Формирование звуковой культуры речи у ребенка 3-4 лет с ОВЗ. Звук "А"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Федченко Светлана Викторовна

Занятие "Звук А" по формированию элементарных навыков звукопроизношения ребенка 3-4 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukovoy_kultury_rechi_u_rebenka_3-4_let.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи у ребенка 3-4 лет с ОВЗ.

Звук «А».

Цель: Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука "А".

Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить чётко артикулировать звук «А», произносить его долго, плавно, на одном выдохе и с разной силой голоса. Закреплять умение выделять голосом звук «А» в словах,

Развивающая: Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарата, умение координировать речь с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: Воспитывать у детей речевое и слуховое внимание.

Оборудование: веревка, игрушка, колечко, кубики шарики, пирамидки, барабан, колокольчик.

Особенности артикуляции звука «А»: рот открыт широко, губы не напряжены и не округлены. Кончик языка находится у нижних зубов. Язык плоский. Воздух не встречает преград. Голосовые связки сомкнуты.

Ход занятия:

Дыхательная гимнастика: «Бегемотики»

Сели «бегемотики», потрогали животики,   Ребенок сидит на стуле, руки на животе

То животик поднимается                                Длительный вдох носом

То животик опускается.                                  Выдох ртом.

Мимическая гимнастика и самомассаж «Расскажи и покажи»

Вот глаза у нас какие: голубые, голубые    Ребенок моргает, затем закрывает глаза

Носик пуговкой у нас                                    Указательный палец ставит на нос

Брови - ниточкой у глаз                                Пальцем правой руки гладит левую бровь

                                                         (и наоборот)

Ушки маленькие                                            Большими и указательными пальцами

                                                                         теребит мочки ушей

Губки аленькие                                              Облизывает губки по часовой стрелке

Щечки, лобик, рот                                         Гладит щеки, лоб

И наш пухленький живот.                            Поглаживает живот по часовой стрелке

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик»

Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом. Рот нужно открыть, как можно шире и удерживать в таком положении до счета «пять», потом закрыть. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем, в бегемотика играем:

Широко откроем ротик, как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя, до 5 считаю я.

А потом закроем рот, отдыхает бегемот.

А-а-а! Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой: «А-а-а!»

Пою и я, и ты, упражнения просты: «А-а-а!»

Упражнение на формирование правильного звукопроизношения с элементами фонетической ритмики.

«Песенка»

Ребенок подражает звуку и интонации педагога. Звук «А» поется с жестами – широко разводятся руки вперед и в стороны. Сначала громко, потом тихо.

«А-а-а» - плачет девочка

«А…» - показываем горло врачу

«А-а-а-а» - поет певица

«А-а!», «А-а!» - качаем куклу

Физкультминутка:

«Бегемотик»

Бегемотик потянулся                     Ребенок поднимается вверх, тянется.

Раз нагнулся, два нагнулся           Наклоняется вправо, влево

Руки в стороны развел:                 Разводит руки в стороны

Звук он, видно не нашел.               Качает головой

Чтобы нам его сказать,

Нужно ротик открывать: А-а-а-а     Произносит А-а-а-а

«Веревочка»

Ребенок одной рукой держит веревку, а другой «спускается» пальчиками по ней вниз и произносит нужный звук.

Педагог говорит: «Мы веревочку возьмем, громко песенку споем: «А-а-а!»

Упражнения на формирование зрительного восприятия

«Найдем игрушку».

Педагог подвешивает на ниточку яркую игрушку в ограниченном пространстве стола. Ребенок прослеживает движение взглядом и пытается достать рукой.

«Найди такой же»

На столе находятся предметы (кубики, шарики, пирамидки). Взрослый берет один предмет и показывает ребенку, просит взять такой же предмет.

Упражнения на формирование слухового восприятия.

«Отгадай, что это»

Взрослый издает различные звуки (используя звучащие игрушки). Ребенок должен узнать.

Стихи для заучивания наизусть:

А-а-а! – заплакала Аленка

- На, - сказала ей сестренка,

Алый цветик сорвала

И Аленушке дала!     (Е.Благинина)

«Повтори вместе»

Ребенок повторяет звук и предложения за взрослым.

Раздается из болота: «А-а-а»

Грозный голос бегемота: «А-а-а»

Он болото стережет: «А-а-а»

Грозным голосом поет: «А-а-а»

Итог: Взрослый спрашивает у ребенка какой звук сегодня он узнал. Как поет певица? Как укачивают куклу?

Литература: Е.В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Сценарии практических занятий. Москва 1997г. ООО «Гном-пресс»

Н.В. Кучмезова, И.А. Лигостаева «Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ» 2015г. ООО «ТЦ Сфера»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности. Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика».

Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.Задачи:развивать артикуляционный аппарат;закреплять правильное произношение ...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ООД по формированию звуковой культуры речи и лексико-грамматической системы языка на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [C] и [Ш] в слогах, в словах, во фразах...