Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Родина Анна Валерьевна

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА

речевого развития ребенка

логопедической группы

20_ - 20_  /  20_ - 20_

                                     

                                        Фамилия ___________________

                                        Имя _______________________

                                       Дата рождения _____________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Ι. АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

  1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________
  2. Дата рождения, возраст_________________________________________
  3. Домашний адрес_______________________________________________
  4. Из какого д /с поступил (а)______________________________________
  5. Дата поступления в речевую группу______________________________
  6. Решение психолого – медико – психологической комиссии от ________
  7. Протокол №_________ Принят на срок____________________________
  8. Заключение ПМПК____________________________________________

________________________________________________________________

ΙΙ АНАМНЕЗ

   Мать _________________________________________________________

                                                      Имя, отчество, возраст при рождении ребенка

 Отец _________________________________________________________

                                                       Имя, отчество, возраст при рождении ребенка

Наследственные заболевания ______________________________________

________________________________________________________________

Наличие у родителей хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ________________________________________________

________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок __________________________

Какой срок прошел от предыдущей беременности _____________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ___________________________________________

________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ____

________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___________

________________________________________________________________

Когда закричал ребенок ___________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ____________________________

Резус – фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ________

________________________________________________________________

Вес и рост при рождении __________________________________________

Вскармливание: _________________________________________________

Когда принесли кормить __________________________________________

Как взял грудь ___________________________________________________

Как сосал _______________________________________________________

Наблюдалось ли срыгивание, поперхивания __________________________

Грудное вскармливание до ________________________________________

Когда выписали из роддома _______________________________________

Если задержались, то почему ______________________________________

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Когда стал держать голову ________________________________________

Когда стал сидеть ________________________________________________

Когда стал ходить ________________________________________________

Когда появились первые зубы ______________________________________

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года _________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

После года:

       До 3-х лет ___________________________________________________

________________________________________________________________

       После 3-х лет ________________________________________________

________________________________________________________________

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Гуление ______ Лепет ______ Первые слова ______ Первые фразы_______

Отмечались ли:

- грубые искажения звуко – слоговой структуры слов после 3-х лет ______

________________________________________________________________

________________________________________________________________

                                                                 Привести примеры

- какие звуки долго произносились неправильно ______________________

- использование жестов ___________________________________________

- занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________

________________________________________________________________ - результаты логопедических занятий _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись родителей:   _________________     / ____________________ /

ΙΙΙ. ПРОСОДИКА.

      Темп: нормальный, очень быстрый, средний, замедленный, скачкообразный;

       Голос: нормальный, тихий, хриплый, высокий, низкий, назализованный, затухающий;

       Внятность: хорошая, речь невнятная;

       Ритм: правильный, неправильный.

ΙҮ. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ.

  • Губы: нормальные, толстые, укороченные, отвислая нижняя губа, расщелина, наличие рубцов, подвижные, малоподвижные, парез, движения выполняет верно, не выполняет, выполняет с трудом.
  • Зубы: нормальные, крупные, мелкие, редкие, частые, лишние, недостающие, кривые, внечелюстные дуги прикус нормальный, открытый передний, открытый боковой, мелкий, глубокий, прогнатия, прогения, мена верхних или нижних зубов.
  • Язык: нормальный, большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий, географичный, мясистый, подвижный, малоподвижный, вялый, напряженный; динамика: движения выполняет верно, плавно, быстро, медленно, с трудом, с помощью, не выполняет; статистика: удерживает в нужном положении, удерживает с трудом, не удерживает.
  • Подъязычная связка: нормальная, короткая, длинная, приращенная, натянутая, отсутствует, подвижна, малоподвижна.
  • Твердое небо: нормальное, высокое, узкое, широкое, укороченное, наличие расщелины (открытой, полной, частичной), прооперирована, обтуратор, рубцы.
  • Мягкое небо: нормальное, укороченное, расщепленное, раздвоение маленького язычка, отсутствует, подвижное, вялое, напряженное, парез (полный. односторонний).

Нужное подчеркнуть

  • Движения нижней челюсти _____________________________________
  • Движения губ _________________________________________________
  • Движения языка _______________________________________________
  • Движения мягкого неба ________________________________________
  • Работа мышц лицевой мускулатуры ______________________________

РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА

- развернуть губы в улыбке, вытянуть вперед («трубочкой»), покой;

- поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу – губы сомкнуть;

- выдвинуть губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» вправо, влево, прямо, покой;

- вибрация губами («тпру»), как кучер лошадь останавливает;

- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, убрать язык в рот;

- открыть рот, узким языком поочередно достать правый, левый углы рта («тик-так»), убрать язык, закрыть рот;

- открыть рот, показать поочередно то широкий, то узкий язык;

- присосать язык к твердому небу таким образом, чтобы натянулась подъязычная связка и затем отпустить с характерным щелчком («Лошадка», «Блинчик»).

Отметить следующие параметры движения:

Тонус: нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение;

Активность: нормальная, заторможенность, расторможенность;

Объем движения: полный, неполный;

Точность выполнения:

Длительность: способность удерживать органы в заданном положении в течении 5 секунд;

Замена одного движения другим;

Добавочные и лишние движения (синкинезии, гиперкинезы);

Саливация.

Ү. ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ.

1. Исследование общительности.

(при первой встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт – легко, тяготеет к незнакомому взрослому; держится настороженно);

В логопедическом заключении указать степень общительности:

       1) легко устанавливает контакт;

       2) инициативен в общении (задает вопросы, интересуется игрушками, картинками);

       3) общение неустойчивое (требуется активизация контакта со стороны взрослого);

       4) общение устойчивое (контакт на протяжении всего времени общения);

       5) избирательный негативизм (с одним взрослым устанавливает контакт, с другим – нет или только при пробуждении к общению).

2. Зрительное восприятие:

       1) подбор картинок к данному цветовому фону:

(белый__, черный__, красный__, желтый__, зеленый__, синий__);

(розовый__, голубой__, сиреневый__, оранжевый__, коричневый__).

       2) показ основных цветов ________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Исследование психомоторики и пальчиковой моторики (сначала по подражанию, затем по словесной инструкции):

       - показать 2-й и 3-й пальцы на правой, левой руках;

       - показать 2-й и 5-й пальцы на правой, левой руках;

- сложить поочередно пальцы в кольцо: каждый палец касается большого («Здравствуй, пальчик», «В гости …») на правой. Левой руках.

Указать:

- точность движений ________________________________________________

- темп движений ____________________________________________________

- синхронность движений правой и левой рук ___________________________

- переключение от одного движения к другому __________________________

Вывод: моторно неловок, близко к норме, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.

4. состояние общей моторики (прыжки, манипуляции с мячом):

- точность движений ________________________________________________

- темп движений ____________________________________________________

- координация движений _____________________________________________

- переключение от одного движения к другому __________________________ Вывод: моторно неловок, близко к норме, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.

5. Исследование гнозиса (узнавание предметов).

       1). Предметный гнозис:

- Узнавание реальных предметов;

- Узнавание предметов, изображенных контурно (морковь, ромашка, утка, рыба);

- Узнавание предметов, изображенных пунктирно (елка, месяц, мяч, гриб, флажок);

- Узнавание предметов в условиях наложения (фигуры Поппель-Рейтара);

       2). Оптико-пространственный гнозис (ориентировка в собственном теле):

- Нахождение и показ правых и левых частей собственного тела (руки, ноги, глаза, уши);

       3). Речевая проба Хэда: (6-7лет) «Возьмись левой рукой за правое ухо», «правой рукой за правое ухо», «правой рукой за левое ухо».

Вывод: - ориентируется или нет в собственном теле;

- доступна или недоступна проба Хэда.

6. Исследование оптико – пространственного праксиса (воспроизведение по памяти).

- Составление картинок из частей (2, 3, 4 части);

- Составление из палочек или спичек фигур по памяти.

7. Понимание приставочных глаголов:

(перед ребенком раскладываются сюжетные картинки)

- Покажи, где мальчик наливает (выливает, переливает, поливает) воду;

- Покажи, где мальчик уходит (подходит, выходит, входит, переходит);

Вывод: понимает, не понимает, понимает частично (указать, что именно).

       

8. Понимание короткого рассказа:

Черный котенок.

       Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка убежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

Вопросы: - Почему котенок стал белым?

                 - А, может, это другой котенок?

9. выделение 4-й лишний:

       1). Игрушки и посуда;

       2). Цветы и бокал;

       3). Три квадрата и треугольник;

       4).три маленьких квадрата и один большой; и т.д.

ҮΙ. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

       а) повторить слоги:      па-ба       са-ся        со-шо       ра-ла

                                              то-до       зо-зе         зу-жу        ре-ле

                                              ку-гу       му-мю      ца-ча        лу-лю

                                              фы-вы     вы-ни       си-щи      ры-ри   и т.д.

       б) различение поронимов:

повторить                        узнать предметы

коса – коза ________________________________________________________

мишка –миска ______________________________________________________

уточка – удочка ____________________________________________________

Луша – лужа _______________________________________________________

почки – бочки _____________________________________________________

двери – звери ______________________________________________________

       в) произнести:

лом – сом _______________________жук – сук __________________________

ком – том – дом __________________тень – день – пень __________________

Маша – Даша – каша ______________бак – мак- лак- рак _________________

       г). дифференциация звуков во фразовой речи:

с-ш       Саша сушит сушки. Смешные шутки у Сони и Мишутки.

з-ж       У Зои желтый зонт. Железная лопата. ___________________________

__________________________________________________________________

л-й       На Любочке синяя юбочка. ____________________________________

к-х       Катя на кухне. _______________________________________________

с-с'-ч    У Сонечки семечки. __________________________________________

Вывод: фонематический слух в норме, недоразвит, нарушен на уровне звукового ряда, слогового ряда, слов, фразы.

2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

- Выделить гласный звук из начала слова:

облако (-о), игла (-и), аист (-а), удочка (-у).

- Выделить гласный звук из середины слова:

рак (-а), дом (-о), лук (-у), кит (-и), сыр (-ы).

- Выделить гласный звук из конца слова:

пила (-а), грибы (-ы), кольцо (-о),  кенгуру (-у), очки (-и).

- Выделить согласный звук из конца слова:

кот, жук, автобус, дом, шар, стул.

- Выделить согласный звук из начала слова:

танк, коза, санки, ракета, мышь, ландыш.

Вывод: звуковой анализ доступен на уровне гласных звуков, стоящих в начале, середине, конце слова; недоступен; на уровне согласных звуков, стоящих в конце и начале слова.

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА.

- Составить слова из заданного количества звуков.

К, о, т;       м, а, к;       д, о, м;       с, о, к.

Вывод: фонематический синтез доступен, недоступен.

ҮΙΙ. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

(по следам обследования фонематического восприятия)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ҮΙΙΙ. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА:

__________________________________________________________________

Отраженно                                       Самостоятельно

Кукла _________________________ автобус ____________________________

Белка _________________________ капуста ____________________________

Кровать _______________________ мотоцикл ___________________________

Скамейка ______________________ троллейбус _________________________

Лампа _________________________ ножницы __________________________

Хоккеист ______________________ велосипед __________________________

Велосипед _____________________ милиционер ________________________

Аквариум ______________________ сковорода __________________________

Строительство __________________ телевизор __________________________

Во фразе:                                                    В звукосочетаниях:

Ребята слепили снежного снеговика.       Пта ____________________________

_______________________________        

Хоккеисты играют в хоккей._______        Фта ___________________________

________________________________       мна ___________________________

В аквариуме золотые рыбки. _______       патакама _______________________

________________________________       бутакаво _______________________

В коробке разноцветные ___________

_________________________________

Вывод: слоговая структура сильно нарушена, нарушена незначительно, не нарушена, замена (звуков, слогов), перестановка отдельных звуков и слогов.

ΙX. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

1). Исследование грамматического строя речи

       Использование предлогов                     Вставить предлоги

__________________________________________________________________

    Выполнить                  Определить                                              

      действие                  место предмета

в ____________      в стакане _________   Девочка идет…парку.

на ___________      на полке __________  Девочка перепрыгивает…скамейку.

над __________      над столом ________  Машина остановилась…гаража.

под __________      под шкафом _______  Самолет летит…лесом.

за ____________     за шкафом _________  Заяц лежит…столом.

Образование мн.ч. существительных     Согласование числительных с сущ-ми

       Им. пад.                        род. пад.                              Сколько?

Стол   столы __________  столов __________   2 кубика, куклы ___________

Стул   стулья __________ стульев _________   дерева ___________________

Котенок   котята _______ котят ___________   3 мяча, ручки _____________

Яблоко  яблоки ________ яблок ___________   ведра ____________________

Ведро   ведра __________ ведер ___________  5 шаров, машин ___________

Словообразование

Образование с помощью суффиксов       Образование с помощью приставок

                                                                          идти                         лить

шапка       шапочка ________________     вы ___________     на ____________

подушка   подушечка ______________     у ____________     вы ____________

стул           стульчик  _______________     пере _________     пере ___________

сани           саночки   _______________     под __________     по ____________

кувшин      кувшинчик _____________     в ____________      

звезда        звездочка  ______________    

цветок       цветочек  _______________

образование имен прилагательных

от существительных и согласование их в роде и числе

дерево                         деревянная скамейка ____________________________

                                     деревянный стол       ____________________________

пластмасса                  пластмассовая ручка ____________________________

                                     пластмассовая коробка __________________________

кожа                             кожаное пальто ________________________________

                                     кожаная сумка _________________________________

снег                              снежный ком __________________________________

                                      снежная баба __________________________________

вывод: грамматический строй в норме, грубый аграмматизм, незначительный аграмматизм

2). Обследование словарного запаса.

а) Назвать все предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово:

предмет

отражено

покажи

Назвать самостоятельно

обобщить

Собака

Кошка

Корова

Лошадь

Яблоко

Груша

Слива

Лимон

Стакан

Тарелка

Ложка

Вилка

Пальто

Рубашка

Платье

Брюки

Стол

Стул

Диван

Шкаф

Морковь

Огурец

Капуста

Лук

Лиса

Белка

Медведь

Заяц

     б) Назвать предмет по описанию логопеда

название предметов по описанию     Самостоятельно     Узнавание

а) Предмет, которым причесываются?   ________________________________

…………...     режут хлеб?                       ________________________________

…………...     рубят дрова?                      ________________________________

……………    копают землю?                  ________________________________

б) Как называются дети, которые

учатся в школе?                                         ________________________________

… домик, сделанный для скворцов?       ________________________________

… человек, который водит машину?      ________________________________

__________________________________________________________________

в) Обследование словаря прилагательных

Самостоятельный подбор      Подбор с опорой        Знание

определений к словам            на наглядность            цвета    покажи    назови

лента ____________________________________красный _________________

________________________________________  синий ____________________

кубик ___________________________________зеленый __________________

________________________________________ желтый __________________

одеяло __________________________________черный ___________________

________________________________________ белый ____________________

                                                                                 коричневый _______________

Подбор антонимов (с 6-ти лет)                            

Высокий – низкий ____________________         Геометрические фигуры

Чистый – грязный ____________________          

Старый – молодой ____________________          квадрат __________________

Здоровый – больной ___________________         прямоугольник ___________

Широкий – узкий ______________________        треугольник ______________

Длинный – короткий ___________________        круг _____________________

Тонкий – толстый ______________________

Острый – тупой ________________________

Глубокая – мелкая ______________________

г) Обследование глагольного словаря

          название действий                   покажи                   назови

                   сидит                           ______________________________

                   стоит                           ______________________________

                   бежит                          ______________________________                      

                   танцует                       ______________________________

                   лежит                          ______________________________

                   прыгает                       ______________________________

                   поливает                     ______________________________

                   шьет                            ______________________________

вывод: словарный запас достаточный, ограничен (резко ограничен) бытовой лексикой, преимущественно употребляемые части речи _______

__________________________________________________________________

Активный словарь соответствует (не соответствует) возрастной норме_____________________________________________________________

X. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И УРОВЕНЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

(для детей 5-ти лет предлагается пересказ рассказа)

1-й уровень  Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации.  

(высокий)     Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизво-

                       дятся  в правильной последовательности. Рассказ характеризу-

                       ется смысловой целостностью, определены временные, причин-

                       но-следственные и другие связи между событиями. Допускают-

                       ся частичные пропуски деталей ситуации.

__________________________________________________________________

2-й уровень    Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации.

(выше             Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незна-

среднего)        чительные пропуски второстепенных смысловых звеньев.

                        Последовательность не нарушена, не отражены лишь некото-

                        рые причинно-следственные отношения, незначительно стра-

                        дает смысловая целостность.

__________________________________________________________________

3-й уровень    Рассказ в значительной степени соответствует изображенной

(средний)        ситуации. Однако отдельные смысловые звенья искажены.

                        Имеются основные смысловые звенья, которые несколько

                        искажены; нарушена последовательность отдельных событий

                        либо, полностью пропущены смысловые звенья.

__________________________________________________________________

Выводы подчеркнуть: соответствует возрасту, ниже (выше) возрастной норме.

XΙ. Направление на консультацию к сурдологу, отоларингологу, ортодонту, психоневрологу, невропатологу (указать дату направления, уточненный диагноз)___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XΙΙ.  Заключение. __________________________________________________

XΙΙΙ. Подписи:

         Логопед:       ______________________     /_____________________/

         Родители:     ______________________     /_____________________/

         

Литература

  1. Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей. Санкт – Петербург, 1993.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...