Логопедические технологии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_tehnologii.docx619.3 КБ

Предварительный просмотр:

Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка.

При совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны,   свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность. Попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнеггопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

         Зная принцип подхода к выполнению упражнений, логопед, проявляя творчество, может применить эту технологию к любому упражнению для развития артикуляционной моторики.

Ниже приведен основополагающий принцип выполнения упражнений.

Упражнение № 1.

Цель упражнения: тренировка нижней челюсти.

Исходное положение: упражнение выполняется сидя. Голова находится в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша или левша ребенок) согнута в локте.

Выполнение упражнения:  упражнение выполняется под счет.

На счет «раз»  - опустить  челюсть на ширину своих двух пальцев.

На счет «два» - зафиксировать такое положение челюсти.

На счет «три» рот закрывается.

На счет «четыре» ребенок отдыхает.

Когда ребенок открывает рот, язык должен находиться внутри в расслабленном положении. Кончик языка находится  у нижних резцов.

Обращать внимание на то, чтобы губы имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следить за положением головы. Она не должна наклоняться, ни в какую сторону.

Работа кистью руки: Руку подключаем тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение.

Кисть находится в положении параллельно полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент большой палец руки опускается вниз, четыре оставшихся пальца поднимается вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот (как у птенца). На счет «три» закрываем «клюв». На счет «четыре» отдыхаем.

Упражнение повторить 4 – 5 раз.

Упражнение № 2.

Цель: тренировка губных мышц.

Исходное положение: Тоже, что и упр.№ 1. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.

Выполнение упражнения:

Сначала работает артикуляционный аппарат, а потом подключается рука.

На счет «раз» ребенок вытягивает губы вперед, сложив их в трубочку («хоботок у слоненка»).

На счет «два» растянуть губы в сторону, ка бы в улыбке. При этом зубы не видны. Растягивать сильно в стороны не нужно. Главное в этом упражнении – «хоботок».

Работа кистью руки:

На счет «раз» ребенок собирает все пальцы руки в щепоть.

На счет «два» пальцы «разбегаются» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.

Упражнение повторить 4 – 5 раз.

Упражнение № 3.

Цель: массирование верхней и нижней губы зубами.

Исходное положение: в первой части упражнения нижние зубы ребенка касаются его нижней губы.

Выполнение упражнения: В первой части движением нижней челюсти вперед и назад «почесываем» верхнюю губу. Во второй части - поступательными движениями нижней челюсти «почесываем»  нижнюю губу о верхние зубы.

Работа кистью руки:

При выполнении упражнения кисть руки неподвижна. Двигаются только пальцы. Располагаем ладонь вверх. Сомкнутыми четырьмя пальцами выполняем движения, как бы «почесывая животик у щенка».

Вторая часть упражнения выполняется также, только ладонь повернута вниз.

 Упражнение повторить 5 раз.

        Упражнение № 4.

Цель: тренировка мышц языка.

Исходное положение: Рот открыт. Язык в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения:

На счет «раз» поднять язык к верхним зубам, за них.

На счет «два» опустить язык в исходное положение.

Работа кистью руки:

Работают обе руки. Руки согнуты в локтях, кисти свободно свисают вниз («как лапки у зайчика»). Насчет «раз» кисти поднять вверх, на счет «два» опустить.

Упражнение повторить 5 раз.

         Упражнение № 5

Цель: тренировка мышц языка.

Исходное положение: Рот находится в полуткрытом состоянии. Язык – в спокойном, плоском положении у нижних резцов.

Выполнение упражнения:

На счет «раз» ребенок кончиком языка касается левого уголка губ.

На счет «два» кончик языка переместить в правый уголок губ.

Работа кистью руки:

Пальцы руки собраны в ладонь, которая располагается параллельно полу. На счет «раз» ладонь поворачивается влево, на счет «два» вправо.

Упражнение повторить 5 раз.

Мнемотехника – система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения. Ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемотехники заключается в следующем: весь текст зарисован схематически. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Специальные логопедические технологии, особенно эффективны в работе с детьми-дизартриками.(см. Логопедические технологии2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические технологии в реализации образовательной области "Коммуникация"

Презентация содержит материалы и иллюстрации логопедических технологий,которые могут быть использованы в рамках реализации образовательной области "Коммуникация" - речевые игры,  лексико-граммати...

Логопедические технологии.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть орг...

Логопедические технологии "Игры на песке"

Логопедические технологии "Игры на песке"...

Развитие речедвигательных функций с использованием нетрадиционных логопедических технологий: образовательная кинесиология.

Развитие речедвигательныхфункций с использованием нетрадиционных логопедических технологий:образовательная кинесиология....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....