Пересказ сказки "Колобок" с элементами драматизации.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Чернобаева Светлана Александровна

В образовательной деятельности по формированию связной речи использованы логоритмические игры, благодаря чему пересказ знакомой сказки превращается в весёлое путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по формированию связной речи в группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня.

          Тема. Пересказ сказки "Колобок" с элементами драматизации.

          Цель. Развивать у детей навык рассказывания сказки.

Задачи.

 Коррекционно-образовательная:

  • учить детей пересказывать текст, соблюдши целостность, связность, плавность и объем.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать и расширять словарный запас детей по теме продукты питания;
  • упражнять детей в употреблении существительных в винительном, родительном  падежах;
  • развивать тембровую окраску голоса, интонационную выразительность;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений .

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей эстетическое восприятие литературных произведений.

          Оборудование. Макет домика с окошком , имитация автобуса из стульев и ткани, костюмы для драматизации, мяч, знаки автобусных остановок, угощение для детей.

          Предварительная работа. Чтение русской народной сказки "Колобок", беседа по содержанию. Разучивание пальчиковой гимнастики и  

упражнения  на координация речи с движением "Колобок".

          Лексика существительных: амбар, сусеки, лавка; прилагательных: неуклюжий, трусливый, хитрая, скрипучий, недовольная, заячья, волчья, медвежья, лисья; глагольная: скребла, месила, студила.

           Содержание.

1. Организационный момент.

Логопед. Отгадайте, с каким героем сказки мы сегодня встретимся?

Из муки он был печён,

На сметане был мешён,

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Дети отвечают. Мы встретимся с колобком.

           2. Приглашение в сказку.

Логопед. Хотите отправиться в сказку? Нас ждёт волшебный автобус.

Он отправляется в путь, когда выполнено задание. (Дети занимают места на стульчиках).

           3. Пальчиковая гимнастика "Колобок"

Я колобок, колобок                     Показывают "шарик".

По амбару метён,                         Показывают "веник".

По сусекам скребён,                    "Скребут" пальцами.

На сметане мешён                        "Месят тесто".

В печку сажён,                              Ладони параллельно.

На окошке стужён.                       "Окошко"

Я от дедушки ушёл                       "Платочек"

Я от бабушки ушёл                       "Бородка"

Я от зайца ушёл                             "Зайчик"

Покатился колобок, только его и видели.

Логопед. Наш автобус отправляется. (Логопед читает сказку "Колобок")

Посмотрите внимательно на свои билеты. На них изображены герои сказки.

Первая остановка "Окошко"

Логопед. Вспомните начало сказки . Какие герои живут на первой остановке?

Ребёнок. Дед, бабка, колобок.

Логопед. Подумайте, каким был каждый герой.

Ребёнок. Дед был старым, говорил скрипучим голосом и покашливал.

Ребёнок. Бабка говорила недовольным голосом. Ей не хотелось печь колобок.

Ребёнок. Колобок был весёлый и хитрый. У него звонкий голос.

Логопед. У кого билеты с героями , покажите нам сказку.

Сказочник должен всем рассказывать так, чтобы всем было интересно.

(Дети подходят к домику с окошком, располагаются полукругом.)

Сказочник. Жили-были старик со старухой. Старик старухе и говорит:
 Дед. Испеки мне, старая, колобок.

 Бабка. Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дед.  - Поди-ка, старуха, по амбару помети, по сусеку поскреби.

Сказочник. Старушка так и сделала: намела, наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла колобок и положила на

окно стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился  -  с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку -  и дальше по дорожке.

Логопед. Наш автобус приглашает нас отправиться дальше.

 Но отправится он, если мы поиграем в игру.

            4. Игра с мячом "Покатился колобок". Дети сидят по кругу и  перекатывают мяч через круг по музыкальному сигналу, отвечая на вопрос.

Логопед. Из каких продуктов бабка замесила тесто?

Дети. Из муки, из масла, из сметаны.

Логопед. В каком порядке бабка делала колобка?

Дети. Амбар мела, сусеки скребла, тесто месила, в печку сажала, на окне студила.

Логопед. Назовите подробно, как попал колобок с окошка на дорожку?

Дети. С окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку.

Логопед. Молодцы, все слова вспомнили. Можно отправляться дальше, в лес. Какая следующая остановка? С кем встретится колобок?

Ребёнок. Колобок встретится с зайцем.

Следующая остановка "Заячья"

Сказочник. Катится колобок, а навстречу ему заяц.
Заяц. - Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. - Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.

Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл.

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

Сказочник. И покатился колобок дальше  - только заяц его и видел!

          5. Игроритмика "Животные леса"

Логопед. Дети, мы сейчас в лесу. Неизвестно, каких животных можно встретить. Послушайте звуки и покажите животного.

(Дети имитируют движения животного, услышав характерную музыку).

Медведь - идут вперевалочку, руки опущены.

Заяц - прыгают на двух ногах, руки перед грудью.

Лиса - руки перед грудью, "крадутся", мягко переступая на носочках.

Волк - смотрят по сторонам, перебегают .

Логопед. Пора ехать. Садимся в автобус. Дети, почему так показали животных?

Ребёнок. Медведь самый большой, он неуклюжий.

Ребёнок. Заяц трусливый, маленький.

Ребёнок. Лиса хитрая, красивая.

Ребёнок. Волк голодный, злой.
Логопед. Вы правильно узнали звуки животных, интересно отобразили в движении.

Логопед. Какая будет следующая остановка?

Ребёнок. Следующая остановка "Волчья".

Сказочник. Катится колобок, а навстречу ему волк.
Волк. - Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. - Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.

Сказочник. И Колобок запел.

Колобок поёт свою песенку.

Сказочник. И покатился колобок дальше  - только волк его и видел!

Логопед. Колобок хочет с нами поиграть. Вкруг быстрее нужно встать.

          6. Игра-хоровод "Колобки"

на мотив русской народной песни "Каравай"

Вокруг печки мы ходили,                    Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Колобки в неё садили.

Печка беленая,

Заслоном заслоненная.

Колобки на дрожжах.

Не удержишь на вожжах.

Узеньки да узеньки,                             Сужают круг.

Низеньки да низеньки                          Приседают.

Широки да широки,                              Расширяют круг.

Высоки да высоки!                                Поднимают руки.

                   Л. Яхин

Логопед. Хорошо с колобком поиграли.

                Может в сказке немного устали?

Вернёмся в детский сад?

Дети. Мы не устали, поедем дальше.

Логопед. Какая будет следующая остановка?

Ребёнок. Следующая остановка "Медвежья".

Сказочник. Катится колобок, а навстречу ему медведь.
Медведь. - Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. - Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.

Сказочник. И Колобок запел.

Колобок поёт свою песенку.

Сказочник. И покатился колобок дальше  - только медведь его и видел!

           7. Игра "Хлопай - топай". (Дети на каждую строчку стихотворения хлопают или топают).

Логопед. Ребята, нам автобус приготовил интересное задание. Нужно хлопнуть, если в стихотворении говорится правда. Если ложь - топнуть.

Слушайте внимательно.

Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

А потом ещё енота

И большого бегемота

Много тропок исходил,

И в болото угодил.

          По стихотворению Ю. Парфёнова

Логопед. Молодцы, ни разу не ошиблись. Автобус повезёт нас дальше. Какая будет следующая остановка?

Ребёнок. Следующая остановка "Лисья".

Сказочник. Катится колобок, а навстречу ему лиса.
Лиса. - Колобок, колобок, я тебя съем!
Колобок. - Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою.

Сказочник. И Колобок запел.

Колобок поёт свою песенку.

Лиса. Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Логопед. Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его -  ам! И съела! (Вариант окончания сказки - дети позвали колобка с собой в автобус и все вместе уехали).

Итог.

Дети получают угощение колобка.

Используемая литература.

1. Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок - Волгоград Учитель, 2012.

2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет - М.: Сфера, 2009.

3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

«Коллективный пересказ сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» с элементами драматизации» (старшая группа)

Знакомство детей с новой сказкой, обучение пересказу прослушанного текста, развитие связной речи....

Пересказ сказки "Три поросенка" с элементами драматизации

Исследую проблему использования в работе по развитию и коррекции детской речи различных видов икусства как важного средства воспитания гармонично развитой личности. Задача - адаптация ребенка посредст...

Конснект НОД по развитию речи в группе для детей 5-6 лет с ОНР по теме: "Пересказ рассказа с опорой на серию картинок с элементами драматизации "Прошкин дом".

ЦЕЛЬ: учить  составлять простые предложения по сюжетным картинкам и объединять их в рассказ; развивать диалогическую и монологическую речь, планирующую функцию речи, речевую активность,  слу...

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» в подготовительной группе

Цель: Обучение связному пересказу текста с опорой на наглядную основу.Задачи:1.     Учить детей понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собствен...

Конспект занятия: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с элементами драматизации»

Цели:коррекционно-образовательная:—обучать детей составлять пересказ близко к тексту и по ролям;коррекционно-развивающие:—развивать у детей умение строить сложноподчиненные предложения;—активизировать...

План-конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе "Пересказ сказки "Колосок" с элементами драматизации"

Цель занятия: развитие связной речи через игру-драматизацию.В занятии закрепляются представления детей о домашних птицах, развивается лексико-грамматический строй речи.Детям предлагается прослушать ск...