Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тихомирова Анна Сергеевна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-konspekt_nod.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей логопедической группе.

Тема: «Посуда»

Задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарный запас по лексической теме «Посуда»;  
  2. Упражнять в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффикса –ниц-;
  3. Упражнять в образовании относительных прилагательных;
  4. Формировать умение составлять простые распространенные предложения, умение образовывать и употреблять сложноподчиненные предложения с союзом потому что,
  5. Развивать артикуляционную моторику, двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук, умение согласовывать движения с музыкой.
  6. Развивать воображение, творческую активность; системность  мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать закреплять умение классифицировать  посуду

Методы и приемы:

- словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.

- практические: физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!», пальчиковая гимнастика «Моем посуду», дидактическая игра «Что лишнее?», мимическое упражнение «Закипающий чайник», речевые игры «Какая посуда?», «Волшебный паровозик», «Поможем Федоре»,  дидактическое упражнение «Найди части посуды»

- наглядные: демонстрационный материал,  – иллюстрации с изображением разнообразной посуды, детский игровой набор посуды.

Материалы и оборудование:

 -сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»,

- разнообразная посуда

- аудиозапись, музыкальный центр

- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями

- карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)

 - варианты карточек: 1. сковорода, кастрюля, чайник, тарелка  2. чайник для заварки, чайная пара, сахарница, половник. 3. супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода

-сервировочный стол

-магнитная доска

Ход образовательной деятельности.

Деятельность логопеда

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

«Я воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь».

Сообщается в какую сказку дети отправятся. («Федорино горе»)

Дети слушают и                 отгадывают загадку

 Мотивированы к организованной деятельности

2. Основная часть

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Логопед показывает детям карточки, на которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово

Дети называют предметы на картинках, находят лишний предмет, объясняют, почему он лишний, и к оставшимся предметам посуды подбирают обобщающее слово

Развито логическое мышление, речь, внимание; сформировано внимательное отношение к совместной  со взрослыми деятельности, умение обобщать. Закреплены знания названий посуды. Дети  умеют правильно строить свое  предложение, находить лишний предмет, классифицировать

3. Артикуляционные упражнения: Блинчик, Чашечка, Вкусное варенье. Мимическое          упражнение

«Закипающий чайник»

Логопед предлагает детям выполнить артикуляционные упражнения, мимическое упражнение «Закипающий чайник».

«Представьте себе что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой вливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить. (Можно даже удивиться) И вот – нет терпения! Вода кипит, пар из носика валит! (Слышится свист). Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»

Дети  выполняют упражнения для артикуляционного аппарата, мимическую зарядку «Закипающий чайник», выполняя действия по сигналу и произносимому тексту логопеда.

Дети умеют формировать нужный артикуляционный уклад; С помощью жестов и мимики создавать выразительные образы.

4. Логопед зачитывает

отрывки из сказки «Федорино горе», задает вопросы. Предлагает детям  обсудить сказку о посуде, которая убежала от хозяйки.

- Как называется сказка?

-Кто написал эту сказку?

- Какая посуда в сказке ожила и убежала?

- Почему  посуда убежала от Федоры?

-Как можно помочь Федоре?

Дети обсуждают сказку, отвечают на вопросы логопеда

Уточнены знания детей об авторе произведения, о названии  произведения, о  содержании сказки. Обобщены представления по данной теме.

5. Игра «Поможем Федоре». Логопед предлагает детям разложить посуду (картинки) в буфет (чайную, кофейную посуду), на плиту (кухонную посуду), на стол (столовую).

Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.

Дети называют относительные прилагательные, характеризующие и классифицирующие посуду. Составляют сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

 Дети умеют использовать относительные прилагательные  по теме. Составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.

6. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:

        (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

 И большую поварешку.

        (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли,        (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

        (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали.

        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Дети выполняют движения пальчиками в соответствии с текстом

Развита мелкая моторика рук, скоординированы движения, расширен обьем движений пальцев рук

7. Игра «Волшебный паровозик».

На стол выкладываются предметные картинки с изображением продуктов. Логопед предлагает детям купить в магазине продукт. (Я купил хлеб. Я купил конфеты.) Далее логопед объясняет, что для каждого продукта есть своя посуда: для конфет – конфетница, для сахара – сахарница, для хлеба – хлебница. С помощью интонации подчеркивает частицу –НИЦ. Затем логопед предлагает покататься на Волшебном паровозике, где в вагончике едет частичка-НИЦ. Логопед  предлагает детям  вставить продукт в вагончик и отгадать какое новое слово получилось, уточняется его назначение.

Дети подходят к столу, выбирают картинку - предмет, который им нравится, и составляют предложения, образовывают слово с суффиксом  НИЦ

Сформировано  умение составлять простое распространенное  предложение, умение образовывать существительные с помощь. Суффикса –НИЦ.

 8.Физкультурная минутка (аудиозапись к сказке)

«Федорино горе»

Воспитатель предлагает детям    выполнить движения  под музыку

 «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»

Дети выполняют движения под

 музыку

Дети умеют согласовывать движения с музыкой

9. Дидактическое упражнение «Найди часть посуды».

Логопед раздает детям

картинки, на которых изображены предметы посуды с недостающими деталями. «Это посуда, которая убежала от Федоры в сказке «Федорино горе». Давайте поможем Федоре, выбрать недостающие части посуды.

Дети, называют недостающие детали, объясняют, почему они так необходимы, их назначение, и что случится, если их не будет; выбирают недостающие детали.

Умеют анализировать и синтезировать; называть детали посуды; сформировано целостное восприятие.

11. Заключительная часть.

Логопед предлагает детям оценить  свою деятельность.

Логопед предлагает детям вспомнить, что они узнали о посуде, что понравилось больше всего, и в гости к какой сказке им хотелось бы отправиться в следующий раз?

Анализируют и оценивают свою работу

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Расширены и закреп-лены представления детей о посуде. Умеют составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что. Образовывать относительные прилагательные, существительные с суффиксом -НИЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация ...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».

Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...

Конспект логопедического занятия. По формированию лексико-грамматических категорий в средней группе

Цель:  1.Закрепить представления детей о домашних животных.           2. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме  «...