Звук И. Буква И,и
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Русакова Светлана Михайловна

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия в старшей группе для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук И. Буква И, и»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- дать понятие о механизме образования звука И;

- познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

- учить детей образовывать слова с уменьшительно-

   ласкательными и увеличительными суффиксами;

- развитие фонематического слуха, слухового

  внимания и памяти;

- развитие умения составлять из частей целостное

  изображение предмета;

- учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

 Оборудование:

предметные картинки,  игра  «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ,  буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги).

Словарная работа:

Глас (древнерусское слово) – голос.

Индивидуальная работа:____________________________________________________________

Ход занятия:

Давайте улыбнёмся,  пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Логопед:

Сядьте, пожалуйста,  на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки»

Логопед:

- Какое слово прозвучало несколько раз?

Логопед:

- Иголки одинаковые или разные?

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

- Какой звук я выделяла голосом?

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым  звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

 Логопед:

- Какой красивый звукКогда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете,  этот звук  длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы  произносили  этот звук, вам мешали губы, язык?

- Этот звук  поётся?

- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! -  говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам,  закрывать и  открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

( Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

- Молодец! Ты  внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

А как они подают  голос?

Какой звук вы услышали в этой песенке?

- А как зовут  детёныша лошади?

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)                                                    

У Ика был домик, а у  Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....