Конспект НОД "Прогулка с Зимой" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Малкова Светлана Вячеславовна

.В конспекте подобранны задания для закрепления материала по темам "Зима", "Дикие животные наших лесов". Уделяется внимание формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР, использованию здоровьесберегающих технологий во время занятий (дыхательная и артикуляционная гимнастика, кинезетерапия, рисование обеими руками). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_s_zimoy_1.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)

Тема: Зимняя прогулка.

Учитель-логопед: Малкова С.В.

Воспитатель: Бажанова Ю.В.

февраль  2016 год

Цель:Учить детей использовать знания о зиме и диких животных в повседневной жизни с использованием технологий здоровьесбережения.

В области «Речевое  развитие»:расширение, уточнение и актуализация словаря по теме «Зима. Дикие животные зимой»; совершенствование навыка словообразования (образование прилагательного  в мужском, среднем и женском роде), умения анализировать слово, выделяя первый звук и соотносить его с буквой; совершенствование умения слитного чтения двусложных слов, умения работать с загадками (стихотворными и описательными), умение определять на слух длину слова

В области «Познавательное развитие»:воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятиях, самостоятельности, активности, инициативности, уважения к окружающим

В области «Социально - коммуникативное развитие»:Развитие всех видов восприятия, общеречевых навыков, речевого слуха, внимания, мышления, памяти, общей и тонкой моторики, артикуляционный аппарат,  координацию движений,  умения проводить самомассаж, использовать элементы «гимнастики мозга». Формирование длительного плавного выдоха.

В области «Физическое развитие»:способствовать повышению общей работоспособности детей; снятию психического напряжения; легкому переключению с одного вида деятельности на другой

Оборудование: письмо-приглашение, две снежинки, два набора букв слова «зима», 8 «льдинок» с предметными картинками и с приклеенной бахромой, ворота малые спортивные,палочкиКюизенера (2 набора), декоративные ёлка и снеговик, листы бумаги и наборы фломастеров по количеству детей, презентации «Письмо», «Зимние пейзажи»,«Лыжник. Лыжня», «Дикие звери и их жилища», «Зимние узоры на стекле»

Методы и приемы:

Игровая мотивация, пояснение, вопросы, словесная инструкция, показ способа действия.

Предварительная работа: лексические темы «Зима», «Дикие животные наших лесов», внедрение «гимнастики мозга», самомассажа в повседневную жизнь, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о зиме.

ХОД НОД:

1.Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Я сегодня хотела провести с вами обычное занятие, на котором мы повторили бы все, что узнали раньше, вспомнили наши игры и задания. Но утром пришло необычное письмо-приглашение. Давайте его прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на зимнюю прогулку. А чтобы было интересней, я подготовила для вас задания – сюрпризы. В помощь вам я даю карту, которая поможет не заблудиться на заснеженных дорожках. Жду вас. Ваша …. (оборванный край или размытая надпись)»

- Кто нас может пригласить на прогулку? А что выберите вы: обычное занятие или прогулку? А вдруг это опасно? А может прогулка стать интересным небольшим приключением? Чем прогулка может вас огорчить? порадовать?

2. Игра «Составь слово»

- В конверте с письмом лежали необычные карточки-льдинки. Чтобы узнать, что спрятано у льдинки в серединке, надо на длинном выдохе подуть на мешающие полосочки, рассмотреть картинку, определить первый звук и найти нужную букву и закрепите ее около снежинки. Около снежинки не  должно быть одинаковых букв. Снежинок две, значит на сколько групп надо вам разделиться? Делитесь поровну.

- Составьте из букв слово. (ЗИМА)

Давайте проврим, правильно ли вы составили слово. (презентация «Слово Зима»)

3. Д/У «Чтобы в сказку войти – слово в зимнее преврати»

– Часто люди называют зиму сказочной. А почему? (красивая необычная природа: заснеженные деревья, блестящий снег, сверкает лед. А еще Новогодний праздник похож на сказку). Давайте и мы постараемся попасть в сказочную зиму.

Для того, чтобы попасть на зимнюю прогулку, надо подлезть под заснеженные ворота и добавив к моему слову слово «зимний», повторить его. Например: метель – зимняя метель. Правильно проговаривайте окончание слов, иначе ворота могут вас не пропустить.

 (дерево, ёлка, узор, утро, сугроб, настроение, солнце, шубка, сапоги, лес, шапка, погода, тропинки, дуб)

4. Артикуляционное упражнение для развития дифференциации при произнесении звуков [с  - ш] «Метель и ветер»

– Тихо было в лесу, но в конце января погода часто меняется, может подуть свистящий ветер, а может налететь настоящая метель, поднять много снега. Ни ветер, ни метель на бывают беззвучны. Давайте их изобразим своими голосами.

Скажу:«Ветер», - язык вниз опускаем и свистеть начинаем,                                                                                        А «Метель» - язык поднимаем и шипеть начинаем.

5. Игра «Длинные и короткие слова»

- Ветер стих и снег улегся. Не видно ни дорожки, ни тропинки. По такому снегу трудно пройти без помощи … таких деревянных, длинных, узких, с красивыми ботинками на креплениях. О чем я говорю? (лыжи) А чтобы легче было на лыжах по снегу пройти, давайте проложим лыжню.  Я буду называть слово, а вам надо определить, какое оно: короткое или длинное, выбрать нужной длины палочку и положить на лыжню. Начинаем от снеговика и поедем к ёлке.  Встаньте по обе стороны от лыжни, чтобы было удобнее.  (палочки Кюизенера)

  • Стол, кормушка, снеговик, снег (корм, берлога, наст, ледянка)
  • Сосулька, лед, нос, лыжники (ком, снегокат, морковка, мост)

5. И/М/П«Берёзки»

- Во время сильной метели от ветра переплелись тонкие веточки у березок. Давайте поможем им расплести свои ветви. – Ножки-корни крепко держатся за землю. Ручки – веточки сгибаем в локтях, ладошки к себе, потом друг к другу и соединяем пальчики в замочек. Закрываем глазки и стоим, пока не стихнет метель (15 сек. – муз. Сопровождение).   Метель стихает, глазки открываем, руки расплетаем, ноги выпрямляем. (медленно)

6. Словесная игра «Кто где прячется зимой в лесу от мороза?»

( презентация «Жилища диких животных»)

- Назовите дикое животное и его жилище:

  •   Соболь прячется в соболином дупле.

(волк, медведь, белка, лиса, заяц, бобр, мышь, барсук)

7. Самомассаж

- Звери разбежались по своим жилищам, только любопытные зайцы остались сидеть на пригорке и наблюдать за нами. Давайте поиграем с ними.

У зайчат большие ушки –                                                                                                     Тянем ушки до макушки.                                                                                                                         Раз, два, три, четыре, пять -                                                                                               Начинаем вырастать.

Зайцы волка испугались –                                                                                              Ушки к плечикам прижались.                                                                                             Раз, два, три, четыре, пять –                                                                                                      Тихо, зайцы, не дрожать.

Зайцы слышат всё в лесу,                                                                                                  Даже хитрую лису.                                                                                                               Пять, четыре, три, два, раз –                                                                                                        Ушки в стороны сейчас.

От макушки сверху вниз                                                                                               Пальцы не спеша спустились.                                                                                                                                         А теперь в обратный путь -                                                                                                            Надо пальчики вернуть.

8. Загадки Зимы

(презентация «Загадки Зимы»)

- Вы много знаете о зиме и её проявлениях. Отгадайте загадки, приготовленные вам Зимушкой:

Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — Их укрыл пушистый... (снег)

Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима)

Что за звездочки зима В тучу спрятала сама? Словно крошечные льдинки, Эти звездочки — ... (снежинки)

Побелело за ночь всюду, А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес. (Морозный узор)

9. Рисуем зимние узоры

- Часто на окнах мороз рисует красивые необычные узоры. Но они быстро исчезают от тепла. Давайте их нарисуем и они не исчезнут и останутся с нами. Мороз рисует необычно и мы нарисуем их тоже непривычным способом: будем рисовать обеими руками одновременно.

(самостоятельная деятельность детей)

- Разложите свои узоры и давайте ими полюбуемся. Какой узор вы видите? Чем эти узоры привлекли ваше внимание? А на окнах можно увидеть разноцветные морозные узоры? В каком случае? (если они освещены фонарями, разноцветными гирляндами).

10.Итог:

-  Вот и подошла к концу наша прогулка, на которую нас пригласила Зима. Ребята, а для чего нужны прогулки? (дышим свежим воздухом, закаляемся, становимся здоровыми и крепкими, у нас хорошее настроение и т.п.)

- Так что же нам оставляет в подарок прогулка с Зимой? (здоровье, хорошее настроение, новые знания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № 5 «Чтобы зубки не болели»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старше - подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) № ...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...