Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ
статья по логопедии

Иванова Ирина Владимировна

 Статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mezhpolusharnyh_dosok_logopedom.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

                «Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических  

         занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ»

Важным аспектом, формирующим интеллект ребенка, является межполушарное взаимодействие. Правое полушарие нашего мозга отвечает за творческое мышление и образное восприятие. Левое полушарие помогает анализировать образы, устанавливать сходства и различия, обрабатывать речевые сигналы. Чтобы наладить связь между полушариями, необходимо развивать координацию движений и моторику. Эффективным способом такого развития является зеркальное рисование. Это упражнение, которое заставляет оба полушария тесно сотрудничать друг с другом.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

На современном этапе развития дошкольного образования одной  из актуальных задач является повышение эффективности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. На сегодняшний день логопеды, родители, воспитатели, учителя имеют большой практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка, который можно условно разделить на две группы: помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровье сберегающие технологии.

Перед дошкольными учреждениями стоит важная задача всестороннего развития детей, использование в работе здоровьесберегающих технологий и подготовка дошкольников к поступлению в школу, повышение способностей к обучению. Одним из необходимых условий для реализации этих задач является чистая и грамотная речь, формирование и совершенствование мелкой моторики рук у детей, развитие межполушарного взаимодействия, используя различные методы и приемы. И поэтому, использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.

Анализ литературы, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком и многое другое, выявил возможность и необходимость использования межполушарных досок при автоматизации заданного звука.

Главные достоинства использования межполушарных досок:

  • Использование досок с детьми дошкольного и школьного возраста
  • Высокая эффективность развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и закрепления поставленного звука речи.
  • Абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей)
  • Универсальность метода
  • Доступность метода для каждого человека
  • Простота применения
  • Вариативность использования

Задачи:

  • Автоматизировать поставленный звук изолированно;
  • Автоматизировать поставленный звук в слогах;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость, логическое и пространственное мышление;
  • развивать координацию речи с движением, чувства ритма, межполушарное взаимодействие.

Примерные игры с межполушарными досками при автоматизации и дифференциации звуков:

Начинаем знакомство с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей – правой или левой), затем наоборот. Начинать можно с внешнего края спирали, так и из центра. Далее ребенок водит двумя руками одновременно.

Автоматизация поставленного звука изолированно

Начинаем обводить стандартную спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в обратном направлении. Например: звук С или Ш.

Ребенок водит двумя руками одновременно с внешнего края спирали и наоборот, произнося поставленный звук. Например: звук З или Ж

Ребенок водит по двум разным дощечкам двумя руками одновременно и произносит поставленный звук.

Ребенок проводит мелком правой/левой рукой по выпуклой спирали и произносит поставленный звук, затем двумя руками.

Автоматизация поставленного звука в слогах

Сначала слоги берутся одинаковые, а потом разные. Можно использовать изолированно (прямые и обратные слоги), например: ША  ША   ША   АШ  АШ   АШ, можно песенками: ША-ША-ША, ШЫ-ШЫ-Ы и так далее.

Манипуляции по межполушарным доскам те же.

Дифференциация поставленного звука в слогах

Ребенок водит по дощечкам и произносит поставленные звуки в разных слогах.

Например:

СА-ЗА, СА-ЗА, СА-ЗА                    СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ…

СА-ША, СА-ША, СА-ША               СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ…

ЗА-ЖА, ЗА-ЖА, ЗА-ЖА                  ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ…

ША-ЖА, ША-ЖА, ША-ЖА            ЧА-ЩА, ЧА-ЩА, ЧА-ЩА…

ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ                     АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ…

ЛА-РА, ЛА-РА, ЛА-РА                    ИЛ-ИР, ИЛ-ИР, ИЛ-ИР… И ДР.

В результате использования межполушарных досок:

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- развивается координация движений и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие;

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

  Использование межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуко наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Цирк» (дифференциация звуков Л и Р)

Данное занятие относится к заключительному этапу произносительной дифференциации сонорных звуков (л-р). До этого должна быть проведена большая предварительная работа по автоматизации  звука Р и п...

«В гостях у Корней Корнеича» Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].

Данное занятие позволяет автоматизировать звуки [Р] и [Р’] в речи. Провести дифференциацию в игровой форме. Приобщить детей к прекрасному....

"Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков"

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное...

Использование массажного шарика «Су-джок» на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Эта статья рекомендуется логопедам, учителям, воспитателям, родителям детей с ОВЗ. В ней описываетс практический материал по использованию массажного мячика "Су-джок" при автоматизации и диф...

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Эта статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Л]-[Р] в словах, предложениях. (По мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»)

На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6-7 лет), посещающие логопедический пункт детского сада, находящиеся на одной ступени коррекционной работы по автоматизации и дифференциации тве...