"Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Родина Анна Валерьевна

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков

Автор: Красакова Ольга Александровна,
учитель-логопед ДОУ Детского сада №257 г.Новокузнецк

 Пальчиковые шаги - Данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребёнок при выполнении этого задания должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам, ступенькам.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/1.jpg 

 Лабиринт - по нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки .

Улиточка - ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/2.jpg 

Тир - ребенок бросает шарик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

Бусы - ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/3.jpg 

 Пирамидка - ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Кнопочки - ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопку». Сколько кнопочек - столько повторов.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/4.jpg 

Су-джок - ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику или катает игольчатый мячик в ладонях, отрабатывая речевой материал.

Счеты - ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/5.jpg 

Ладошки. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/6.jpg

ЛОТО «ТРУДНЫЕ ЗВУКИ»

В данном лото каждая карточка направлена на автоматизацию конкретного звука (с,з,ц,ш,ж,р,л) в определенной позиции (в начале слова, в середине, в конце).

СЧИТАЛКИ

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинку.

Виноград, трамвай, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Крыжовник, курица, тетрадь,

Гриб, смородина, кровать,

Груши, грузовик, Петрушка,

Виноград, трамвай, игрушка.

РЫБАЛКА

Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/7.jpg

УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОС?

Спиной к детям стоит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки, отрабатывая трудные звуки. Водящий должен угадать, кто к нему подошел. Кто по голосу будет узнан, тот становится водящим.

Барашек, барашек,

Покажи рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога!

Угадай кто я?

 

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

 

Вот лягушка по дорожке

Скачет высунувши ножки,

Увидала комара,

Закричала ква-ква-ква!

http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/8.jpg

РАССКАЗЫ ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ

Автоматизация звуков в связной речи.

 http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/9.jpg

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Тишина

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

Колечко

Цель. Автоматизация звука ч во фразах.

Оборудование. Колечко.

Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.

Чай Танечке

Цель. Автоматизация звука ч в предложениях.

Оборудование. Кукольный чайный сервиз, куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог предлагает одному ребенку налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».

Пильщики

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язычок при произнесении этого звука. 

Пила

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Треснула и стала,

Начинай сначала

Бараны

Цель. Автоматизация звука р в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них {топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Открывайте ворота!

Ворота. Рано, рано, вы, бараны, Застучали в ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Пропустите в ворота!

Ворота. Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны. На луга, где трава, А на травушке роса.

Ворота. Еще рано вам туда, Не откроем ворота.


Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, До свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава. (Уходят.)

 http://kokarevala.narod.ru/olderfiles/1/10.jpg

http://antivirus-alarm.ru/images/checked_v1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л\']»   служат  до...

«В гостях у Корней Корнеича» Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].

Данное занятие позволяет автоматизировать звуки [Р] и [Р’] в речи. Провести дифференциацию в игровой форме. Приобщить детей к прекрасному....

Универсальное логопедическое пособие по автоматизации и дифференциации звуков «Речевой тренажер» для детей дошкольного возраста

Представляю Вашему вниманию Универсальное логопедическое пособие по автоматизации и дифференциации звуков «Речевой тренажер».Данное пособие предназначено для использования в коррекционно-логопедическо...

Использование массажного шарика «Су-джок» на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Эта статья рекомендуется логопедам, учителям, воспитателям, родителям детей с ОВЗ. В ней описываетс практический материал по использованию массажного мячика "Су-джок" при автоматизации и диф...

Настольная дидактическая игра "Логопедическая ромашка" (на автоматизацию и дифференциацию звуков [с] и [ш] )

Игра предназначена как для совместной, так и для индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми....

Настольная дидактическая игра "Логопедическая ромашка" (на автоматизацию и дифференциацию звуков [р] и [л] )

Цель игры: автоматизация  и дифференциация звуков  [р] и [л] в словах и предложениях...

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Эта статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков...