Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий в 6 г.ж. "Весна пришла"
план-конспект урока по логопедии (старшая группа) по теме

Дмитриева Галина Болеславовна

Занятие «ВЕСНА ПРИШЛА»

 Цель: Уточнить и обобщить знания детей о весенних признаках.

Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Весна».

Формировать грамматический строй речи. Управление родительным падежом.

 Упражнять в построении предложений .

Обучать составлению коротких рассказов по данной теме.

 Развивать фонематическое восприятие., слуховое внимание, логическое мышление

.Оборудование:конверты с разрезной картинкой, палитра, макет солнышка с лучиками спрятанными в кармашке,звукозаписи,шапочки цветов.

Загадка   Она приходит с ласкою

             И со своею сказкою.

                Волшебной палочкой взмахнет

                В лесу подснежник расцветет

                Зазвенят ручьи ,прилетят грачи.

                В дом свой улей пчела

                 Первый мед принесла.

                Кто из вас знает? Когда это бывает?

Сегодня мы поговорим о весне.

Дети называют признаки весны.                                                        

А сейчас мы поиграем .Кто внимательный узнаем.

Назовите неподходящий признак. Игра « 4 лишний»

Идет снег , на реке лед  ,расцветает подснежник, воет холодный ветер.

Греет солнце ,звенит капель, трещит мороз, тают сосульки.

Прилетают птицы. ярко светит солнце, дети катаются на санках, набухают почки.

Логопед. Приход весны можно узнать по звукам. Послушайте звуки весны. (ЗВУКОЗАПИСЬ)

Дети называют  звуки.

Логопед .А сейчас мы воспроизведем звуки весны.

    ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ.

Солнце светит ярко и сосулькам жарко (кап кап кап)

Ручейки бегут . Песенки поют (У У У У У)

Появились жуки (Ж Ж Ж Ж)-ладонь на грудь.

Появились мухи(Н Н Н Н Н)- ладонь на темя

.Появились пчелы (ВВВВ) Ладонь к щекам

.Появились комары(ЗЗЗЗЗ) Ладонь на шею , в области гортани.

 Даже дедушка медведь Начал песню громко петь(Ы ыЫ ыЫ)

Л. У весны есть краски. Она прислала палитру, а вы  скажете что бывает весной такого цвета.

Логопед показывает на палитре цвет ,а дети называют.

Зеленый Р. Зеленая травка,  листья.

 Желтый Р. Одуванчик, нарцисс мать-и-мачеха, солнце.

Белый: Р. Белые облака, подснежник

Голубой: Р. Голубое  небо, ручеек

Красный: Р .Красный тюльпан, солнышко.

Л. Возле речки на лугу ,на поляне и в саду

Всюду выросли цветы небывалой красоты.

Л. У вас  в конвертах лежат разрезные картинки цветов. Чтобы узнать, какой получится цветок нужно сложить картинку из частей.

 Дети выполняют задание.

Л .Среди этих цветов есть цветы , которые растут в саду. Назовите их.

 Р.В саду растут тюльпаны, нарциссы, гиацинты

. Л. Как назвать эти цветы одним словом.

 Р. Это садовые цветы

.Л. Назовите цветы ,которые растут в лесу.

 Р.В лесу растут подснежники, фиалки.

 Л. Как назвать эти цветы одним словом?

Р. Это лесные цветы.

 Л. А сейчас мы выйдем на лесную полянку и немного отдохнем. Волшебной палочкой взмахну ребят в цветочки превращу.(дети на голову одевают шапочки цветов.)

 ФИЗМИНУТКА.

 К солнцу потянулись высоко.

 Стало нам приятно и тепло.

Ветерок пролетал Стебелечки  качал.

 Вправо качнулись низко нагнулись.

 Влево качнулись низко нагнулись.

 Наши яркие цветы закрывают лепестки.

 Головой качают  ,гостей поджидают.

Л. Включает запись звуков насекомых. Какие насекомые подлетели к цветам?

 Р. Муха, пчела, комар, шмель.

 Л. Насекомых огромное множество. Предлагаю поиграть в игру «Один-много»

 Л. Муха. Р. Много мух. Л. Комар.  Р. много комаров. Пчела  Р. Много пчел. Л. Оса Р. Много ос. Л. Шмель. Р. Много шмелей. Л. Бабочка .Р. Много бабочек .Л. Стрекоза .Р. Много стрекоз.

Л. Для чего насекомые подлетают к цветам?

Р. Для того, чтобы выпить сладкий сок. Для того, чтобы опылять растения. Пчела собирает нектар и перерабатывает его в мед.

Л. Вы не дети вы цветы небывалой красоты

.Все вас ценят ,все вас любят. Насекомые и люди.( Проведение самомассажа лица).

 Неуклюжие жуки топчут наши лепестки.(Пальцы передвигаются по лицу)

 А прожорливые мошки объедают понемножку (пощипыване щек)

.Мухи возле нас снуют .Больно крылышками бьют(похлопывание по щекам)

Паутиной как веревкой нас паук опутал ловко(проводят пальцами горизонтальные и вертикальные линии)

Но хозяюшка пчела вредных мошек прогнала.(Смахивают ладошками со щек).

Л. А вот наше весеннее солнышко. Что делает весеннее солнышко.

Р. Солнышко греет,светит,ласкает,пригревает,восходит,заходит,садится,,прячется

.Л Наше солнышко спрятало свои лучи. Вы своими ловкими пальчиками поможете солнышку расправить  луч  и составить короткий рассказ о пробуждении природы.

Р. Первый луч попал на цветок. Цветок проснулся, распустил свои лепестки. Приподнял  стебелек над землей. Улыбнулся солнышку и пчелке и сказал: »Прилетай пчелка .Я тебя угощу сладким соком.»

 Р. Второй луч попал в улей к пчелке. Выглянула пчелка из своего домика и сказала солнышку: »Посмотри на мои крылышки .Какие они не красивые, помятые. Дай мне новые, а то я не понравлюсь ярким цветам.

 Р. Третий луч попал в гнездо к птичке .Взмахнула птичка крылышками. Поднялась высоко в небо .Запела свою звонкую песенку. Подхватили эту песенку другие птички и все весело защебетали.

 Р. Четвертый луч попал  в берлогу к медведю. Просыпайся медведь. Хватит спать.   Весна пришла. Все вокруг уже проснулись. Только ты спишь. Пора выводить из берлоги медвежат. Учить собирать их сладкие корешки.

Р. А последний лучик попал ко мне на подушку. Он пощекотал мои щечки, глазки. Я проснулся и обрадовался ласковому весеннему солнышку. И вдруг услышал голос мамы.  Просыпайся сынок .Пора в детский сад идти

.Л. Вот и пробудилось наше солнышко ,а занятие подошло к концу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий соответствии с ФГОС «Дикие животные»

Конспект подгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийсоответствии  с ФГОС«Дикие животные»Группа детей по структуре  речевого нарушения : ОНР IIВозрас...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: "Посуда"...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ТНР "Синонимы" на материале лексической темы "Весна"

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы компесирующей направленности для детей с ТНР по формированию лексико-грамматических категорий. Тема занятия: "Синонимы". На з...