Формирование фонематических представлений
презентация к уроку по логопедии ( группа) на тему

Кокорина Ольга Константиновна

Презентация для педагогов ДОУ.Этапы работы и игровые приемы в формировании фонематических представлений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_fonematicheskih_predstavleniy.ppt637 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МБДОУ «Чебурашка» Консультация для педагогов ДОУ Учитель – логопед Кокорина Ольга Константиновна 25.11.2015.

Слайд 2

Подготовка детей к обучению грамоте проводится в тесном взаимодействии с развитием фонематического восприятия — умений узнавать любой заданный звук в слове и отличать его от сходных. Формирование этих умений включает следующие этапы (по степени усложнения).

Слайд 3

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1. Развитие слухового восприятия. 1.1. Развитие слухового внимания. 1.2 Развитие слуховой памяти. 1.3. Развитие речевого слуха. 2. Становление фонематического слуха. 2.1. Становление фонематического слуха в рядах изолированных гласных. 2.2. Становление фонематического слуха в рядах слогов. 2.3. Становление фонематического слуха в словах. 3. Дифференциацию парных звуков. 4. Развитие звукослогового анализа слов.

Слайд 4

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ 1.1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Работа по развитию слухового восприятия проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи(Быкова – котенок «Слышь») «Угадай по звуку» — определение предмета по характеру звука. «Узнай по голосу» - развитие слухового внимания. - Раз, два, три в круг вставай, кто позвал, угадай. Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

Слайд 5

1.2.ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ. «Посмотри, запомни, назови» - развитие слуховой памяти. Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их. - Ты внимательно смотри, все запомни, повтори .

Слайд 6

1.3. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА Следующий этап воспитания слухового восприятия — узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по звуковому составу: а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата; б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото; в) с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот; г) слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток. рот, кот, кок, сок, бок, бот; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка; д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.

Слайд 7

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА «Делай, как слышишь». Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять, в стороны, вперёд, наклониться и т. д. — при этом сам делает другие движения. Ребёнок дол­жен выполнять не то, что видит, а то, что слышит. - Слушай, не зевай, что услышишь, повторяй . Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.

Слайд 8

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Узнавание слова в ряду других плавно переходит в уз­навание звука в слове. Заданный звук дети отмечают, используя картинку, игрушку, вырезанную фигурку, звукоподражание, имитацию движений, слово (Рыжанкова, Костылева)

Слайд 9

2.1.РАБОТА С РЯДАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ Развитие фонематического слуха первое время проводится на материале рядов изолированных гласных звуков: сначала дети узнают гласный, отмечая его звукоподражанием или другим способом, затем определяют его место в ряду и, наконец, называют последовательность всех гласных звуков.

Слайд 10

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ «Узнай плач Алёнушки» — ааа: а-о-а-и-э-а-а-у-ы-а... «Когда болят зубки?» — ооо. «Кто услышит жеребёнка?» — иии. «Осторожно, паровоз!» — ууу. «Послушаем эхо» — эээ. «Прощальный сигнал парохода» — ыыы. «Живые звуки». Цель: определить место звука в ряду. Трое вызванных детей запоминают по одному гласному звуку, напри­мер А, О, У. Обучающий произносит звуковой ряд (У—А—О), после чего каждый из детей занимает один из трёх рядом стоящих стульев в соответ­ствии с позицией звука в услышанном ряду, а затем отвечает: «Звук У в начале», «Звук А в середине», «Звук О в конце». Можно варьировать количество звуков и участников.

Слайд 11

2.2.РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ РЯДАМИ Ряды слогов, предлагаемые для воспроизведения, должны состоять из звуков, хорошо произносимых ребёнком. Последовательность слоговых упражнений с постепенным их усложнением за счёт составляющих элементов: а) прямые слоги с одинаковыми гласными: МА-ПА-ТА; б) прямые слоги с одинаковыми согласными и разными гласными: ТА-ТО-ТУ; в) обратные слоги с разными согласными: АП-АМ-АХ; г) обратные слоги с разными гласными и согласными: ОП-УХ-АМ; д) закрытые и открытые слоги с разными гласными и согласными: ПА-АМ-АХ, АТ-ФО-УХ-ЭИ. Кроме того, количество слогов для запоминания постепенно увели­чивается с двух до четырёх; сначала их произносят медленно, но постепенно темп речи ускоряется.

Слайд 12

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В РАБОТЕ СО СЛОГАМИ «Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

Слайд 13

2.3. ИГРЫ НА УЗНАВАНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук. - Подумай, не спеши, правильно возьми.

Слайд 14

3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОППОЗИЦИОННЫХ ЗВУКОВ Для более быстрого различения звуков большое значение имеет сравнение сходных звуков на слух и в произношении. В этом случае применяются те же игры и упражнения, что и при узнавании отдельного звука в слове. Так как здесь игры проводятся одновременно с двумя звуками, то и все символы удваиваются. Картинки или игрушки в роли символов ставятся перед детьми на некотором расстоянии друг от друга (чтобы удобнее было показывать на них рукой), а фигурки ребёнок держит по одной в каждой руке.

Слайд 15

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ОППОЗИЦИОННЫЕ ЗВУКИ «Раздели на два». Детям предлагается правильно назвать и разложить картинки на две стопки в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции. «Кто больше?» Дети, глядя на сюжетную картинку, подбирают слова с изучаемыми звуками в любом порядке (можно попеременно). Например, «Зима» (С—Ш): снеговик, шарф, санки, шуба, бросает, варежки, снег, большой...

Слайд 16

Работа по развитию звукового анализа слов проходит в такой последовательности — от лёгких заданий к более трудным: Выделение ударного, затем безударного гласного в начале слова : утка, окна; арбуз, изба. Выделение согласного звука в обратных слогах и в конце слов: АП, ОХ; суп, кот, мак. Полный звуковой анализ обратного слога: УМ — У, М. Выделение согласного в прямом слоге и в начале слова: МУ, сок. Гласный в середине односложных слов типа лук. 4. РАЗВИТИЕ ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА СЛОВА

Слайд 17

Полный анализ прямых слогов и односложных слов: но — Н, О; мак — М, А, К. Выделение гласного звука в конце двусложного слова: рука. Деление слов на слоги: ЛА-ПА. КА-ША. Полный звукослоговой анализ ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВ: ЗУ-БЫ, 3, У, Б, Ы. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слов: стол, брат; зонт, волк. Слова со стечением ДВУХ согласных, относящихся к разным слогам, деление таких слов на слоги: кош-ка, сум-ка, вес-на. Далее формирование звукослогового анализа проводится за счёт усложнения ритмико-слоговой структуры слова

Слайд 18

Первый этап в формировании звукового анализа — выделение звука без соотношения его с занимаемым местом в слове, второй — умение указать место и последовательность звуков, полный звуковой состав слова. Прежде всего следует уточнить само понятие «слово». Усвоив понятие «слово» и научившись проводить полный звуковой анализ слов типа МАК, ребенок легко начинает «писать» слова, используя графическую схему – горизонтальный ряд клеток под картинкой по числу звуков в слове, которые закрываются соответствующей фишкой (красной, синей, зеленой). Со временем схема убирается, дети работают одними фишками, а позже – с буквами

Слайд 19

ЛИТЕРАТУРА: Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009. Рыжанкова Е.Н., Ракитина В.А. Пальцы развиваем, буквы составляем. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Коствлева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Лозбякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Грав, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР

Фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР.Его цели: дифференциация свистящих звуков по звонкости и глухости в в словах и предложениях детей. Создание сказочной истории, применение компьютер...

Работа по формированию фонематических представлений у детй старшей группы с ОНР

Презентация части работы по фомированию звуко-буквенного анализа у детй старшей группы с ОНР...

Игровое занятие по формированию фонематических представлений

Цель:  Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза слов со звуками «с – с\'».Задачи:•Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза слов. З...

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР  посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Технологическая карта логопедического занятия по формированию фонематических представлений у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Занятие содержит упражнения для формирования фонематических представлений, дифференциации звуков А-У-И....