Конспект и презентация логопедического занятия "Звезды манят нас" в подготовительной группе ДОУ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Немнюгина Ольга Александровна

Представлен конспект и слайдовая презентация совместного подгруппового логопедического занятия по теме "Космос" в подготовительной группе детского сада для детей, имеющих общее недоразвитие речи. Занятие проводится логопедом и воспитателем группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗВЁЗДЫ МАНЯТ НАС»

Конспект подгруппового интегрированного занятия с детьми подготовительной логопедической группы.

Проводят: учитель-логопед Немнюгина Ольга Александровна

                   воспитатель Нарышкина Зинаида Александровна

Цели:

- развивать навыки коллективного взаимодействия, повышать коммуникабельность;

- воспитывать культуру поведения, дружеское отношение к членам коллектива,   толерантность и эмоциональную отзывчивость.

-расширять знания детей

-повышать активность каждого ребёнка

-формировать познавательные интересы

Задачи

Развивающие:

-увеличивать объем знаний детей

-развивать и повышаить устойчивость произвольного внимания

-способствовать интеллектуальному развитию, развитию зрительных и слуховых функций

-развивать логическое мышление

Обучающие:

-расширять знания детей на лексическом материале по теме «Космос. Вселенная»

-обогащать активный и пассивный словарный запас детей

-формироваить навыки образования и использования в речи предложно-падежных конструкций с новыми словами

-уточнять лексическое и контекстное значение слов

-совершенствовать навыки счетных операций в пределах 10

-развивать ориентировку на плоскости и в пространстве

-закреплять навыки коллективного конструирования

Воспитательные:

-развивать навыки коллективного взаимодействия и чувства коллективизма

-повышать ответственность каждого ребенка за общее дело

-учить вежливому отношению друг к другу

-воспитывать уверенность в своих силах, формировать ощущение комфортности

-повышать познавательные интересы детей

-формировать эмоциональную отзывчивость, моральные качества

Предполагаемые результаты:

-Занятие пройдет на положительном эмоциональном фоне

-Дети получат опыт совместной деятельности в коллективе

-Предполагается обогатить словарный запас детей по заявленной теме

-Будут совершенствоваться навыки словообразования и словоизмениения

-Дети познакомятся с понятием «многозначные слова»

-Закрепим навыки счета

-Дети выполнят задания по конструированию и моделированию

- Получат развитие навыки «прочтения» алгоритмов

Оборудование:

-Магнитный мольберт

-Набор магнитных букв

-Набор карточек с лексическими и грамматическими заданиями

-Набор карточек для чтения

-Набор цветных магнитов

-СD-проигрыватель

-Рисунки детей с «портретами» инопланетян

-Набор математических карточек

-Географическая карта

-Схемы для конструирования

-Блоки Дьенеша

-Блочный конструктор

-Карточки-алгоритмы

-Набор математических карточек-заданий

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Логопед:

Ребята, мы с вами недавно говорили о первом полете человека в космос. А вы хотели бы стать космонавтами и совершить космическое путешествие? Если да, то мы могли бы с вами провести такую игру — отправиться в космической ракете к какой-нибудь далекой звезде. Вы готовы?

Но космический полет — это дело очень серьёзное. Лететь к далеким звездам могут только те, кто не ссорится, не сердится, кто умеет уважать других, т.е. только те, кто умеет по-настоящему дружить. А вы умеете дружить? (ДА!) Докажите это выполнением такого задания: на каждой из цветных карточек написан фрагмент пословицы о дружбе. Вам надо прочитать свою часть и найти недостающую часть. Если мы соберем все пословицы о дружбе, мы сможем отправиться в полет.

ДЕТИ СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ, ПРОЧИТЫВАЮТ ИХ

      Теперь мы доказали, что умеем быстро и дружно работать, и, значит, можем лететь в космос. Давайте приготовимся к полету. Встанем в большой круг, почувствуем плечо друга, подумаем о том, как важно иметь хороших и верных друзей. (Включается негромкая музыка — А.Рыбников «Голубая планета»).

 ДЕТИ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ПРОХОДЯТ В «ЗВЕЗДОЛЕТ», ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАЗВАВ СВОЁ ИМЯ, ЗАНИМАЮТ МЕСТА.

Мы готовы к полету, все заняли свои места, все системы звездолета включены, наш полет начинается. Наш путь сегодня лежит к системе Андромеды. Там находится несколько звезд, к которым еще никогда не летали космические корабли. Это неизвестные и таинственные звезды. А вдруг мы встретим там разумных обитателей? Вы хотели бы увидеть инопланетян? А как мы могли бы поприветствовать их?

ДЕТИ ПОКАЗЫВАЮТ «ДРУЖЕСТВЕННЫЕ» ЖЕСТЫ

        Пока проходит полет, мы можем поговорить о том, что нас ждет. Скажите пожалуйста, какими вы представляете себе инопланетян?

ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ПОКАЗЫВАЮТ РИСУНКИ.

           А какими мы сами должны быть при встрече с инопланетянами? Давайте скажет это красивыми словами:

-если мы дружить любим — мы дружелюбные

-если у нас добрые сердца — добросердечные...   (ДЕТИ ОБРАЗУЮТ СЛОЖНЫЕ ДВУОСНОВНЫЕ СЛОВА)

Представьте, что мы встретим таких разумных существ, которые будут совсем не похожи на нас. Например, у них будут глаза, но не будет рта. Но с помощью глаз они умеют делать все, что нужно. А вы могли бы так же только глазами быстро взглянуть на что-то и сразу понять, что перед вами? А прочитать глазами слово?

ДЕТИ ЧИТАЮТ СЛОВА НА КАРТОЧКАХ, «ЛОВЯ» ИХ ВЗГЛЯДОМ

Молодцы! А если вдруг мы встретим таких инопланетян, которые захотят освоть наш язык, мы им поможем в этом? А если не сразу все получится, мы будем терпеливы. Если гуманоид скажет что-то неправильно, мы поможем ему исправиться. Представьте, что он слово земля прочитал так: ЗЙЭМЛЙА. В чём ошибка?  А теперь он сказал «зЕмля»

ДЕТИ ИСПРАВЛЯЮТ ОШИБКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА, СОСТАВЛЯЯ ЗВУКОВУЮ СХЕМУ СЛОВА И УКАЗЫВАЯ УДАРНЫЙ ЗВУК.

Хорошо! А если инопланетянин составит такой рассказ (предлагается текст со смысловыми ошибками)

ДЕТИ ЧИТАЮТ ТЕКСТ И КОРРЕКТИРУЮТ ЕГО ПУТЕМ ЗАМЕНЫ СЛОВ

Мы уже почти готовы к встрече с иноземными существами. Но наш полет продолжается, и чтоб не ослабли наши мышцы, надо подвигаться. Давайте встанем и немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА — ТАНЕЦ -УПРАЖНЕНИЕ «ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»

Возвращаемся на свои места. Полет продолжается нормально. Созвездие Андромеды находится прямо по курсу. А мы продолжаеем готовиться к контактам с внеземными цивилизациями. Ребята, как вы думаете, а трудно научиться говорить на русском языке? В русском языке очень много загадок. Представьте, что инопланетянин уже почти выучил русский язык и все понимае, что вы говорите. Но вот вы показали ему на свой космический скафандр и сказали такую фразу: «На скафандре есть молния». И тут инопланетянин вдруг убежал и спрятатся под крышу. Почему?

ДЕТИ ГОВОРЯТ О МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВАХ И ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ

Правильно! Вот такие есть трудности в нашем русском языке.

Ребята, только что наш принтер распечатал вот такой лист. Что же тут такое? Может быть, мы узнаем это, если уберем все непонятные значки?
ДЕТИ ПРОЧИТЫВАЮТ ЗАШИФРОВАННУЮ ФРАЗУ «МИР ВСЕМУ МИРУ»

Смотрите-ка, кто-то тоже ищет дружбы с нами. Возможно, мы и найдем кого-то на просторах космоса.

РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ — СОСТАВИТЬ НОВЫЕ СЛОВА ИЗ СЛОВА «АНДРОМЕДА»

А пока наш полет продолжается, давайте немного отдохнем, нам предстоят еще многие трудности.

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА (Музыка Баха)

Отдохнули? Готовы дальше выполнять задания? Только что-то, мне кажется, у нас происходит. Я слышу какие-то сигналы. Давайте вместе послушаем, что это (ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ). Ребята, что-то произошло непредвиденное. Я не знаю, что обозначают эти сигналы. Я прошу помощи второго взрослого члена экипажа — Зинаиды Александровны. З.А., Вы можете понять смысл этих сигналов?

З.А.:

Да, я знаю, что произошло. Внезапно наш звездолет отклонился от заданного курса на туманность Андромеды и попал в зону притяжения совершенно незнакомой планеты. Через несколько секунд мы окажемся на поверхности этой планеты. Что будем делать, ребята? Сразу же развернемся и полетим домой или все-таки выйдем и посмотрим, куда мы попали?

Давайте наденем скафандры и осторожно покинем звездолет. Сначала просто прислушаемся к незнакомым звукам (Музыка). Что это может быть?

З.А.:

        Интересно, куда же мы попали? Есть ли здесь живые существа? Если есть, то какие они?  Давайте осмотримся. Смотрите, какое-то здание: то ли недостроенное, то ли разрушенное... Всё-таки скорее недостроенное, т.к. рядом лежит схема постройки. Давайте протянем инопланетянам руку помощи, поможем им достроить здание. Кто хочет?

(ДВА РЕБЁНКА ЗАВЕРШАЮТ ПОСТРОЙКУ ПО СХЕМЕ)

А мы будем дальше осматриваться. Посмотрите, здесь портреты. Наверное, это и есть жители этой неизвестной планеты. А в руках у них карточки. Давайте посмотрим, что же это такое. Тут примеры, очень похожие на те, что мы решали и буквы с другой стороны тоже нам знакомы. Инопланетяне подают нам таким образом какой-то сигнал. Попробуем расшифровать то, что хотят сказать нам жители этой планеты

ДЕТИ РЕШАЮИ ПРИМЕРЫ И СОСТАВЛЯЮТ СЛОВО «ВЕНЕРА»

Вот мы и выяснили, куда мы попали. Мы находимся на Венере, а значит, здесь живут... (ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ).

Давайте вспомним, что мы знаем о Венере.

Но и мы должны представиться и рассказать, откуда мы прилетели. (ДЕТИ ВЫКЛАДЫВАЮТ НА ПОЛУ СХЕМУ СТРОЕНИЯ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ, ОБОЗНАЧАЮТ ФЛАЖКОМ ЗЕМЛЮ)

Ребята, а давайте расскажем о нашей планете подробнее, выложим карту Земли (ДЕТИ ВЫКЛАДЫВАЮТ) и найдем на карте место, где находится наш город (ДЕТИ ВЫСТАВЛЯЮТ ВЫМПЕЛ).

Ребята, а вы помните, что у нас с собой есть подарки для инопланетян. Давайте оставим их здесь.

Ребята, я получила сигнал от О.А. с нашего звездолета, о том, что нам пора возвращаться и готовиться к обратной дороге. Я предлагаю перед возвращением на Землю взять образцы грунта. На Земле в лаборатории их исследуют и изучат, это очень важно. (ДЕТИ СОБИРАЮТ БЛОКИ ДЬЕНЕША ПО АЛГОРИТМАМ). Наша незапланированная посадка на Венеру прошла успешно.И хоть жители Венеры еще не осмелилист выйти к нам и познакомиться, но они уже знают, что мы хотим с ними дружить. И мы еще раз докажем это нашим танцем Дружбы. (ТАНЕЦ)

А теперь возвращаемся на корабль. Возвращаясь, дети находят коробку. Может, это подарок жителей Венеры? Давайте возьмем его с собой и во время полета все рассмотрим (ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ СЮРПРИЗЫ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВЕЗДЫ МАНЯТ НАС Выполнила учитель-логопед О. А. Немнюгина ГБДОУ детский сад № 116 Фрунзенский р-н Санкт-Петербург

Слайд 2

Обучающая игра для подготовительной группы

Слайд 3

Цели и задачи Цели Развивать навыки взаимодействия в коллективе Повышать коммуникабельность Воспитывать культуру поведения, дружеское отношение к окружающим Повышать активность каждого ребенка Формировать познавательные интересы Задачи Развивающие Увеличивать объем знаний, развивать устойчивость произвольного внимания Обучающие Расширять знания по теме «Космос. Вселенная», обогащать словарный запас, учить использованию в речи предложно-падежных конструкций, уточнять лексическое и контекстное значение слов Воспитательные Развивать навыки взаимодействия, повышать ответственность, формировать эмоциональную отзывчивость

Слайд 4

Оборудование Магнитный мольберт Набор карточек с лексическими и грамматическими заданиями Набор карточек для чтения Набор цветных магнитов Проигрыватель Рисунки детей

Слайд 5

Каждый человек в детстве мечтает полететь в космос, очутиться на далекой неизведанной планете и, конечно же, встретиться с разумными обитателями. Когда-нибудь эти мечты осуществятся, ну а пока мы можем только представить, как будет проходить наш полет и тщательно подготовиться к нему… Давайте представим, что мы летим сегодня к таинственной Андромеде!

Слайд 6

Задание 1 – «собери» пословицу о дружбе У каждого ребенка на карточке только половина пословицы. Задача – отыскать вторую половину и назвать пословицу целиком. Один за всех – все за одного . Крепкую дружбу и топором не разрубишь . Не имей сто рублей , а имей сто друзей Старый друг лучше новых двух . Нет друга – ищи , нашел – береги.

Слайд 7

Задание 2 – «дружественные жесты» Эти жесты, а также символы предназначенные для «контактов» с инопланетянами, дети придумывают сами.

Слайд 8

Задание 3 – образуем сложные слова Мы любим мир – миролюбивые Мы любим дружбу – дружелюбные У нас добрые души – добродушные Мы любим труд – трудолюбивые Наша жизнь радостна – жизнерадостные Всем желаем добра – доброжелательные У нас добрые сердца – добросердечные Мы любим жизнь - жизнелюбивые

Слайд 9

Задание 4 – «послание инопланетянам» Дети «зашифровывают» послание, добавляя в него звуковые схемы, чтобы «инопланетяне» смогли их понять. Предлагаются слова: «ЗЕМЛЯ», «ЛЮДИ», «ДРУЖБА» Используются магниты красного, зеленого, синего цвета.

Слайд 10

Задание 5 – «послание из космоса» «МИРУ МИР» - пример зашифрованной фразы, где каждому значку соответстует определенная буква

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 6 – «из одного – много» Из букв слова АНДРОМЕДА образуем много новых слов: ДОМ, РАМА, РАНА, МОДА, ДЕД, ДАМА, ДАР, ДРАМА, НОМЕР… Это задание – резервное. Будет предложено при избытке времени.

Слайд 12

ЗАДАНИЕ 7 – «Загадки русского языка» Какие значения есть у этих слов? МОЛНИЯ РУЧКА ЗВЕЗДА КЛЮЧ ПЕРО ЗЕМЛЯ

Слайд 13

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ В процессе игры используется музыка: Алексей Рыбников «Голубая планета». Музыка из кинофильма «Большое космическое путешествие» И.С. Бах Адажио для виолончели и рояля (музыка для релаксации) Black Box Dreamland «В сталактитовой пещере» Илья Гусев, Светик FF (Светлана Малышева) «Звездочет» (песня для динамической паузы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФНР

                                    Автоматизация  звука [ж] в словах и словосочетаниях....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением - ОНР, 3 уровень речевого развития. Дифференциация звуков Р, Р` в словах. Лексическая тема : "Путешествие в деревню Простоквашено"

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р`] в словах.Задачи: Коррекционно-образовательные: Определение позиции звука в словах, обогащение словаря по лексической теме, закрепление произношения звуков [Р], [Р...

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением ФФН. Автоматизация звука [р], знакомство с буквой Р. Тема: «Пришельцы из космоса».

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [р],  знакомство с буквой Р. Задачи:Коррекционно-образовательные:активизация слухового внимания;четкое произнесение и характеристика з...

Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....

Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы»

Конспект подгруппового интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Зимующие птицы»...