Игры с мячем в логопедической коррекции
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Игры с мячем в логопедической коррекции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра с мячом — прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

  •  Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  •  Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
  •  Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
  •  Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  •  Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  •  Регулируют силу и точность движений.
  •  Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  •  Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  •  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  •  Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положи тельное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Все игры и упражнения с мячом можно разделить на следующие виды, направленные:

  •  На развитие общей моторики;
  •  Мелкой моторики;
  •  Ориентировки;
  •  Фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;
  •  На обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Ниже приведено занятие с использованием различных игр с мячом в подготовительной к школе группе компенсирующего вида.

ЦЕЛИ

  • Использовать новую технологию в коррекционной работе с детьми.
  • Воспитывать интерес к занятиям с разными видами мячей.
  •  Развивать общую, сенсомоторную, речедвигательную активность; пространственно-координационные и ритмические способности; зрительные анализаторы.
  •  Создавать эмоционально-положительную атмосферу во время занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки Смешарики; табличка «Школа Смешариков»; игрушка елка; корзинка; салфетка; кегли; схема рисования бабочки; резиновые мячи; массажные мячи («ежики»); игрушка для поддувания; воздушный шар; баскетбольный мяч; пластмассовые мячи четырех цветов; ведерки (4 шт.); корзина для мячей; поварской колпак; карточки для игры «Продолжи ряд»; колокольчик.

Логопед.  Ребята, все вы будущие школьники. Предлагаю вам отправиться на экскурсию в школу, но не обычную, а в школу Смешариков. Сначала надо подготовиться.

Дети выполняют самомассаж.

Подготовим глазки (поглаживание век).

Подготовим ушки (поглаживание ушей).

Подготовим ручки (поглаживание рук и хлопки).

Подготовим ножки (притопывание).

Вы готовы, дети?

Дети разводят руки в стороны, обнимают себя.

Тогда вперед, путь поможет преодолеть задорная речевка:

Шли мы из детсада,

Шли мы просто так,

Прямо и направо,

А потом назад,

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот и школа, школа Смешариков, похожих на шарики.

Звенит звонок.

Веселый школьный звонок зовет нас на первый урок. Урок на лесной полянке проведет Ежик — самый вдумчивый и внимательный из Смешариков. (Показывает игрушку.)

— Здравствуй, Ежик, ты о чем задумался?

Ежик. Ежата загадали мне загадку и убежали. Я ищу отгадку и не могу найти.

Дети. Мы поможем, загадывай.

Ежик. Под соснами, под елками лежат мешки с иголками. Вот лежит Копатыч, может, это он? Тогда почему с иголками?

Логопед.  Ежик, так это же загадка про тебя и твоих ежат. Они от тебя просто спрятались в лесочек. Давайте, ребята, соберем ежат. Берите по одному и говорите, где его нашли. (Ориентировка в пространстве; закрепление предлогов в речи: на елке, под елкой.)

Давайте рассмотрим мячики- «ежики» (коррекционная гимнастика для глаз).

Мячик выше поднимите

 И на мячик посмотрите.

Теперь руки опустили,

Отдохнули: три-четыре.

Снова мячик поднимите

И, прищурясь, посмотрите.

Мы за мячиком следим,

Влево-вправо поглядим.

Влево-вправо, влево-вправо

Веселей, ребята! Браво!

Наши глазки не устали

И по кругу побежали.

Раз, два, три, четыре —

Делаем кружок по шире!

Глазки с мячиком играют,

Глазки мячик догоняют.

Мячик к носу поднесите

И на мячик посмотрите.

Руки дальше отведите

И на мячик посмотрите.

Близко к носу поднесем,

Дальше руки отведем.

Глазки занимаются,

Здоровья набираются.

А сейчас рассаживайтесь удобнее. (Дети садятся на пол.)

Проверим наши мячики на ощупь и помассируем пальчики.

Чтобы правильно писать

И красиво рисовать,

Мы мячики катаем,

Мы руки разминаем.

Покатаем по дорожке,

Помассируем немножко,

А потом, потом, потом

Мяч бегом, бегом, бегом.

Звенит звонок.

Теперь пора на переменку. На перемене с нами поиграют Крош и Бараш. Что-то Крош спрятал в корзинке. Послушайте загадку.

Круглый, гладкий и пузатый.

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому что он надут.

(Мяч.)

Дети рассматривают резиновый мяч: форму, цвет, материал и произносят слова-признаки; определяют, как можно ими играть (слова- действия).

Логопед предлагает взять мяч каждому ребенку (упражнение по логоритмике).

Звучит музыка, на каждую строку дети выполняют четыре удара мяча об пол.

Вот какой послушный мячик!

Не шалит он и не скачет.

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать.

Игра «Школьный боулинг» («Сбей кеглю»)

Звенит звонок.

Логопед. Нас приглашают на урок рисования. Учитель Кар-Карыч предлагает порисовать не красками и карандашами, а массажными мячами. Не на бумаге, а на спине друг у друга. Нарисуем бабочку. (Дети садятся на колени и выполняют массаж спины по предложенной схеме и комментариям педагога.)

Полетаем, как бабочки. (Дети бегают по комнате.)

Полетали, порезвились,

По местам вновь разместились.

Кар-Карыч предлагает вам отдохнуть и дает вот такую игрушку. (Показывает игрушку для формирования правильной воздушной струи: на конце трубочки для коктейля прикреплен полиэтиленовый пакет с теннисным шариком внутри. Задание: надуть пакет так, чтобы он лопнул.) С ее помощью поучимся правильно дышать.

Надувайся, шарик, больше!

Щечек ты не раздувай!

Поиграй ты с нами дольше,

Катись, прыгай и летай!

Звенит звонок на перемену для игры с воздушным шариком и тяжелым баскетбольным мячом.

Дети сравнивают по весу воздушный шар и мяч.

Шарик легкий и воздушный,

Ветерку чуть-чуть послушный.

У Лосяша мяч тяжелый.

Тоже хочет поиграть.

В круг скорей же вставай,

И игру ты начинай!

Игра малой подвижности «Догони мяч!»

(Одновременно передаются шар и мяч внутри круга, за кругом)

Раз, два, три!

Мяч, скорей беги!

Четыре, пять, шесть!

Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять!

Кто догнать сумеет?

Вновь звенит звонок.

Логопед. А теперь проведем веселый урок физкультуры с Совуньей и Пином. Они предлагают поиграть с разноцветными шариками. Прежде чем начать игру, выберем считалкой «повара». (Надевает поварской колпак.)

Чуть ударишь этот мячик —

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не может перестать.

Подвижная игра «Попкорн»

«Повар» логопед — разбрасывает шарики, дети собирают их по цветам в ведерки того же цвета.

Логопед. Самый изобретательный из Смешариков Пин приготовил вам задание: сложить из шариков разноцветные дорожки по образцам на карточках.

Игра «Продолжи ряд» (на развитие логического мышления)

Дети делятся на две группы, выполняют задание по образцу, затем проверяют правильность выполнения друг у друга. Различными жестами воспроизводят ритмический рисунок.

Звенит звонок.

Логопед. Прозвенел звонок и подсказал нам, что уроки в нашей школе Смешариков закончились. Встанем в круг, будем передавать мяч друг другу и вспомним, как мы сегодня играли. Пригласим Смешариков в наш детский сад.

Мы идем в детсадик,

Шагаем просто так.

Прямо и направо,

А потом назад,

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Как с помощью мяча помочь ребенку говорить? Из этого материала вы узнаете какие бывают мячи и как ими играть....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Игры с мячом в логопедической коррекции...

"Игры с мячом в логопедической работе"

игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевыхорганов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков....

Игры с мячом в логопедической коррекции

В данном материале представленны логопедические игры с использованием мяча....