Игры с мячом в логопедической коррекции
консультация (средняя группа) на тему

Назина Екатерина Владимировна

Как с помощью мяча помочь ребенку говорить? Из этого материала вы узнаете какие бывают мячи и как ими играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_myachom_v_logopedicheskoy_korrektsii.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом в логопедической коррекции

 

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старь в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

 В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

 

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

         пластмассовые

         резиновые

         надувные

         из папье-маше и т.д.

 

Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества:

         ярким

         легким

         прыгучим

 

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

 Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

*      игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

*      освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

*      помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии

*      развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

*      помогают проводить работу  над развитием просодических компонентов речи

*      регулируют силу и точность движений

*      движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)

*      игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей

*      развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

*      развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

 

Все это является

         необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов

         оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков

 

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

*      игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

 

1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

 

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон)

 

Можно:

*      использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

*       подбирать их по цвету

*       вводить с их использованием элементы самомассажа

 

Упражнения:

  сжимание мячика

  обхват пальцами

  прокатывание

  прокатывание  между пальцами

  разминание между ладонями

 

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

            

        

  

1.      «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2.      «Дождик» - прокатывание шариков

3.      «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4.      «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5.      «Спираль»

6.      «Кто быстрее?»

7.      «Снежинки»

8.      «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9.      «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10.  «Угощение» - использование съемных картинок

11.  «Машина и стрекоза»

12.  «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

 

2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

*      используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

*      применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

 

Упражнения:

  прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

  выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

  попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)

  комплексы упражнений для ног с элементами массажа

  рисование мячом фигур на полу

 

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

  «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

  «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

  «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

  «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

  «Тихо – громко»

  Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»

  Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

 

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

§  «Мяч бросай и животных называй»

  «Я знаю 3(5) названий животных» …

  «Животные и их детеныши»

  «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

  «Подскажи словечко»

  «Скажи ласково»

  «Составь предложение»

  «Горячий – холодный» (антонимы)

  «Из чего сделано»

  «Лови да бросай – цвета называй»

  «Третий лишний»

  «Какой по форме»

  «Один – много» (множественное число)

  «Бывает – не бывает»

  «Кто кем был»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Игры с мячом в логопедической коррекции...

Игры с мячем в логопедической коррекции

Игры с мячем в логопедической коррекции...

"Игры с мячом в логопедической работе"

игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевыхорганов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков....

Игры с мячом в логопедической коррекции

В данном материале представленны логопедические игры с использованием мяча....