая волшебная музыка.)

В сказку чтоб попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

(Дети закрывают глаза, открывают глаза – у логопеда игрушка Шалтая – Болтая.)

Логопед: Посмотрите, к нам опять пришел Шалтай – Болтай – главный знаток сказок о язычке. Хотите послушать его новую сказку? Только помогите ему рассказывать: пусть, ваши язычки покажут, что они умеют делать.

2. Атикуляционная гимнастика – сказка

Логопед: Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидало божью коровку, и они улыбнулись друг другу (улыбка). Пошла божья коровка по дорожке и увидела лопаточку (лопаточка). Хотела поиграть, но на небо набежала тучка, и пошел дождик. Божья коровка взяла большую чашку (чашечка) и набрала водички для чая. Накрыла стол под грибком (грибок) и позвала гостей: жука (как он жужжит?), змейку (как она шипит?), комарика (как он звенит?) и лошадку (как скачет лошадка?). Лошадка чуть не проскакала мимо домика божьей коровки, остановим ее (останови лошадку). На соседнем дереве дятел играл на барабане (барабан). Все гости пили чай с вареньем и аккуратно облизывали верхнюю губу (вкусное варенье с верхней губы). А потом лошадка показывала фокусы: подняв язычок наверх дула на свою челку (фокус).

3. Самомассаж:

(звучит ритмичная музыка)

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь.

И теперь мы вместе с вами

Поиграем уже руками.

Ручки растираем и разогреваем.

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

4. Новая сказка:

Логопед: Ребята, хотите попасть в новую сказку? Садитесь на ковер.

(звучит волшебная музыка)

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть.

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:

Сказку я вам расскажу,

В гости в сказку приглашу.

Слушайте, дети.

Жила семья на свете:

Муж, жена, 3 дочки с ними.

Дочки были уж большими.

Только 2 из них лентяйки,

Неряхи, задиры зазнайки…

Лишь одна из них была

И сердечна и мила

И это…(кто?) Золушка была.

(Звучит колокольчик, дети открывают глаза, появляется Золушка.)

Золушка:

Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал.

Мачеха и сестры из вредности наряды свои на кусочки разрезали.

Помогите мне, ребята из кусочков собрать их платья.

5. Складывание из частей целого, закрепление названий цветов и оттенков, закрепление знаний геометрических фигур:

(Золушка показывает 4 «кусочка», раскладывает на столы, дети подходят к тому цвету, который больше нравится, после этого выбирают «свои» обрывки из общей массы и складывают платье. Золушка спрашивает каждую подгруппу о том, на сколько частей было разрезано платье и узором из каких геометрических фигур оно украшено).

(логопед и Золушка уводят детей на ковер).

6.Ориентировка во времени и тренировка в счете:

Логопед: Какие неблагодарные девочки. Золушка старалась, трудилась, иголкой работала, не ленилась. Долго трудилась над платьями, Золушка?

Золушка: С понедельника по среду.

Логопед: С понедельника по среду, значит, Золушка работала… Сколько же дней работала Золушка?

(рассуждения и ответы детей)

7. Классификация:

Логопед: Золушка, мы с ребятами тебе помогли, наряды собрали.

Золушка: Но мы на место ничего не убрали.

Логопед: Что делать, ребята?

Золушка: Сестры уехали на бал и оставили такой беспорядок.

(На ковре в детском уголке лежат вещи: фарфоровая чашка, пальто, платье, тарелка, кастрюля, юбка, коробочка из-под сока, бутылочка из-под йогурта.)

Золушка: Сегодня утром старшая сестра потеряла (следует описание какого-либо предмета - дети угадывают, потом следует описание предмета от имени средней сестры; описать несколько предметов).

Логопед: Я предлагаю вам убрать все вещи на свои места. Куда будем убирать все это? Как назвать одним слово то, что мы убираем в шкаф на кухне? В шкаф в комнате? В холодильник? Что еще может там лежать?

(Дети наводят порядок и классифицируют предметы.)

Логопед: Мы тебе, Золушка, помогли? Можешь отправляться на бал!

Золушка: Но мачеха сказала:

«Если хочешь танцевать, работу нужно выполнять.

Посиди, семена перебери».

Логопед: Поможем Золушке, ребята?

(дети делятся на пары и сортируют фасоль и горох;)

Золушка благодарит ребят

Логопед: Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету.

Золушка: Не могу, только моя крестная Фея могла превратить эту тыкву в карету.

(на дверях в спальню нарисована на бумаге большая тыква)

Логопед: Но где же она?

(звучит колокольчик, заходит Фея/воспитатель).

Фея: Здравствуйтедорогие мои.Сколько снега намело, до вас дойти мне было нелегко.

Золушка: Фея, ты мне помоги, тыкву в карету преврати.

8. Развитие речи:

Фея: Сейчас - сейчас, только найду свою волшебную палочку. Где же она? (ищет) Я живу на свете 999 лет, иногда забываю, какая она эта палочка. Может быть она зеленая? Ребята, а что бывает зеленым? Может она холодная? Ребята, а что бывает холодным? Может она пушистая? Ребята, а что бывает пушистым? Может она круглая? Ребята, а что может быть круглым? А какой может быть волшебная палочка? (ответы детей)

(Фея находит волшебную палочку, говорит волшебные слова, стучит по тыкве, открывается дверь и Золушка заходит в спальню).

9. Развитие слухо-ритмической стороны речи:

Фея: На бал приезжают нарядные гости, если вы хотите вслед за Золушкой попасть на бал, то тоже должны принарядиться, а для этого нужно повторить мой стук по волшебной тыкве.

(Дети несколько раз воспроизводят хлопки различного ритмического рисунка, заданного Феей. Логопед в это время надевает на девочек бантики на ободках, на мальчиков – мишуру на шею. Когда все готовы, звучит колокольчик, открывается дверь и входит нарядная Золушка)

Золушка: Какие мы с вами нарядные, теперь можем отправляться на бал.

10. Развитие грамматического строя речи:

Логопед: Золушка, подождите, я слышу, как кто-то горько плачет. Это слова заблудились. Поможем им найти свои домики?

(Золушка раздает детям картинки, логопед расставляет домики: он, она, они, символика уже знакома детям). Дети расселяют слова – картинки по домикам, взрослые помогают, проверяют.)

11. Деление слов на слоги:

Фея: Вот и добрались мы до дворца. Но туда можно подняться по волшебной лестнице. На первой ступеньке нужно сказать слова, в которых 1 слог – «дом», ваши слова… (дети называют односложные слова. На второй ступеньке нужно сказать слова, в которых 2 слога – «зима», ваши слова… (дети называют двусложные слова). На третьей ступеньке нужно сказать слова, в которых 3 слога – «машина», ваши слова…. (дети называют трехсложные слова).

(Шагают по импровизированным ступенькам.)

12. Развитие грамматического строя речи:

Золушка: Поднялись по ступенькам –

В бальном зале много света, на стене висят портреты. Ребята, вы знаете, кто изображен на портретах? Это портрет (кого?) ….. (Ответы детей.)

Логопед: Гости прошли галерею, подошли к столу, где было угощение, но жадные мачеха и дочки уже все съели, не осталось:

(логопед показывает картинку, а дети называют слово в нужном падеже, взрослые контролируют правильность формы и окончание слова)

Ни мороженого, ни пирожного,

Ни конфеты, ни котлеты,

Ни мармелада, ни шоколада,

Нет ни торта, ни баранки,

Даже хлеба нет ни буханки.

Стоят гости голодные. Что нам с вами делать? (ответы детей).

Фея: Но моя крестница взяла 2 яблока, 2 апельсина, поделила это все и приготовила на всех угощение.

(Золушка угощает детей.)

Фея: А теперь прошу на бал, час для танцев уж настал.

(Открывает дверь в приемную, там звучит веселая музыка).

Золушка: Гости пляшут, гости пляшут

И вот этак, и вот так!

И по парам, и кружком,

И вприпрыжку, и шажком!

(Дети танцуют; потом музыка останавливается и звучит бой часов.)

Логопед: Сказка наша заканчивается. Мы с ней встретимся еще раз.

А нам из сказки чтоб вернуться:

Вкруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Что увидели не позабыть.

Дружно всем сказать пора:

«До свидания сказка,

Нам домой пора».

(Дети говорят с закрытыми глазами; Фея и Золушка уходят из приемной; дети открывают глаза и оказываются у себя в саду.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе.

Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в старшей группе. Тема "Домашние птицы"...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по теме: "Наше тело".

Конспект открытого интегрированного занятия воспитателя и учителя-логопеда по теме: "Наше тело" предназначен для детей средней логопедической группы. На занятии решаются образовательные, коррекционно-...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи в средней логопедической группе. Этап: закрепление. Тема: В поисках сбежавшей одежды....

Конспект открытого подгруппового занятия учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Тема "Автоматизация звука Ш в словах и предложениях"

Цель: Формирование звуковой стороны речи.Коррекционно-образовательная задачи:- Обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объеме; - Автоматизировать звук [Ш] в словах;- Формировать фо...