ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПЛАНЕТА ЗЛАТОУСТИЯ»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Алла Ивановна

обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zlatoustiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ «ПЛАНЕТА ЗЛАТОУСТИЯ»

(обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии)

Сказка «Златоустия», продолжающая сказку «Буквоград» (по Эльконину), помогает дифференцировать гласные – согласные звуки, согласные – по твердости и мягкости, звонкости и глухости и другим артикуляционным характеристикам. Игра «Из Слогандии в Словандию» организует синтез слов из слогов и букв. Игры с Буквоедом вносят свою занимательность, направляют внимание детей на смыслоразличительные фонемы, заставляют задуматься над значением слов. Названия сюжетов условны и определяются целью педагога: такие названия как «Спаси слово» или «Угадай слово» при работе со словами-паронимами. Моторно – тактильная игра «Пальчики в гостях у букв» - есть продолжение сопряженной гимнастики языка и рук, когда рот и пальцы как бы стимулируют друг друга. Путешествуя из Слогандии в Словандию, спасая слова от Буквоеда, дети используют цвет и форму букв, характерные для жителей Буквограда. Эти сюжеты активизируют деятельность ребенка при анализе слова и слога, при синтезе слова из слогов, основываясь на моторных, тактильных, зрительных и слуховых ощущениях. Предлагаемый материал можно использовать при подготовке и обучении грамоте, активизации и автоматизации поставленных звуков.

СКАЗ ПРО ПЛАНЕТУ ЗЛАТОУСТИЮ, ПОНИМАНДИЮ,

СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ

«Золотые руки» - говорят про человека умелого, «золотая голова» - про человека умного. Давным давно, в старину «губы» называли «уста». «Златоуст» - говорили про человека, который умел ладно и складно, четко и ясно говорить. По преданию каждый третий житель на Руси был златоустом.

А сейчас мы отправляемся в долгий и трудный путь на сказочную планету, где все – все говорят четко, понятно и ясно, поэтому и понимают друг друга прекрасно, в Златоустию, в Понимандию, в страну красивой речи.

В Понимандии – Златоустии все ладят между собой и дружат – лад и дружба там, где четко говорят и друг друга понимают. Из звуков слагают слоги, из слогов складывают слова. Читают слова неторопливо, из слов составляют предложения. Бывают в Златоустии и неприятности: то в Шипляндии шипелки начинают шипеть, шуршалки шуршать, шелестелки шелестеть, то жужжалки разжужжаться, то фырчалки расфырчаться, то вопилки развопяться. Но принц Ударение и его помощники – Скачущий карандашик и поющие командиры (звуки из Царства поющих командиров) – наблюдают за порядком на планете Златоустия. А добрый волшебник Лад бдительно следит, чтобы не случился разлад!

Представим себе планету Златоустия в виде гигантской ромашки.

                                      ФОТО !!!!

Первый круг (самая сердцевина) – Царство поющих командиров, которые носят красные мундиры (гласные звуки). Они выходят из красных дверей Царства поющих командиров, распевая: А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е. Они свободно передвигаются по круглому королевству, путешествуют в другие царства – государства, чтобы найти там себе друзей.                    

От круглого королевства, т.е. от сердцевины ромашки, отходят огромные лепестки. Каждый лепесток - это Царство - государство со своим царем-государем, родившемся в Буквограде на Громкой или Тихой улице. Царство согласных - Цари е мягким характером носят зеленые одежды и дружат с Улыбчивыми Певцами /Я И Е Е Ю/. Государи в синих одеждах - твердохарак терные -обещаются с жителями Первой Певческой улицы /А Ы Э О У /. Вместе гуляют, слоги слогают. В каждом царстве есть два полцарства: поменьше - Слогандия , побольше - Словандия. Слоги в блогандии находят себе друзей: буквы или другие слоги и весело переходят в Словандию. Поселяются в длинных домиках: из круглых окошек выглядывают Певцы /гл./, а из квадравных - тихие /глухие согласные/ или громкие /звонкие согл./. Дружно и ладно - получается складно. Бывают слова в один слог, в два слога и даже в три слога. Государства - лепестки огромной ромашки-синие и зеленые. Три лепестка полностью синие - это царства: Цепляндия, Жужжандия и Шипляндия. Даже улыбчивая И не может смягчить твердость цепкой цеплялки, жужжалки и шипелки. Три других лепестка всегда зеленые, т.к. щекоталка в Щекотандии, чучаддра в Чучандии всегда звучат мягко, даже когда посхне них А,У - стойко держатся в слогах ЧА-ЩА, ЧУ-Щ7. А один лепесток - царство полной тишины, там буквы, которые сами по себе не звучат никогда, они только разделяют или смягчают жителей других государств. Й - ?

Остальные 15 лепестков сине-зеленые. Мычалки М и МЬ в Мычалкино парят, барабанщики Б и БЬ в Барабандии, пыхтелки П и ПЬ в царстве Пыхтюг и т.д.

Дружно держась за руки шагают из Слогандии в Словандию буквы слогая свои частушки-слогушки, мычалки и хохоталки, бренчалки и звенелки, во-пилки и фырчалки. Дружно и ладно, весело и складно, четко и ясно оттого и прекрасно.

Но однажды случилось ужжжасное! В Шипляндии шептуны расшептались, а шуршалки расшуршались: шуршали-шуршали да всех перешуршали:"Ша-ша-ша, ша-ша-ша - главный город Шебарша". Это шалуны шшшшептуны и шалуньи шшшшепталки решшшшили нарушшшшить лад, внести разлад: столицу Златоус-тии - славный город Буквоград заменить городом Шабарша, где змеи шипят ш-ш-ш-ш-ш-ш, мыши шуршат - ш-ш-ш-ш-ш, бумаги шелестят - ш-ш-ш-ш-ш, молчуны палец к губам прижимают - ш-ш-ш-ш, шалуньи шишикают - ш-ш-ш-ш. Никакое слово не составится, никакое слово не услышитея. Так Зяатоуетня -Понимандия превратится в непонимандию - ведь без слов друг друга не понять. И во веех Царствах подумали и решили: "Не бывать такому!". Пусть шипят поднимая языки как змеи, пусть шуршат и шелестят, а в Знатоустии всегда будет лад и мир, дружба и товарищество. Правитель Буквограда Принц Ударение направил в шипляндию командира А с рычалкой; отдал приказ: "Ну-ка, буквы, стройтесь в ряд!", й легкое, яркое, воздушное слово пошло из Слогандии в Словандию: шипелка и рычалка выглядывают из квадратных окошек, а между ними в круглом окошке поет А. Такое славное вышло слово - ШАР, что даже те, кто своим ш-ш-ш-ш хотел внести в Зяато-устии разлад, передумали: пусть всегда будет лад. Эти два слова так понравились пальчикам, что пошли они в гости к буквам.

ОПИСАНИЕ    ИГРОВОГО    ПРИЕМА "ПАЛЬЧИКИ В ГОСТЯХ У БУКВ    и

Всегда первым в гости к первой букве приходит мизинчик левой руки, й здесь пришел левый мизинец под квадратное синее окошечко, в котором живет буква Ш /вверх тянутся три палочки, стоя на подставке, язык тоже тянет<ж к нёбушку, прижался и зашипел : ш-ш-ш-ш-ш-ш, вслед за мизинчиком встал под круглое окошечко безымянный пальчик, там буква А - ротик запел: а-а-а-а. За безымянным пальцем ветал средний палец под квадратное окошечко с головасто! буквой Р, язычок вверх поднялся и завибрировал как мотор р-р-р-р, вот и вышло слово ШАР. Как по клавишам пианино опять играют пальчики, а ротик говорит ЛАД /произносит все звуки четко, слитно, ладно/ и возникает прекрасное слово ЛАД.

Этот прием моторно связывает звук и букву, подготавливает к проговари-ванию во время письма, что необходимо особенно дисграфикам. Движение пальцев начинается с левого мизинца, т.к. при переходе к длинным словам продолжать придется пальцами правой руки.

ОПИСАНИЕ    ИГРОВОГО    ПРИЕМА "СКАЧУЩИЙ КАРАНДАШИК"

Принц Ударение со своим помощником Скачущим карандашиком приказывает мальчикам и девочкам:

  1. Назови /прочти или повтори за взрослым/ слоги.
  2. Подбери друга каждому слогу, чтобы вместе шагать в Словандию, друга нужно иекать на границе между Слогандией и Словандией. Например:

в Жужжандии на границе гуляет буква К, слог ЖУ берет ее в друзья -и шагает в Словандию ЖУК. Слог IA тоже с ней дружит - получается имя французского мальчика ЖАК. И слог Ю составит с ней слово - ЖОК быстрый танеЦ. А слоги ЖИ IA дружат с буквой Р и т.п.

3.        Найди в слове главный слог, какой в нем звук-командир /с сильным
голосом/. Например в словах Мила - мила, Нора - нора. Обрати внимание:
Принц Ударение в одинаковых словах ставит свою ударную палочку то в пер
вом слоге, то во втором. Так, по велению Принца Ударения слова, напи-
санные одинаковыми буквами, становятся с разными значениями: Нора - имя девочки, нора - домик лисы. Спроси у взрослых - почему слова Нора, Мила пишутся с большой буквы.

4. Научись управлять своим карандашом, чтобы присвоить ему звание Скачущий карандашик. Он должен скакать по гласным неотточенной стороной, особенно сильно ударяя по букве, обозначающей звук – командир.

5. Возьми своими Умелыми Пальчиками карандаш и учи его скакать по гласным, которые в красных окошечках. А потом оточенной стороной карандаша – грифелем, поставить значок ударения над той буквой, где скачок был самый высокий, где удар карандаша был самый сильный – над ударной гласной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой ситуации по здоровьесберегающим технологиям в 1 – ой младшей группе «Айболит и Мойдодыр»

Задачи образовательных областей:   Социализация: 1)Общение детей в диалоге с воспитателем; 2)Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, общение в диалоге с воспитателем. Комму...

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».

Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...

Статья "Игровая ситуация по здоровьесберегающим технологиям"

1)Общение детей в диалоге с воспитателем;2)Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, общение в диалоге с воспитателем.3)Осваивать элементарные навыки речевого этикета;4)Расширять и уто...

Конспект игровой ситуации обучающей ситуации во второй младшей группе по социо-игровой технологии

Конспект игровой ситуации с детьми.которая помогает детям регулировать свое поведение, учит общаться со сверстникаим, развивает внимание....

Игровая ситуация "Путешествие в сказку" с использованием инновационных технологий

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок....

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии и технологии проблемной ситуации Тема: «Путешествие с Капитошей»

Задачи:Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года.Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.Совершенствовать грамматический строй речи; р...