Речевые игры и упражнения
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Игры на развитие речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи
• формирование грамматического строя речи
• обогащение словарного запаса
• развитие связной речи

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. 

Речевые игры

«Дополни предложение»

Дидактическая задача:  развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение.  Добавлять нужно только одно слово.

Ход игры:  Педагог говорит детям несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например,   Мама купила ….  (хлеб, молоко, печенье) то есть продукты.  

Можно предложить следующий вариант игры: педагог бросает детям мяч и дети, ловя мяч, должны назвать только одно слово, например, называем только школьные принадлежности, только продукты, или только одежду… 

 

«Наоборот»

Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило: называть слова, только противоположные по смыслу.

 Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры: Дети и педагог садятся на стулья в кружок. Педагог произносит слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок должен поймать мяч,    сказать слово, противоположное по смыслу и снова бросить мяч воспитателю.  Слова могут быть следующие: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево, далеко-близко, высоко-низко, дальше-ближе, черный-белый, большой-маленький …

 

«Так бывает или нет»

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило:  кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Ход игры: Педагог говорит детям: Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе  вы должны заметить то,  чего  не бывает. Кто заметит, тот после того как я закончу, скажет почему так не может быть.

Примерные рассказы педагога: Вечером, когда я спешил в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая вела за руку  ворону.  Ворона все время вырывалась, а  потом как закричала:  ку-ка-ре-ку.

Летом мы катались с братом на лодке. Брат резко наклонился и лодка опрокинулась. Мы оказались в воде. Плывем – а навстречу нам верблюд. Мы схватили его за хобот и поплыли вместе с ним в жаркие страны.

Однажды я пришел на новогодний праздник в детский сад. В середине зала стояла красивая, нарядная береза. Вокруг нее дети, одетые в спортивные костюмы, делали гимнастику. 

 

«Для чего нужен предмет»

Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления, закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда, воспитывать бережное отношение к ним.

Игровые правила: рассказы детей  о том, как можно один и тот же предмет использовать в разных случаях, обстоятельствах. Выигрывает тот, кто больше вспомнит вариантов применения одного и того же предмета.

Ход игры: Педагог начинает игру с краткой вступительной беседы о предметах, как человек ими пользуется, как они помогают людям в жизни, в труде, как надо бережно к ним относится.

- Сейчас мы поиграем в такую игру, где нам надо будет найти в нашей комнате различные предметы и рассказать, зачем этот предмет нужен, как его можно использовать по – разному.  (Предметы, инструменты, орудия труда раскладываются в разных местах комнаты так, чтобы их было хорошо видно).

Каждый из играющих, взяв предмет, садится на свое место. По вызову педагога ребенок называет предмет, рассказывает,  как им пользоваться, припоминают, что еще можно сделать с этим предметом. Все дети в случае необходимости дополняют ответы детей.    

«Да-нет»

Дидактическая  задача: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило: на вопросы водящего  можно отвечать только словами «да» или «нет».

Ход игры: Педагог сообщает детям правила игры и объясняет название:

- Почему эта  игра так называется?  Потому что мы с вами можем  отвечать на вопросы водящего да или нет.   Водящий выйдет за дверь, а  мы договоримся, какой предмет мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего он  нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами  - да или нет.  Сначала водящим будет педагог, который разъясняет,  как логично задавать вопросы. Вопросы могут быть следующие:    Этот предмет на  полу?   - Нет.     На  стене?  - Нет   На потолке?  -  Да.    Стеклянный.   – Да.   Похож  на грушу?  - Да.  Это  лампочка. -  Да.Сначала рекомендуется узнавать,  где находится предмет, потом какой он.Можно загадать любой предмет: тучи, небо,  стол, стул, овощи, фрукты…

«Похож -  не похож»

Дидактическая задача: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила: для сравнения предметов по представлению брать только два предмета, отмечать как признаки сходства, так и различия.

Ход  игры: Педагог, посадив детей в кружок или за столы, предлагает поиграть в игру, которая называется «Похож -  не похож».

- Мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они отличаются и чем похожи.   Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются и чем похожи, расскажет нам, а мы угадаем.     

Предметы могут быть такие: Два цветка, один с белыми лепестками  и желтой серединкой, другой розовый, с красивыми  душистыми лепестками и колючками. Один полевой,   другой растет на клумбе.  (Ромашка   и  роза) 

Два  жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, другой большой коричневого цвета.  (Божья коровка и майский жук)   

Животные.  Оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего.  Живут в лесу, одно в норе, другое просто так бегает.  Одно любит петушков, а другое нападает на стадо.  (Лиса и волк).

Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы.  Одна  громко трещит, другая идет тихо. (Трактор и  грузовик). 

 

«Скажи  по -  другому»

Дидактическая задача: учить детей подбирать синоним -  слово, близкое по значению. 

Ход  игры: Педагог говорит, что в этой игре дети должны назвать слова, похожие на то слово, которое он назовет. Например: большой – огромный, крупный, громадный, гигантский.

Красивый  - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный. 

Мокрый – сырой,  влажный. 

 

«Слова только на эту букву»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о букве и звуке, воспитывать слуховое внимание,  быстроту реакции на слово.

Игровые правила:  называть  слова только на ту букву, которую выбрал ребенок. При правильном ответе – хлопать в ладоши, при неправильном не хлопать.

Ход игры:  Педагог объясняет детям, что они должны выбрать букву, на которую будут придумывать слова. Например, Саша выбрал букву «А» и должен называть слова только на этот звук:  аист, азбука, автомобиль, арбуз, абрикос, альбом …

Маша  выбрала букву  «С» и называет слова только с этим звуком: снег, сапог, сумка, Саша, снеговик   …  

 

«Небылицы»

Дидактическая задача: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, развивать умение отличать реальное от выдуманного. 

Игровые правила: Дети должны заметить в рассказе небылицы и назвать их.

Ход занятия: Педагог читает стихотворение, дети должны заметить небылицу: 

«Путаница»

Замяукали котята:Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята – хрюкать!

А  за ними и утята: Не желаем больше крякать!

Мы хотим,  как лягушата,  квакать!

Свинки замяукали:  Мяу, мяу! 

Кошечки захрюкали: хрю,  хрю, хрю!

Уточки заквакали: ква – ква - ква!

Курочки  закрякали:  кря – кря - кря.

Воробышек прискакал и коровой замычал:  муууу!

Прибежал медведь и давай реветь: ку-ка-ре-ку!

Только заинька был  паинька:  не мяукал и не хрюкал  -

Под  капустою лежал, по – заячьи лопотал

И зверюшек  неразумных уговаривал:

Кому велено  чирикать  -  не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -  не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не  летать лягушатам  под облаком!.

«Радость»

Рады, рады, рады светлые березы,

И на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады темные осины,

 И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошел из облака и не град, то посыпался из облака виноград.

И вороны над полями вдруг запели соловьями. 

И ручьи из-под земли  сладким медом потекли.

Куры стали павами, лысые – кудрявыми. 

Даже мельница -  и та  заплясала у моста.

Так бегите же за мною  на зеленые луга,

Где над синею рекою встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся, поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге  на салазках, на коньках.  

Речевые упражнения

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки  — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают). — Назови животных и их детенышей. — Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.

— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.) — Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках? — Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) — Что это? Чего здесь много? — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) Описывать можно любой предмет, например, игрушку,  дерево, мебель и т.д.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.

 

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка. — Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.) — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза). — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)? Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4). — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) — Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»). — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

 «Скажи, какое»

Цель: учить детей называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем? — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца, Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца, Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый, И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце, Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит)

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5). — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника. — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».) — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

...Никому отказа нет, Подан каждому обед:Собачке — в миске, В блюдечке — киске,Курочке-несушке — Пшена в черепушке,А Машеньке — в тарелке, В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).

«Найди другое слово»

Цель: учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Придумайте предложения со словом «крепкий»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры и упражнения

В предлагаемом материале мною собраны различные игры и упражнения для развития речевых и вокальных навыков детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Этот матер...

Речевые игры и упражнения по теме "Профессии"

В данном файле систематизирован дидактический материал по лексико-грамматической теме "Профессии": 1. Задачи ознакомления с темой "Профессии". 2. Рекомендации родителям по ознакомлению детей с темой "...

Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

Речевые игры и упражнения

Игры на звукоподражания и ритм, тихое и громкое произношение....

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...

статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет

2.1  Понятие   речевые    игры   и  упражнение .   Речевые   игры   мы   относим ,  к  обучающим   дидактические,   сюжетно-дидакт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....