Главные вкладки

    Речевые игры и упражнения по теме "Профессии"
    методическая разработка по логопедии на тему

    Керина Елена Александровна

    В данном файле систематизирован дидактический материал по лексико-грамматической теме "Профессии": 1. Задачи ознакомления с темой "Профессии". 2. Рекомендации родителям по ознакомлению детей с темой "Профессии". 3. Пальчиковая гимнастика "Повар", "Я - художник". 4. Игра на развитие координации речи с движением "Лётчик", "Маляры". 5. Речевые упражнения и игры : "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы". 6. Подбор загадок по теме. 7. План составления рассказа о профессии. 8. Тексты, рекомендуемые для чтения детям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevye_igry_i_uprazhneniya_po_teme_professii.doc113 КБ

    Предварительный просмотр:

    Составитель: Керина Елена Александровна,

    Учитель-логопед

    I квалификационная категория

         

    Задание 1. Побеседуйте с ребенком о профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача, строителя, грузчика, милиционера, водителя, стоматолога, тракториста и т.д; объясните ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.

    Задание 2. «Кто что делает?». Взрослый задает вопрос, ребенок отвечает. Увлекательным это задание сделает использование мяча. Взрослый задает вопрос и кидает ребенку мяч, ребенок ловит его и отвечает на вопрос.

    Вариант 1. Цель: упражнение в подборе глаголов к существительным: повар - варит, учитель - , врач - , продавец - , воспитатель - , водитель - , писатель - , художник - , певец - , переводчик - .

    Вариант 2. Цель: упражнение в подборе существительных к глаголам «Кто это делает?»: учит - , шьет - …

    Задание 3. Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Задание способствует формированию навыка правильного словоизменения - употреблению винительного падежа имен существительных: повар варит (что?) - ...; врач лечит (кого?) - , пожарный, строитель, учитель, водитель, портной, фотограф, доярка.

    Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?».

    Вариант 1. Цель: формирование навыков словоизменения – употребление винительного падежа имен существительных:

    Повару нужны (что?) — кастрюля, поварешка .... Учителю, парикмахеру, художнику, портному, маляру, продавцу, плотнику. 

    Вариант 2. Цель: формирование навыков словоизменения – употребление дательного падежа имен существительных: кастрюля, поварешка нужны (кому?) ....  повару и т.д..

    Задание 5. Дидактическая игра «Найди ошибку». Цель: разви тие логического мышления, формирование навыков словоизменения. Ребенок должен отвечать полным ответом.

    Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

    Задание 6. Учите ребенка рассказывать о какой-либо профессии по плану: название, какие инструменты нужны для работы по этой профессии, что делает человек этой профессии. Добивайтесь цельного, связного описания. Ответ запишите в тетрадь для домашних заданий.

    Задание 7. Просмотрите журналы, газеты. Вклейте картинки с изображением представителей разных профессий в тетрадь.

    1. Сформировать у детей представления о труде людей, объяснить общественную значимость труда.
    2. Дать знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.
    3. Учить использовать существительные с обобщающим значением: профессии, строитель, хлебороб, рабочий, военный и т.п.
    4. Ввести в активный словарь:

    Существительные: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, лет чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, сте кольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птич ница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, медсес тра;

    прилагательные: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисципли нированный, нужный, полезный, необходимый, тяжелый, интересный, аккуратный, старательный, строгий, исполнительный и  т. д.;

    глаголы: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пи шет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, счи тает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, уп равляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают, охраняют, защищают;

    наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

    1.  Учить употреблять существительные в родительном падеже (Метла дворника); в творительном падеже (Я хочу быть строителем.); в дательном падеже (Молоток нужен плотнику.)
    2. Способствовать усвоению конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Повар варит, а врач лечит. Если ты хочешь стать портнихой, то тебе нужны игла, ткань.)
    3. Учить составлять предложения с однородными сказуемыми (Повар режет, чистит, варит, жарит.)
    4. Учить понимать сложные слова (лесоруб, садовод и т.п.)
    5. Развивать связную речь – составлять описательный рассказ о профессии.

    Повар готовил обед,                                   (Ребром ладони дети стучат по столу)

    А тут отключили свет.

    Повар леща берет,

    И опускает в компот.                                 (Загибают большой палец правой руки)

    Бросает в котёл поленья,

    в печку кладёт варенье.                              (Загибают указательный палец)

    Мешает суп кочерыжкой,                          (Загибают средний палец)

    Угли бьёт поварешкой.                              (Загибают безымянный палец)

    Сахар сыплет в бульон.                             (Загибают мизинец)

    И очень доволен он!                                   (Разводят руками.)

    Быть шофером хорошо,        (Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.)

    А летчиком – лучше.             (Бегут, расставив руки, как крылья.)

    Я бы в летчики пошел,

    Пусть меня научат.

    Наливаю в бак бензин,        (Остановились, наклонили воображаемый сосуд.)

    Завожу пропеллер.                  (Круговое движение правой рукой.)

    «В небеса, мотор, вези,          (Бегут, расставив руки.)

    Чтобы птицы пели». В.Маяковский

    Маляры известку носят,                    (Дети идут по кругу друг за другом,

                                                                  Держат в руках воображаемые ведра.)

    Стены кистью купоросят.                  (Повернулись лицом в круг, движения                      

                                                                   воображаемой кистью вверх-вниз.)

    Не спеша, разводят мел.                     (Наклонились, мешают кистью в  

                                                                  воображаемом ведре.)

    Я бы тоже так сумел.                          («Красят».)

    Задача: формирование представление о профессиях.

    1. Что такое профессия?
    2. Для чего нужны профес сии?
    3. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
    4. Чтобы случи лось, если бы не было врачей, строителей, учителей, поваров, пожарных, воспитателей, милиционеров?
    5. Объясните, почему «все профессии важны, все профессии нужны»?

    Я взял бумагу, карандаш,

    Нарисовал дорогу.        

    Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бума ги»). Указательный палец правой руки — «карандаш». Провести пальцем по левой ладони линию — «дорогу».

    На ней быка изобразил,

    А рядом с ним корову.

    Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у!..»

    Направо дом,

    Пальцы складываются домиком.

    Налево сад...

    Кисти рук скрещиваются в запястьях («деревья»), шевелить раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки»).

    В лесу двенадцать кочек.

    Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой

    ладони.

    На ветках яблочки висят,

    Встряхивание кистей — имитация капель дождя.

    И дождичек их мочит.

    Потом поставил стул на стол,

    Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.

    Тянусь как можно выше.

    Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением

          тянутся вверх.

    Уф! Свой рисунок приколол —

    Совсем неплохо вышел!

    Правая рука разглаживает воображаемый рисунок – поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице.

    Все работы хороши, выбирай любую!

                                                               

              Задача: формировать навык образовывать существительные от глаголов.

    Учит — учитель,

    строит — строитель,

    воспитывает — воспи татель,

    водит — водитель,

    грузит — грузчик,

    продает — прода вец,

    варит — повар,

    убирает — уборщица,

    танцует — танцов щица,

    поет — певица,

    летает — летчик.

    Ставят ловких две руки

    Каблуки на башмаки,

    И набойки на каблук –

    Тоже дело этих рук. (Сапожник)

                             Е. Бергер

    На работе день-деньской

    Он командует рукой.

    Поднимает та рука

    Сто пудов под облака. (Крановщик)

                             И. Гамазкова

    Он бревно отешет ловко,

    Рамы сделает, навес.

    У него смолой спецовка

    Как сосновый пахнет лес. (Плотник)                        

                            В. Степанов

    У этой волшебницы

    Этой художницы

    Не кисти, не краски,

    А гребень и ножницы.

    Она обладает таинственной силой:

    К кому прикоснется,

    Тот станет красивей! (Парикмахер)

                             И. Гамазкова

    Его приходу

    Каждый рад,

    Когда на кухне

    Водопад. (Водопроводчик)

                             М. Шварц

    Встанет он на заре,

    Снег расчистит на дворе.

    Мусор уберет

    И песком посыплет лед. (Дворник)

                            В. Степанов

    Он в небо синее

    Поднимает самолет

    И летит за облаками

    Над горами и лесами. (Пилот)

                            В. Степанов

    Средь облаков, на высоте,

    Мы дружно строим новый дом,

    Чтобы в тепле и красоте

    Счастливо люди жили в нем.

                                   (Строители)

    Мы рано встаем,

    Ведь наша забота –

    Всех отвозить

    По утрам на работу.  (Шофер)

    Он принес нам телеграмму:

    «Приезжаю. Ждите. Мама».

    Деду пенсию принес,

    Хоть совсем не Дед Мороз.

    На ногах с рассвета он.

    Кто же это? (Почтальон)

    Он учит детишек

    Читать и писать,

    Природу любить,

    И старших уважать. (Учитель)

    Кто болен –

    Тому даст лекарство принять.

    Тому, кто здоров,

    Разрешит погулять. (Врач)

    Скажите, кто так вкусно

    Готовит щи капустные,

    Пахучие котлеты,

    Салаты, винегреты? (Повар)

    Наведет стеклянный глаз,

    Щелкнет раз—и помним вас.                      

                                   (Фотограф)

    С огнем бороться мы должны —

    С водою мы напарники.

    С нами будут не страшны

    Газы вам угарные.

    Мы очень людям всем нужны,

    Так кто же мы? — ... (Пожарные).

    Задача: развитие словесно-логического мышления; формирование навыка в употреблении сложноподчиненных предложений.

    кисть, маляр, рубанок, топор —

    каменщик, маляр, кисть, штукатур —

    подъемный кран, молоток, бульдозер, экскаватор —

    топор, молоток, кисть, плотник —

    летчик, водитель, машинист, таксист —

    Задача: развитие словесно-логического мышления; формирование навыка в употреблении сложноподчиненных предложений.

    Вариант 1. Предлагаются картинки с нарисованными инструментами. Дети выбирают необходимые из них для задуманной профессии. Работа проходит в парах. Один ребе нок делает предположение о выбранной соседом профессии.

    Например: — Если Маша выбрала ножницы, расческу, бритву, то она хочет стать парикмахером.  

    Вариант 2. Работа проходит в парах. Один из детей говорит о том, кем он хочет быть. Второй ребенок предполагает, какие инструменты нужны будут партнеру.

    Например: — Если он хочет быть продавцом, ему нуж ны...

    Задача: упражнять детей в подборе подходящих по смыслу опреде лений. Детям предлагается назвать как можно больше «красивых» слов. За каждое слово ребенок получает какую-либо фишку. Побеждает набравший большее количество фишек.

    Летчик какой? — Храбрый, смелый.

    Учитель какой? — Умный, добрый.

    Водитель какой? — Внимательный, осторожный.

    Грузчик какой? — Сильный, могучий.

    Строитель какой? — Умелый, ловкий.

    Врач какой? — Старательный, добрый.

    Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.

    Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т.д.

    Задача: формирование навыка сло вообразования, упражнение в подборе подходящих по смыслу существительных.

    На тракторе работает (кто?) …тракторист.

    На поезде работает …ма шинист.

    На машине работает …шофер.

    На корабле работает …капитан.

    На самолете работает …летчик.

    На экскаваторе рабо тает …экскаваторщик.

    На трамвае работает …водитель.

    На кра не работает …крановщик.

    На ракете работает …космоса

            

    Задача: учить сопоставлять глаголы единственного числа 3-го и 1-го лица настоящего времени; формировать навык согласования глаголов с местоимением числе и лице.

     Логопед показывает картинки с изображением людей раз ных профессий, а дети по образцу составляют предложения:

    «Учитель учит, и я учу».

    «Повар варит, и я варю».

    «Врач лечит, и я лечу». И т. д.

    Задача: формирования навыка образования сложных слов.

    Дети объясняют, из каких слов получились названия профессий:

    хлебороб,

    рыболов,

    лесоруб,

    пчеловод,

    трубочист,

    садовод.

     

    1.   Фамилия, имя и отчество мамы (папы).

    2.   Где работает мама (папа) и кем?

    3. Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии.

    4.    Где работает мама (папа) — на улице или в помещении?

    5.   С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с жи вотными, с техникой, с книгами)?

    Задача: закрепление представлений о различных видах профессий, формирование навыка словоизменения.

    Логопед начинает предложение, бросая мяч каждому ребенку, дети ловят мяч и заканчивают предложение.

    1. Логопед. На транспорте нужны шоферы ...

    Дети. Кондукторы, водители, пилоты, капитаны.

    1. Логопед. В ателье работает портной ...

    Дети. Швея, модельер, дизайнер.

    1. Логопед. Мебель не получится без труда столяра...

    Дети. Лесоруба, водителя, дизайнера, швеи, обивщика.

    1. Логопед. В магазине работают продавцы ...

    Дети. Кассиры, уборщицы, грузчики.

    1. Логопед. Форменную одежду носят летчики ...

    Дети. Врачи, милиционеры, пожарные, машинисты.

    1. Логопед. Устраивают представления для детей и взрос лых артисты ...

    Дети. Клоуны, певцы, фокусники, дрессировщики.

            

    Логопед. Ребята, нам прислал письмо Незнайка. Он был музыкантом, пробовал стать поэтом и художником. Теперь он хочет стать врачом как доктор Пилюлькин. Но он не знает, что это за профессия. Поможем Незнайке? Вы будете рассказывать, а я записывать. Потом отправим письмо в Цветочный город.

    Чтобы составить рассказ, вам предлагается план.

    Что это за профессия?

    Носят ли люди данной профессии форменную одежду?

    Если да, то какую?

    Без каких предметов человек этой профессии не сможет работать?

    Где работают?

    Что дела ют?

    Дети (составляют рассказ).

    Задача: развитие словесно-логического мышления. Логопед произносит предложение, дети говорят, верно оно или нет. Если неверно, дают правильный вариант.

    Логопед. Садовник — это тот, кто работает в детском саду.

    Дети. Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

    Логопед. Уборщица — это та, кто делает головные уборы.

    Дети. Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

    Логопед. Столяр — это тот, кто делает столы.

    Дети. Неверно. Столяр — это тот, кто изготавливает пред меты из дерева.

    Логопед. Плотник — это тот, кто делает плоты.

    Дети. Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

    Логопед. Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.

    Дети. Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

    Введенский В. «Песня машиниста».

    Кардашова А. «Наш доктор».

    Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом».

    Маяковский В. «Кем быть».

    Маршак С. «Почта», «Пожар».

    Заходер Б.   «Сапожник»,   «Переплетчица»,   «Портниха».

    Погореловский С. «Слава хлебу на столе».

    Использованная литература:

    1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Творческий центр, 2005.
    3. Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушением зрения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
    4.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые игры и упражнения

    В предлагаемом материале мною собраны различные игры и упражнения для развития речевых и вокальных навыков детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Этот матер...

    Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста

    Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....

    Речевые игры и упражнения

    Игры на звукоподражания и ритм, тихое и громкое произношение....

    Речевые игры и упражнения для детей средней группы

    Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...

    статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет

    2.1  Понятие   речевые    игры   и  упражнение .   Речевые   игры   мы   относим ,  к  обучающим   дидактические,   сюжетно-дидакт...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

    « Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

    Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьми Грамматическая игра

    Тема: «Грибы» Речевые игры и упражнения в картинках для занятий с детьмиГрамматическая игра ...


     

    Комментарии

    Гирш Ирина

    Очень полезный материал. Спасибо.
    БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

    Материал интересный, разнообразный. Спасибо.

    Федчун Ирина Витальевна

    Спасибо за собранный материал!

    Кочнева Елена Петровна

    Спасибо, Елена Александровна за полезный, нужный материал. Буду использовать в своей работе с Вашего разрешения.