Отчет по теме самообразования
материал по логопедии на тему

Саголакова Надежда Петровна

Анализ работы по теме самообразования: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx50.24 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по теме самообразования: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

 

С 2013 по 2015г., я работала по теме самообразования: «Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель выбранной темы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Актуальность выбранной темы: Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Прежде, чем приступить к работе я изучила работы  ведущих деятелей в коррекционной педагогике Глухова В.П., Бородича А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.   Изучение методической литературы и опыта известных педагогов позволили разработать систему НОД, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности. В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы Воробьевой В.К.

Один из методов применяемых мною это мнемотехника, она  помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Пересказ – это ещё один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.  Работа по обучению детей пересказу комплексная и включает в себя несколько этапов:

  1. Этап развития фразовой речи.

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения:

- составление предложений по картинке, паре сюжетных картинок;

- составление распространенных предложений;

- «Добавь словечко».

  1. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

 - составление графических схем;

- рисование сюжетных фрагментов;

- совместное составление пересказа;

- пересказ с использованием коврографа.

  1. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

- пересказ фрагмента рассказа;

- пересказ «По следам демонстрируемого действия»;

- пересказ по цепочке;

- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;

- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);

- пересказ после восстановления деформированного текста;

  1. Пересказ рассказа с элементами творчества.

Цель: закрепление умения связно и последовательно пересказать произведение, опираясь на наглядный материал.

- придумывание названия рассказа;

- придумывание фрагмента, части рассказа.

Согласно этих этапов мною была составлена программа «Обучение детей с ОНР пересказу, с помощью опорных схем» 

Для эффективного проведения данной работы были  выявлены возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование провожу в начале, середине и в конце учебного года и заношу в специальный протокол. Приложение 1 Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связной речи. Приложение 2 Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.

Исходя из результатов обследования, определяются задачи Приложение 3 по обучению детей пересказу.

    Составляя планирование работы по данной теме я опиралась на учебное пособие авторов: Л.В Лебедева, Кулакова Т.В., Антохина Н.В.   Разработанная система работы по обучению детей пересказу охватывает 27 специально подготовленных НОД по трем возрастным группам детей – средней, старшей и подготовительной. Десять НОД на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. Приложение 4 

В основу был положен единый алгоритм Приложение 5 структуры занятия по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы. При этом используется эффективные методические приемы Приложение 6 по обучению детей пересказу. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. Приложение 8

Большое внимание уделено выбору произведений для пересказа. В своей работе опираюсь на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирева и других авторов.

При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Поэтому тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

  • Высокая художественная ценность произведения;
  • Идеальная направленность;
  • Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;
  • Объем пересказа (возрастная особенность детей);
  • Словарно-грамматическая наполняемость текста.

Этапы реализации:

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Теоретический этап

2013 – 2015 учебный год

Изучение научно-методической литературы, интернет - ресурсов

В течение всего периода

Изучение опыта педагогов ДОУ

Сентябрь

Октябрь

Практический этап

2013 – 2015 учебный год

Подготовка диагностического инструментария

Сентябрь

Изучение уровня развития связной речи у детей с ОНР

Сентябрь

Разработка программы.

В течение всего периода

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты)

В течение всего периода

Проведение НОД по обучению детей перессказу

В течении всего периода

Подбор методического оснащения

Октябрь

Изготовление картотеки игр и мнемотаблиц по развитию связной речи

Ноябрь

Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам

Октябрь – май

Круглый стол для родителей «Развиваем речь, играя (подбор игр для развития связной речи в домашних условиях)

Декабрь

Подбор серии картинок по лексическим темам

Январь

Изготовление альбомов «Мой детский сад», «Мои друзья», Моя группа»

Февраль

Проведение открытого занятия по развитию связной речи детей с ОНР

Март

Проведение мастер-класса для педагогов

Март

Изготовление схем для описательных рассказов по лексическим темам

Апрель

Проведение открытого занятия по развитию связной речи детей с ОНР

Май

Выступление на педсовете

Август

Заключительный этап

2014 – 2015 учебный год

Проведение НОД по обучению детей перессказу

В течении всего периода

Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ

Отчет о работе на педсовете

Май

Новизна педагогического опыта

      Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю обучать пересказу детей  с недоразвитием речи через художественные произведения, с применением методов наглядного моделирования, с  использованием мнемотаблиц, что мотивирует детей речевой активности. Этот педагогический опыт можно назвать поисково-изобретательным, так как  предпринята попытка через творчество писателей, с использованием различных схем развивать связную речь детей дошкольного возраста.

Результативность педагогического опыта

Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы я использовала не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.  

Мониторинг

При выборе стимульного материала учитывались возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов. (Обследование речи детей проводились с помощью наглядного материала, предлагаемого Глуховым В.П., Ткаченко Т.А. из учебного пособия Шашкина Г.Р. и др. "Логопедическая работа с дошкольниками").

Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (Хороший, удовлетворительный, недостаточный, низкий) и служит дифференцированному подходу в обучении детей навыкам пересказа.

 I - "Хороший (4)  -  Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны.

II - "Удовлетворительный"(3) - Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

III- «Недостаточный»(2)-Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, отдельные смысловые несоответствия

IV –– " низкий" (1 )-Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

V – задание не выполнено.

В результате обследования умения детей пересказывать текст получен следующий результат:


Ожидаемые результаты освоения детьми основной образовательной программы

Интегративное качество

Коммуникативные умения и навыки

1. Физически развитый, овладевший, основными КГН

Способен понимать  и выполнять задание (упражнение) по словесной инструкции.

Имеет элементарные представления о ЗОЖ, о зависимости здоровья от правильного питания, поведения.

2.Любознательный, активный

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Проявляет любознательность.

Задает взрослому вопросы, обращается за помощью.

Принимает живое, заинтересованное участие в разных видах деятельности.

3.Эмоционально отзывчивый

Сопереживает персонажам сказок, рассказов.

Выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.

Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения.

Проявляет чуткость к художественному слову.

4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками и сверстниками.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)

Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым.

Использует все части речи, использует синонимы и антонимы.

5.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения во время НОД, игр, на улице.

Может сам оценивать свои поступки и поступки сверстников.

6.Способный решать интеллектуальные т личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач

Способен использовать простые схемы для составления рассказов,  конструирования, решения задач.

Может самостоятельно придумать часть рассказа, небольшую сказку на заданную тему

7.Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Имеет представления о себе, о принадлежности людей к определенному полу, родственных отношениях и взаимосвязях, окружающем мире, природе.

8.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Способен принять задачу взрослого.

Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять егоинструкции.

  Как показывает опыт работы, изложенный подход к построению НОД даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.

Использование  наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными мониторинга уровня речевого развития детей.

Исходя из данных мониторинга, я убедилась в том, что после проведенных мероприятий по обучению детей пересказу с помощью художественной литературы, с применением методов наглядного моделирования на хороший уровень вышли 24% испытуемых, на удовлетворительном уровне находится 46% детей, недостаточный уровень у 26% детей, низкий уровень у 16%. Следует обратить внимание, что до проведения запланированных мероприятий  20% детей вообще не справились с предложенным заданием.

Это говорит о том, что работу нужно продолжить, так как при положительной динамике 1/3 часть детей имеет недостаточный уровень.

  В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Дети овладели навыками составления пересказа составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

 Составление графических моделей (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы)

можно использовать не только при обучении пересказу и составлению

описательных рассказов, но и при заучивании стихотворений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет»

Тему для самообразования мы с Г.Н. Журавишкиной выбрали: «Особенности развития конструктивной деятельности детей раннего возраста от двух до трех лет», она совпадает с особенностью работы с детьми ран...

Отчет по теме самообразования Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Тема: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте»....