Главные вкладки

    Перспективный план логопедических работы с детьми старшей логопедической группы
    календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

    Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_raboty_v_st.gr_.docx22.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план логопедических работы

    с детьми старшей логопедической группы на 2015 – 2016 учебный год

    Учитель-логопед: Трофимова О.В.

                     

    Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

    Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:

    Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

    Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

    Содержание коррекционного обучения включает в себя:

    * развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

    * подготовку к овладению диалогической формой общения;

    * практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

    * усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

    * преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени («спи» — «спит», «пей» — «пьет»);

    * овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

    * усвоение навыка составления короткого рассказа.

    Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

    Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март

    Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.

    Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

    * уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

    * практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

    * различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

    * упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;

    * употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

    * закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

    * составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

    На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

    * закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

    * постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

    * дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

    * формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

    * восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

    Третий период — апрель, май, июнь

    Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

    Содержание данных занятий включает в себя:

    * закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

    * закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

    * образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

    * образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;

    * усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);

    * уточнение значений обобщающих слов;

    * формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

    * расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;

    * отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

    * составление разных типов предложений:

    а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

    б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

    в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

    * преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);

    * умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);

    * умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

    * закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

    Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

    1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

    2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

    3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

    Месяц

    Лексическая

    тема

    Формирование

    фонетической стороны речи

    Лексико-грамматический строй речи

    Связная речь

    Сентябрь

    Детский сад

    Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

    Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации

    Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

    Овощи

    Формирование фонематического восприятия

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных

    Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем»

    Октябрь

    Фрукты

    Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

    Усвоение категории родительного падежа единственного числа; образование множественного числа существительных; составление предложений по картинкам

    Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон»

    Сад – огород

    Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

    Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа

    Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»

    Грибы

    Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

    Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

    Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

    Осень

    Формирование фонематического восприятия

    Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

    Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

    Ноябрь

    Перелетные птицы

    Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

    Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками

    Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям

    Лес

    Формирование фонематического восприятия

    Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы)

    Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок

    Игрушки

    Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

    Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени

    Составление короткого рассказа-описания «Кукла»

    Одежда и обувь

    Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

    Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложноподчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов

    Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

    Декабрь

    Посуда

    Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

    Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с

    Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

    Продукты питания

    Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

    Усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Развитие познавательного интереса

    Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам

    Зима

    Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

    Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

    Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа.

    Новогодний праздник

    Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

    Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения

    Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику

    Январь

    Зимующие птицы

    Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

    Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый».  Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря

    Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

    Дом и его части

    Уточнение артикуляции и произношения звука [м], [м’]

    Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных

    Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа

    Февраль

    Мебель

    Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’]

    Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло).

    Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

    Транспорт

    Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’]

    Усвоение глагола «ехать» с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, далеко — близко)

    Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

    Части тела

    Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’]

    Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

    Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

    Домашние животные

    Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’]

    Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря

    Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам

    Март

    Дикие животные

    Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’]

    Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме

    Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»

    Дикие и домашние животные

    Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’]

    Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, вол чьи зубы)

    Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка»

    Дикие животные холодных стран

    Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

    Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.

    Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда

    Дикие животные жарких стран

    Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]

    Выделение четвертого лишнего.  Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются

    Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа.

    Апрель

    Профессии

    Дифференциация звуков [с] и [з]

    Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия

    Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

    Наш город

    Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

    Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

    Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке»

    Весна

    Дифференциация звуков [с] и [ш]

    Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения

    Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

    Насекомые

    Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

    Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

    Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка»

    Май

    Хлеб

    Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

    Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам

    Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр

    Лето

    Дифференциация звуков [р] и [л]

    Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.

    Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...

    Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада

    Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...

    Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

    План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

    Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.

    план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...

    Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию

    Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...

    Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР

    Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР...