Игры с мячом в логопедической коррекции
статья по логопедии (подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Сергевна

Игры с мячом в логопедической коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_v_logopedicheskoy_korrektsii.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом в логопедической коррекции.

Игра с мячом — прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

-  Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

-  Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

-  Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.

-  Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

-  Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

-  Регулируют силу и точность движений.

-  Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.

 -  Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.

 -  Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

 -  Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положи тельное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Все игры и упражнения с мячом можно разделить ни следующие виды, направленные:

-  на развитие общей моторики;

- мелкой моторики;

- ориентировки;

- фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;

- на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

 Ниже приведено занятие с использованием различных игр с мячом в подготовительной к школе группе компенсирующего вида.

ЦЕЛИ

-  Использовать новую технологию в коррекционной работе с детьми.

-  Воспитывать интерес к занятиям с разными видами мячей.

-  Развивать общую, сенсомоторную, речедвигательную активность; пространственно-координационные и ритмические способности; зрительные анализаторы.

- Создавать эмоционально-положительную атмосферу во время занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки Смешарики; табличка «Школа Смешариков»; игрушка елка; корзинка; салфетка; кегли; схема рисования бабочки; резиновые мячи; массажные мячи («ежики»); игрушка для поддувания; воздушный шар; баскетбольный мяч; пластмассовые мячи четырех цветов; ведерки (4 шт.); корзина для мячей; поварской колпак; карточки для игры «Продолжи ряд»; колокольчик.

Логопед. Ребята, все вы будущие школьники. Предлагаю вам отправиться на экскурсию в школу, но не обычную, а в школу Смешариков. Сначала надо подготовиться.

Дети выполняют самомассаж.

Подготовим глазки (поглаживание век ).

Подготовим ушки (поглаживание ушей ).

Подготовим ручки (поглаживание рук и хлопки).

Подготовим ножки (притопывание ).

Вы готовы, дети?

Дети разводят руки в стороны, обнимают себя.

Тогда вперед, путь поможет преодолеть задорная речевка:

Шли мы из детсада,

Шли мы просто так,

Прямо и направо,

А потом назад,

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот и школа, школа Смешариков, похожих на шарики.

Звенит звонок.

Веселый школьный звонок зовет нас на первый урок. Урок на лесной полянке проведет Ежик — самый вдумчивый и внимательный из Смешариков. (Показывает игрушку.)

— Здравствуй, Ежик, ты о чем задумался?

Ежик. Ежата загадали мне загадку и убежали. Я ищу отгадку и не могу найти.

Дети. Мы поможем, загадывай.

Ежик. Под соснами, под елками лежат мешки с иголками. Вот лежит Копатыч, может, это он? Тогда почему с иголками?

Логопед. Ежик, так это же загадка про тебя и твоих ежат. Они от тебя просто спрятались в лесочек. Давайте, ребята, соберем ежат. Берите по одному и говорите, где его нашли. (Ориентировка в пространстве; закрепление предлогов в речи: на елке, под елкой.)

Давайте рассмотрим мячики-«ежики» (коррекционная гимнастика для глаз).

Мячик выше поднимите

И на мячик посмотрите.

Теперь руки опустили,

Отдохнули: три-четыре.

Снова мячик поднимите

И, прищурясь, посмотрите.

Мы за мячиком следим,

Влево-вправо поглядим.

Влево-вправо, влево-вправо

Веселей, ребята! Браво!

Наши глазки не устали

И по кругу побежали.

Раз, два, три, четыре —

Делаем кружок пошире!

Глазки с мячиком играют,

Глазки мячик догоняют.

Мячик к носу поднесите

И на мячик посмотрите.

Руки дальше отведите

И на мячик посмотрите.

Близко к носу поднесем,

Дальше руки отведем.

Глазки занимаются,

Здоровья набираются.

А сейчас рассаживайтесь удобнее.

Дети садятся на пол.

Проверим наши мячики на ощупь и помассируем пальчики.

Чтобы правильно писать

И красиво рисовать,

Мы мячики катаем,

Мы руки разминаем.

Покатаем по дорожке,

Помассируем немножко,

А потом, потом, потом

Мяч бегом, бегом, бегом.

Звенит звонок.

Теперь пора на переменку. На перемене с нами поиграют Крош и Бараш. Что-то Крош спрятал в корзинке. Послушайте загадку.

Круглый, гладкий и пузатый

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому что он надут.

(Мяч.)

Дети рассматривают резиновый мяч: форму, цвет, материал и про износят слова-признаки; определи ют, как можно ими играть (слома действия).

Логопед предлагает взять мин каждому ребенку (упражнение но логоритмике).

Звучит музыка, на каждую строку дети выполняют четыре удара мяча об пол.

Вот какой послушный мячик!

Не шалит он и не скачет.

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать.

Игра «Школьный боулинг»

(«Сбей кеглю» )

Звенит звонок.

Логопед. Нас приглашают на урок рисования. Учитель Кар-Карыч предлагает порисовать не красками и карандашами, а массажными мячами. Не на бумаге, а на спине друг у друга. Нарисуем бабочку.

Дети садятся на колени и выполняют массаж спины по предложенной схеме и комментариям педагога.

Полетаем, как бабочки.

Дети бегают по комнате.

Полетали, порезвились,

По местам вновь разместились.

Кар-Карыч предлагает вам отдохнуть и дает вот такую игрушку. (Показывает игрушку для формирования правильной воздушной струи: на конце трубочки для коктейля прикреплен полиэтиленовый пакет с теннисным шариком внутри. Задание: надуть пакет так, чтобы он лопнул.) С её помощью поучимся правильно дышать.

Надувайся, шарик, больше!

Щечек ты не раздувай!

Поиграй ты с нами дольше,

Катись, прыгай и летай!

Звенит звонок на перемену для игры с воздушным шариком и тяжелым баскетбольным мячом.

Дети сравнивают по весу воздушный шар и мяч.

Шарик легкий и воздушный,

Ветерку чуть-чуть послушный.

У Лосяша мяч тяжелый.

Тоже хочет поиграть.

В круг скорей же вставай,

И игру ты начинай!

Игра малой подвижности «Догони мяч!»

(одновременно передаются шар и мяч внутри круга, за кругом)

Раз, два, три!

Мяч, скорей беги!

Четыре, пять, шесть!

Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять!

Кто догнать сумеет?

Вновь звенит звонок.

Логопед.  А теперь проведем веселый урок физкультуры с Совуньей и Пином. Они предлагают поиграть с разноцветными шариками. Прежде чем начать игру, выберем считалкой «повара». (Надевает поварской колпак.)

Чуть ударишь этот мячик —

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не может перестать.

Подвижная игра «Поп-корн»

«Повар» логопед — разбрасывает шарики, дети собирают их по цветам в ведерки того же цвета.

Логопед. Самый изобретательный из Смешариков  Пин приготовил вам задание: сложить из шариков разноцветные дорожки по образцам на карточках.

Игра «Продолжи ряд»

(на развитие логического мышления )

Дети делятся на две группы, выполняют задание по образцу, затем проверяют правильность выполнения друг у друга. Различными жестами воспроизводят ритмический рисунок.

Звенит звонок.

Логопед. Прозвенел звонок и подсказал нам, что уроки в нашей школе Смешариков закончились. Встанем в круг, будем передавать мяч друг другу и вспомним, как мы сегодня играли. Пригласим Смешариков в наш детский сад.

Мы идем в детсадик,

 Шагаем просто так.

Прямо и направо,

А потом назад,

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Как с помощью мяча помочь ребенку говорить? Из этого материала вы узнаете какие бывают мячи и как ими играть....

Консультация для родителей "С мячом играем - речь развиваем. Игры с мячом в логопедической работе"

В материале консультации для родителей рассказывается об истории игр с мячом и роли мяча в логопедической работе с дошкольниками, описываются виды игр с мячом и предлагаются конкретные игры с использо...

Игры с мячом в логопедической коррекции

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общен...

Игры с мячем в логопедической коррекции

Игры с мячем в логопедической коррекции...

"Игры с мячом в логопедической работе"

игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевыхорганов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков....

Игры с мячом в логопедической коррекции

В данном материале представленны логопедические игры с использованием мяча....