Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Давкнис Надежда Константиновна

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: рече-слуховой, рече-двигатедьный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших и пастических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи,фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя речи расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста), а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а в пять – шесть лет он еще не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживается несформированность зрительно-пространственных представлений, то ни каким образом ребенок не может овладеть полноценным письмом. Поэтому проблему нарушения письменной речи у школьников можно, почти безошибочно, предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом, даже вид будущей дисграфии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза Выполнила учитель-логопед ГБДОУ№135 Давкнис Н . К .

Слайд 2

Умение определять количество, последовательность, место слов в предложении, можно сформировать, выполняя следующие задания :

Слайд 3

Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в нем количество слов

Слайд 4

Придумать предложение с определенным количеством слов

Слайд 5

Распространить предложения, увеличив количество слов

Слайд 6

Составить предложение из предложенных слов и переставить слова в предложении

Слайд 7

Выделить предложение из короткого текста с заданным количеством слов

Слайд 8

Составление рассказа по серии картин

Слайд 9

Составление рассказа с опорой на условно – графическую схему

Слайд 10

1 . Составление рассказа по заданному началу и концу . 2. Обучение пересказу текстов

Слайд 11

Развитие слогового анализа и синтеза Делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове : в слове столько слогов, сколько гласных звуков .

Слайд 12

Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавление согласных .

Слайд 13

Дается представление о гласных и согласных звуках, об их признаках . Дальше проводят работу по выделению гласных звуков из слога и слова .

Слайд 14

Сначала предлагаются односложные слова . Дети определяют звук и место его в слове .

Слайд 15

Затем проводят работу на материале двух и трех сложных слов .

Слайд 16

Назвать гласные в слове

Слайд 17

Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагают следующие задания : повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов

Слайд 18

Выделить первые слоги из названий картинок . Объединить слоги в слово .

Слайд 19

Определить пропущенный слог в словах

Слайд 20

Составить слово из слогов, данных в беспорядке

Слайд 21

Придумать слова на заданный слог

Слайд 22

Развитие фонематического анализа и синтеза . Придумать слова с заданным количеством звуков

Слайд 23

Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков

Слайд 24

Придумать слова, в названии которых заданный звук занимал бы заданную позицию

Слайд 25

составить слова из предложенных букв

Слайд 26

Преобразовать слова добавляя звук, изменяя один звук слова, переставляя звуки

Слайд 27

Профилактика аграмматической дисграфии Основная задача – сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения .

Слайд 28

Основные направления 1 . уточнение структуры предложения ; 2 . развитие функций словоизменения и словообразования 3 . работа по морфологическому составу слова и с однокоренными словами .

Слайд 29

Игры на формирования словоизменения и словообразования

Слайд 30

Скажи ласково Цель : учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные

Слайд 31

Один-много Цель : образование множественного числа существительного

Слайд 32

Дайте корм кому? Цель : образование существительных в дательном падеже

Слайд 33

Без чего?

Слайд 34

Мальчик рисует кого?

Слайд 35

Мальчик работает чем? Существительные в творительном падеже

Слайд 36

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения

Слайд 37

Работа строится по следующему плану : двусоставные предложения , включающие И . п . и глагол 3 лица настоящего времени . Например : Дерево растёт .

Слайд 38

Распространённое предложение из 3-4 слов : существительные , глагол , прямое дополнение . Например : Девочка моет куклу .

Слайд 39

Сложные предложения . Например : Девочка гладит платок утюгом .

Слайд 40

Подбор предложений к данной графической схеме

Слайд 41

Обозначение предложений графической схемой

Слайд 42

Профилактика оптической дисграфии Основная задача – развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины . Формирование пространственных представлений

Слайд 43

Игры на развитие зрительного восприятия

Слайд 44

Узнай предмет по их темному силуэту

Слайд 45

Найти на рисунке буквы А

Слайд 46

Выделить буквы наложенные друг на друга

Слайд 47

Назвать букву , напечатанную разным шрифтом и стилем .

Слайд 48

Игры на узнавание цвета , формы

Слайд 49

Сенсорная азбука . Выложить букву из подходящего материала ( горох , макароны ...)

Слайд 50

На какую геометрическую форму похожи предметы?

Слайд 51

Жук-буквоед Допечатай букву , которую почти всю съел жук .

Слайд 52

Обвести контуры букв

Слайд 53

Продолжи узор Цель : учить детей зеркальному отображению

Слайд 54

Игры на узнавание предметов по величине и форме

Слайд 55

Игры на формирование пространственных представлений

Слайд 56

Живая буква

Слайд 57

Ориентировка на листе бумаги

Слайд 58

Узнай букву . Буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки . При этом логопед стоит за спиной у ребёнка . Цель : развитие осязательного восприятия

Слайд 59

Сложить из определённого количества палочек букву

Слайд 60

Данный подход к изучению предупреждения дисграфии и целенаправленная, систематическая коррекционная работа способствуют успешной подготовке детей к школе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....

Профилактика дисграфии у дошкольников

Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....

Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

Конспект непосредственно -  образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Физическая культура» в  подготовительной к школе группе для детей с ...