Звук {М}
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Абрамова Елена Николаевна

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему «Звук [М]» в старшей  группе для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_m.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное

учреждение  Калужской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                                              «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»

План - конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» на тему

«Звук [М]»

в старшей  группе для детей с общим недоразвитием речи

                                                                                                     Учитель - логопед

                                                                                                                       высшей   квалификационной

категории

        Абрамова Елена    

         Николаевна

                                                                     

                                                                           2012

Тема: Звук   [М].

   Цель: Познакомить  детей  со звуком  [М], его характеристикой.

Задачи занятия:

  •  Дать   представление о   согласном звуке.
  • Начать знакомство детей с характеристиками согласных звуков.
  • Учить выделять согласный [М] из ряда звуков, слогов, слов.
  • Развивать слуховое внимание и  память, мелкую моторику.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

Игрушки: матрешка, машинка, мяч, мышка, мартышка, кукла Маша, домик;

 морковка, помада, маркер, клоун Вася, магнитная азбука с буквами А, О, У, М., Звуковички [А], [У], [О], [И], [М].

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: - Дети, вспомните,  какие Звуковички приходили к нам в гости. (А, О, У.И)

 Что мы делаем, когда  произносим звуки  А, О, У, И?  (поём)

 Как называются  звуки, которые мы поем? (гласные)

 Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Сегодня  мы познакомимся еще с одним звуком нашей русской речи. Давайте сядем и послушаем  сказку.

            Давным-давно это было. Стояла поздняя осень. Обессиленная от холода и голода дикая корова бродила по лесу в поисках пищи. Вдруг ее взгляд остановился на костре, горевшем в жилище людей. Дикая корова поспешила туда и жалобно стала просить помощи ММ…М.____у…

Слайд №1 (корова)

Из пещеры вышел дикий человек и увидел бедное животное.

Слайд №2 (дикий человек)

 Он завел корову в свое жилище и дал ей сена. За свое спасение корова дала молока. Маленький гномик звуковичок, наблюдавший за этим, незаметно коснулся своей волшебной палочкой человека и, вдруг, показывая на корову у мужчины вырвалось ММ… Му…  

Слайд№3 (дикие люди)

На следующий день все жители пещеры повторяла М…МУ.

Вот так и появился в речи людей звук [М].  

 Сядьте за столы, возьмите зеркала.  Будем правильно  произносить [М].

  1. Характеристика звука [М].

  Логопед: - При произнесении М губы смыкаются,  воздуху некуда деваться и он проходит через нос. Почувствуете тепло. Звук [М] согласен жить  в трудностях, он согласный звук.

         Смотрим на картину и слушаем сказку.

           За высокими холмами, за дремучими лесами  на одной сказочной поляне в Звуковом королевстве живут маленькие звуковые человечки. Вчера вечером на собрании звуковички решили послать к детям в старшую группу Звуковичка [М].

Дальнюю дорогу прошел звуковичок, встретил на своем пути и бабу ягу  и  Кощея бессмертного, никого не испугался, всех преодолел на своем пути. Потому что хочет научить детей правильно произносить [М], в д научить детей составлять слоги и слова со звуком [М] (появляется звуковичок М)

Звуковичок: - Здравствуйте, ребята, я звуковичок М, посмотрите какого цвета моя  одежда? Живу я в синем замке и называюсь согласным звуком. Давайте вместе повторим согласный (дети повторяют вместе, потом по одному). И еще я могу звучать твердо…, и мягко… А еще  я звонкий звук…. Устал я с дороги ребята, хочу отдохнуть.

  1. Выделение согласного звука [М] из ряда звуков, слогов, слов.

Васенька: - Здравствуйте, мои друзья! вы  познакомились с новым звуком? Я что-то плохо вижу, с каким же из них?  Звуковичок  М отдыхает, давайте поиграем.

Проводится игра «хлопай, когда услышишь [М]»

  А  к т..м..у..в…м..с..м ..о

До…мо…ко…сы.. ма…му…фу..

Мак…ток…дом.. мы….папа… муха…мама

   П. Г. «МЯЧ»

Мой веселый звонкий мяч

Ты опять помчался вскачь.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

  1. Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти.

Васенька: - Вы знаете, ребята, сегодня я хочу показать вам свои знаменитые фокусы  с игрушками. Долго я готовился, собирал разные игрушки и запутался немного.

Логопед: Ребята, давайте поможем Васеньке.

( дети выбирают игрушки, в названиях которых есть звук [М]).

Васенька: - А, сейчас знаменитый фокус «Что пропало?»

( игра проводится с пятью игрушками).

                    Фокус «Что появилось?»

 Васенька: - Ой, что-то мне потанцевать захотелось.

Физкультминутка «Мишка с куклой».

Мишка с куклой громко топают

Громко топают, посмотри.

И  в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.

Мишке нравится, ой, как нравится,

Ой, как нравиться, посмотри.

Кукле нравится,  ой,  как нравится,

Ой, как нравиться  раз, два, три.

  1. Развитие  общей и мелкой моторики.

Логопед:-  Каждый звук обозначается буквой.  

У звука [М] тоже есть буква эМ. Мы можем видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить букву эМ. Посмотрите на доске буква эМ, она молчит, не звучит, но только мы начнем ее произносить, она зазвучит звонким, согласным и  твердым звуком [М].

 Давайте изобразим букву, встаньте дети парами и возьмитесь за руки.    

Взялись за руки друзья и сказали ты да я,

А между тем, мы видим букву эМ.

(выкладывание буквы из спичек).

  1. Итог занятия.

Логопед:-  Ребята, сегодня мы познакомились с согласным звуком и оставили без внимания наших главных гласных звуков, но я вам открою секрет: на следующем занятии мы будем дружить согласный Звуковичок М с гласными Звуковичками А,О,У,И.

Васенька:-  Ребята, какие вы молодцы, я вам приготовил задание на вечер. Как звучит эта буква? Обведите букву эМ и выложите, ее синим пластилином. Вспомните, в названии, каких игрушек, звучал  [М]?

Логопед:

Дети на занятии вы познакомились с первым согласным звуком [М], согласных звуков в русском языке много. Согласные звуки, как и гласные звуки, всегда нужны, без них не обойтись и слов не произнести.

Используемая литература:

                                Нищева, Н.В. Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической

                                группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – М.:

                                Детство – Пресс, 2007.  

                                Коноваленко, В.В. Развитие связной речи / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.:

,                               Издательство Гном, 2001.

                               

 Занятие проведено 29 октября 2012 года с воспитанниками старшей группы, имеющими общее недоразвитие речи. На занятии присутствовала заместитель директора по науке Григорьева Л.С., ст. воспитатель  по дошкольному образованию Маркина И.Н.  

 /Учитель-логопед: Абрамова Е.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...