Перспективный план логопедических работы с детьми старшей логопедической группы
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_raboty_v_st.gr_.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план логопедических работы

с детьми старшей логопедической группы на 2015 – 2016 учебный год

Учитель-логопед: Трофимова О.В.

                 

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени («спи» — «спит», «пей» — «пьет»);

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период — апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Содержание данных занятий включает в себя:

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Детский сад

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Овощи

Формирование фонематического восприятия

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем»

Октябрь

Фрукты

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Усвоение категории родительного падежа единственного числа; образование множественного числа существительных; составление предложений по картинкам

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон»

Сад – огород

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа

Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»

Грибы

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

Осень

Формирование фонематического восприятия

Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

Ноябрь

Перелетные птицы

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками

Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям

Лес

Формирование фонематического восприятия

Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы)

Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок

Игрушки

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени

Составление короткого рассказа-описания «Кукла»

Одежда и обувь

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложноподчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

Декабрь

Посуда

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из. Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с. Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Продукты питания

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

Усвоение категории творительного падежа, усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом из. Развитие познавательного интереса

Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам

Зима

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Новогодний праздник

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику

Январь

Зимующие птицы

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый».  Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

Дом и его части

Уточнение артикуляции и произношения звука [м], [м’]

Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа

Февраль

Мебель

Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’]

Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предметы по их различным или сходным качествам (стул -кресло).

Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Транспорт

Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’]

Усвоение глагола «ехать» с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро — медленно, далеко — близко)

Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Части тела

Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’]

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря

Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам

Март

Дикие животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме

Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»

Дикие и домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’]

Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилагательных (лисий хвост, вол чьи зубы)

Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка»

Дикие животные холодных стран

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

Усвоение категории дательного падежа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Составление сложных предложений с союзом а.

Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда

Дикие животные жарких стран

Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]

Выделение четвертого лишнего.  Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются

Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа.

Апрель

Профессии

Дифференциация звуков [с] и [з]

Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Наш город

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке»

Весна

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

Насекомые

Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под, развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка»

Май

Хлеб

Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам

Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр

Лето

Дифференциация звуков [р] и [л]

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.

Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...

Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.

План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....

Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.

план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...

Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР

Перспективный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе для детей с ФФНР...

Перспективный план работы с детьми старшей компенсирующей группы по ОБЖ МБДОУ «Детский сад №19 «Радость» на 2018 – 2019 учебный год

Работа с детьми запланирована по разделам:Безопасность собственной жизнедеятельности, на дорогах, в природе, в пожарной безопасности, собственной жизнедеятельности. Использовала разные формы реал...