Главные вкладки

    Обобщение опыта на тему "Развитие интонационной выразительности речи"
    учебно-методическое пособие по логопедии на тему

    МАРЧЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

    Представлен материал обощенного опыта работы по теме: "Развитие интонационной выразительности речи". Данный материал может быть использован учителями-логопедами, музыкальными руководителями  и воспитателями ДОУ.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_16.04.13.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие интонационной выразительности речи.

        При определении последовательности и содержания логопедической работы с детьми по формированию интонационной выразительности необходимо учитывать данные о ее становлении в онтогенезе. Ребенок усваивает язык и развивается не сам по себе, а под влиянием общения с взрослыми. С самого рождения между ним и матерью устанавливается эмоциональный контакт, а в речи матери эмоции по отношению к ребенку выражаются, прежде всего, в интонации, которую тот начинает усваивать раньше, чем сегментные звуковые средства языка. Если обращенная к нему речь эмоциональна, выразительна, то к 4-5 месяцам малыш будет по-разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а на сердитый может заплакать. Первоначально в активном овладении интонацией играет имитация, а лепет и собственно речь возникают в основном в моменты эмоционального подъема. Постепенно появляется интонация утверждения и вопросительная интонация, что связано напрямую с формированием соответствующих синтаксических структур (вопрос - ответ). К двум годам жизни ребенка в речи начинают проявляться разные эмоциональные состояния, накладывающиеся на высказывания - ответы, на реплики взрослых оформленные интонациями. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована.

          Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

        Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

          Становление интонационной системы сложный процесс. На начальных этапах используются игры на развитие выразительности движений и речи. В процессе игры дошкольники при помощи мимики и пантомимики изображают животных или персонажей сказки. Затем применяются игры в парах, когда один из детей показывает животное или персонаж сказки, а

                                         

    другой отгадывает, кто находится перед ним. Моделируются ситуации общения между участниками игры, предлагая детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д.).

        Развитию понимания эмоционально - образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством. В качестве речевого материала используются сказки о животных и стихи, знакомые детям. Применяются следующие виды заданий:

       - узнать произведение по пантомимике;

       - продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки;

       - выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения;

       - составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.

         В дальнейшем опора на наглядное изображение замещается использованием специальных символов. Проводятся игры для развития восприятия и понимания эмоций, а также основного тона высказывания, используются пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С помощью этих игр у детей происходит расширение круга понимания эмоций.

        Работе по формированию интонационной выразительности предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают дошкольников к ее восприятию, способствуют ее развитию. Упражнения включают прослушивания, отстукивания, прохлопывания отдельных звуков, слогов, слов. Также вводятся упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции. Развитие чувства ритма и выразительности речи продолжается на занятиях по логоритмике, музыке, в ходе подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций и др.

        К числу достаточно распространенных ошибок у младших школьников относится неправильный выбор знака в конце предложения, поэтому уделяется большое значение формированию общих представлений об интонационной выразительности речи. Работа начинается с объяснения, что наш голос изменяется, что им можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу. Затем знакомим детей с повествовательной интонацией: "Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем". Произнесенные предложения сопровождаем движением руки, графическим изображением. Для закрепления знаний о повествовательной интонации дошкольникам сообщаем, что в конце таких предложений ставится точка, подтверждая это карточкой с изображением

    знака и стихотворением о нем. После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путем показа карточки с точкой.

        При знакомстве с вопросительной интонацией детям сообщаем, что, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Воспитанникам задаем вопросы, а потом им предлагаем сделать это, и обсуждаем с ними особенности произнесения вопросительного предложения: " В конце вопросительного предложения голос повышается". Повышение голоса подтверждаем соответствующим движением руки и обозначаем графически. Показываем карточку с изображение вопросительного знака, заучиваем стихотворение о нем. Закрепление вопросительной интонации осуществляется в стихах сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.

        Знакомство дошкольников с восклицательной интонацией начинается со сравнения с уже известными им. Далее предлагаем несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа "Ох!", "Ах!", "Ух!". Проводим беседу по их содержанию, называем слова соответствующие каждой из картинок. Уточняем, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Потом объясняем, что восклицательно можно произнести и целое предложение. На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменения голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится соответствующий знак, выучивается стихотворение о нем. Далее предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.

       Дифференциация интонационных типов высказываний и их закрепление проводится в играх "Шифровальщик", когда дети после прослушивания предложенных предложений зашифровывают их соответствующими знаками. А также на материале стихотворений и текстов, считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок разыгрываемых по ролям.

        Становление интонационной системы в речи дошкольников способствует как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей.

                 Этапы логопедической работы над      интонационной выразительностью речи.

    Логопедическая работа проводится в определенной последовательности:

       1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

       2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа:

    а) знакомство с повествовательной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по выделению повествовательной интонации.

       3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа:

    а) знакомство с вопросительной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по различению вопросительной интонации.

       4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа:

    а) знакомство с восклицательной интонацией;

    б) определение картинки-символа;

    в) упражнения по выделению восклицательной интонации.

      5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

       При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением ., ?, !) могут использоваться следующие стихотворения:

             Восклицательный знак

      Друзья! В произведениях

    Стою я для того,

    Чтоб выразить волнение,

    Тревогу, восхищение,

    Победу, торжество!

    Не зря я от рождения

     Противник тишины!

    Где я, те предложения

     С особым выражением

    Произнестись должны!

         (А. Тетивкин)

    Бурным чувствам нет конца:

    Пылкий нрав у молодца!

          Вопросительный знак

      Разные вопросы задаю я всем:

    Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

    Где? Куда? Какая? Отчего?

     О ком? Кто? Кому? Который?

    Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак,

    Вопросительный знак.

       (А. Тетивкин)                                        

    Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом.

             Точка

      У нее особый пост

     В самой малой строчке.

    Если точка —

    Вывод прост:

    Это значит —

    Точка.

    Фразу следует кончать,

     Если точка рядом.

    Точку надо уважать,

    Точку слушать надо.

       (Ф. Кривин)

          Предложения бывают:

      1. Вопросительные

    Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:

    “Ты дрался, да?..

    Ты что — немой?..

    Ну что молчишь упрямо?”

      2. Повествовательные

    Повествовать придется мне, И я скажу:

    “Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...”

      3. Восклицательные

    Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:

    “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!”

        (Ф. Кривин)

         В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания:

      1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

      2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

       В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

      3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

    ау ои ауи аза усо и т. д.

      4. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух—трех гласных звуков:

    у — беззвучная артикуляция — ау, ауи у — шепотное произнесение — ау, ауи у — тихое произнесение — ау, ауи у — громкое произнесение — ау, ауи  т. д.

      5. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков

    громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

    отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:

       7. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков:

     А а А а А а

      8. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

         Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности:

      1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

    Это Маша.

    Маша поет.

    На улице ранняя весна. И т. д.

      2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением:

    Маша пришла?

    Маша пришла?

    Маша поет песню?

      3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове:

    Как Маша поет?

    Когда он приедет?

    Сколько в саду детей? И т. д.

      4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой:

    Какая она красавица!

    Это же мама!

    Доброе утро!

    и т. д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности):

    За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку!

    и его сокращение:

    Смотри! Начинай работу! И т. Д.

        В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями,

    считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем — самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:

      Эту сказку ты прочтешь

    Тихо, тихо, тихо...

    Жили-были серый еж

    и его ежиха.

    Серый еж был очень тих

    И ежиха тоже.

    И ребенок был у них —

    Очень тихий ежик.

    Всей семьей идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Еж-отец, ежиха-мать

    И ребенок-ежик.

    Вдоль глухих осенних троп

    Ходят тихо: топ-топ-топ.

    В дом лесной вернутся еж,

    Ежик и ежиха,

    Если сказку ты прочтешь

    Тихо,

    Тихо,

    Тихо...

       (С. Маршак)

    Скажи погромче Слово “гром” — Грохочет слово,

    Словно гром.

       (А. Барто)

    Опавшей листвы разговор еле слышен:

    Мы с кленов... Мы с яблонь... Мы с вязов... Мы с вишен... С осинки... С черемухи... С дуба... С березы... Везде листопад:

    На пороге — морозы!

         (Ю. Капотов)

    В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон.

    Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона — Значит, это мощный бас Вот и весь рассказ.

       (Л. Мезинов)

    (Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.)

         Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей , на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.

         

                                     Литература.

    1. Голубева Г. Г. « коррекция нарушения фонетической стороны речи у дошкольников», 2000.

    1. Хватцев М. Е. « Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей» М., 1962.

    1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. « Развитие речи и творчества дошкольников», М. 2005.

    1. Худенко Е., Шаховская С., Ткаченко Т. « Планы-конспекты логопедических занятий по формированию просодического компонента речи у детей» М. 2003.

    Отзыв на открытое мероприятие _________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

     _____________________________________________________________________________

    проведенного учителем-логопедом  МБДОУ- д/с №3 ст.Старовеличковской, Марченко Оксаной Александровной

    Место проведения: МБДОУ- д/с №_ ст.____________________  

     Дата проведения: ___________.

    вопрос

    да

    не знаю

    Нет

    1.

    Применялись ли ИКТ на просмотренном мероприятии?

    2.

    Соблюдались ли требование к размещению и использованию ИКТ оборудования?

    3.

    Почерпнули ли Вы что-либо интересное из применяемых педагогом ИКТ?

    4.

    Привело ли применение ИКТ к усилению мотивации?

    5.

    Помогло ли использование ИКТ в решении поставленных педагогом задач?

    6.

    Ваша оценка деятельности педагога по 5 бальной шкале?

    7.

    Укажите, в каком качестве применялись ИКТ на просмотренном мероприятии: в качестве средств наглядности при работе с детьми, либо в качестве дидактического пособия для работы с детьми.

    Ф.И.О., должность, место работы ____________________________________________________

    Подтверждаю заведующий МБДОУ д/с №__           ___________         __________________

                                                                                                 подпись                           Ф.И.О.

    Отзыв на непосредственную образовательную деятельность по  ______________________

    _____________________________________________________________________________

    детей ________________________________________ группы, проведённого учителем-логопедом  МБДОУ – д/с №3 ст. Старовеличковской, Марченко Оксаной Александровной 

    Место проведения: МБДОУ- д/с №_  ст._________________________  

    Дата проведения: _____________.

    вопрос

    да

    не знаю

    нет

    1.

    Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности?

    2.

    Достаточно ли профессионально на Ваш взгляд поступил педагог?

    3.

    Заметили ли Вы какие-либо ошибки в организации и проведении мероприятия?

    4.

    Добился ли воспитатель поставленной цели?

    5.

    Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, продемонстрированные педагогом ?

    6.

    Ваша оценка деятельности воспитателя по 5 бальной шкале.

    7.

    Укажите современные образовательные технологии и инфомационно-коммуникативные технологии, которые педагог применил в своей деятельности.

    Ф.И.О., должность, место работы

    ___________________________________________________________________________________

    Подтверждаю заведующий МБДОУ д/с №__           ___________         __________________

                                                                                                 подпись                           Ф.И.О.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

    Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

    Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».

    Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию  развитию произвольной выразительности речи у детей....

    Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.

           Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...

    Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

    Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

    Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

    Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...