Игры с мячом в логопедической коррекции
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Тюнина Татьяна Ивановна

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
регулируют силу и точность движений
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности  в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

Игры и упражнения данного раздела направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле, могут использоваться на занятиях независимо от лексическй темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи различной фактуры.

Игры

  1. Вратарь
  2. Мячик прыгает по мне, по груди и по спине.
  3. Попади в ворота.
  4. Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг.
  5. Справа, слева, впереди в обруч точно попади.
  6. Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец.
  7. Прыгает и скачет по сиденью мячик.
  8. Справа, слева я стучу, перепутать не хочу.
  9. Кошечки с мячиком.

Упражнения направленные, на развитие мелкой моторики

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные  подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук тревожат расположенные вблизи  речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка. Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

В играх и упражнениях используются небольшие мячики, шарики, массажные шарики-ежики или разноцветные каучуковые шарики которые легко помещаются в ладошках детей. Все упражнения проводятся сидя за столом.

Игры

  1. Листок                                                  14. Спираль
  2. Огород                                                 15. Фокусник
  3. Сад                                                        16. Веселый алфавит
  4. По грибы по  ягоды
  5.  Птички-невелички
  6. Два козленка
  7. Поможем маме
  8. Каблучок
  9. Снежинка
  10.  Помоги Маше
  11.  Елочка
  12.  Портняжка
  13.  Дождик

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В начале учебного года дети знакомятся с гласными звуками, являющимися фундаментом, на котором базируется работа логопеда по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Работа над звуками закрепляется в играх с мячом которые построены так, что длительность прокатывания мяча соотносится с длительностью пропевания гласных звуков. Таким образом, игры с мячом способствуют отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.

В логопедической работе можно наблюдать, что у детей нарушены просодические компоненты речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Игры с мячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезных для этих детей.

К. С. Станистлавский, характеризуя звучание русского языка образно говорил, что гласные – это река, а согласные – берега, и без них наша речь – болото.

В своей повседневной работе по коррекции речи детей учитель-логопед укрепляет эти «берега» и «реку».

В играх данного раздела используются  мячи разного цвета для анализа и синтеза слогов и слов.

В играх с мячом дети  усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение делить слова на слоги, отрабатывается автоматизация и дифференциация звуков. Во время игр развиваются внимание и быстрота мышления ребенка. Игры могут использоваться независимо от лексических тем и автономно.

Игры

  1. Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук.
  2. Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.
  3. Звуки гласные поем, мы с мячом моим вдвоем.
  4. Мяч передавай, со звуком [О] – овощи называй.
  5. Мяч поймай, звук поменяй.
  6. Тихо-громко
  7. Сто вопросов - сто ответов
  8. Встречу слово на дороге, разобью его на слоги
  9. Разноцветные мячики
  10.  Умный мячик
  11.  Дразнилка
  12.  Мяч лови – чистоговорки произноси.
  13.  Повторяй, не зевай.
  14.  Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова.

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Для многих детей с ФФН, а тем более с ОНР характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимая ребенком значений слов и искажении их звука-слоговой структуры.

Словарь дошкольника обогащается в преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые логопедом, воспитателями и родителями.

Дети с ОНР часто допускают  ошибки в образовании множественного числа и имен существительных. Особенно трудно дети усваивают те формы множественного числа, при которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных ( день – дни ). Играя в мяч и слова ( звуки) одновременно, ребенок усваивает категории рода, числа, падежа, учится употреблять существительные в именительном и родительном падежах и применять в речи простые и сложные предлоги. Данные игры помогут ребенку избежать трудности в употреблении глагольных форм, ребенок будет уметь изменять и образовывать новые слова. Целью игр является развитие памяти и внимание.

Игры

  1. Мяч бросай, волшебные слова называй.
  2. Назови ласково.
  3. Один – много.
  4. Скажи со словом «осенний»
  5. Назови какая погода
  6. Какой сук
  7. Какое варенье
  8. Четвертый лишний.
  9. Собираем грибы
  10. Скажи наоборот
  11.  Скажи одним словом
  12. Животные и их детеныши
  13.  Что кому принадлежит
  14.  Кто где живет
  15. Скажи правильно
  16. Кто что делает
  17. Кто чем занимается
  18. Посчитай
  19. Кто что умеет
  20. Закончи правильно предложение
  21. Подбери слово.
  22.  В нашем огороде.
  23.  Составь предложение.
  24. Кто как говорит.
  25.  Кто как передвигается.
  26. Что бывает круглым.
  27. Где лежит мяч.
  28.  Вчера сегодня завтра.
  29.  Утро , день , вечер, ночь.
  30.  Дни недели называй.
  31. Месяцы и их последовательность.
  32. Кто кем был.

А

Исходя из особенностей движения этих детей, мы рекомендуем особое внимание уделять играм и упражнениям с мячом на занятиях по физической культуре, а также различным видам массажа.

В

Для детей с данными нарушениями очень полезны спортивные игры и упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа.

С

Для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем детям упражнения с мячом, направленные на ориентировку в пространстве, спортивные упражнения с мячом игру в футбол, особенно в позиции вратаря, а также упражнения для развития мелкой моторики.

D

Для коррекции нарушения этого уровня мы предлагаем подвижные игры и упражнения с мячом на ориентировку в пространстве.

Е

Для коррекции нарушений этого уровня мы предлагаем использовать игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения и развитие лексико-грамматического стоя речи.



Предварительный просмотр:

Газета №1 педагов ДОУ №142 «Весенние истории»,                   2014-2015 учебный год

Я учу ребенка говорить!

Если научить ребенка говорить,

Он расскажет вам о том, что происходит в жизни:

как встает солнце, как оно заходит…

Но надо научить так, чтобы люди понимали разговор ребенка и вопросов не задавали: что сказал? Не получается?

Не можешь до сих пор?

Надо научить ребенка говорить так, чтобы подружились слова и ложились предложения, чтобы не было затруднений в письме. Надо научить ребенка говорить!

И, когда малыш со счастливыми глазами внятно расскажет о том, о чем впервые прочитал, вот тогда убеждаешься – малыш увереннее стал.

                 Профессия особая, к фонемам приспособлена,

                 Не педагог, не медик, а синтез всех наук.

                 С логопедией связаны, мы речь лечить обязаны.

                 Логопеды, логопеды, нам доверено судьбой,

          На протяжении многих лет

                 Каждый день дарить ребятам

                 Радость маленьких побед!!!



Предварительный просмотр:

Т.И. Тюнина, учитель логопед

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142» г. Воронежа

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития детей с нарушениями речи для коррекции речевых и неречевых процессов. Система коррекционно-педагогической работы сориентирована на овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку с нарушениями речи для успешного обучения в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.

Детский сад имеет кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, спортивный и музыкальные залы. Все кабинеты оснащены необходимым материалом для работы с детьми с речевыми расстройствами, соответствуют требованиям и рекомендациям гигиены, оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя.

Каждая группа имеет свою модель предметно-развивающей среды. Воспитатели постоянно пополняют ее игровыми ситуациями с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам, уровню развития, характера речевой патологии. При организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами:

  • приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

Основная задача состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей. В детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, которая заключается в логопедизации всего образовательного процесса, а именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями в организации воспитательно-образовательной деятельности. Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.

Успешной коррекционная работа в детском саду может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

В условиях детского сада логопедом и старшим воспитателем поставлены следующие задачи.

Задачи работы логопеда:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
  • Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога:

  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Коррекционные задачи воспитателя:

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепления произношения поставленных логопедом звуком.
  • Обогащение, уточнение и активация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнение в правильном употреблении формировании грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующих навыков звукового анализа и синтеза.

Учитель-логопед с музыкальным руководителем реализует следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Автоматизация звуков в результате запоминания речевого материала.
  • Дифференциация поставленных звуков.

Логоритмические упражнения также используют в различных частях своих занятиях музыкальные руководители с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.

Интегративные связи логопеда с инструктором по физическому воспитанию совершенствуют координацию основных видов деятельности, мелкой моторики рук.

Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренники, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки на других занятиях, прогулка.

Таким образом, интегративная работа всех специалистов ДОУ дает положительную динамику в воспитании и развитии способностей и возможностей детей с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений области: Сборник методических материалов.
    Ярославль: ИРО, 2008.
  2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Как с помощью мяча помочь ребенку говорить? Из этого материала вы узнаете какие бывают мячи и как ими играть....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Игры с мячом в логопедической коррекции...

Игры с мячем в логопедической коррекции

Игры с мячем в логопедической коррекции...

Игры с мячом в логопедической коррекции

В данном материале представленны логопедические игры с использованием мяча....

Игры с мячом в логопедической коррекции.

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.         В России в старь в простонародье мячи делали из тряп...