КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ООД по формированию звуковой культуры речи и лексико-грамматической системы языка на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Матижева Анна Викентьевна

Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [C] и [Ш] в слогах, в словах, во фразах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_c_i_sh.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №164 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно - эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики                 

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ООД

по формированию звуковой культуры речи и

лексико-грамматической системы языка

на тему: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Выполнила:

Учитель-логопед

Матижева А.В.

Чебоксары, 2018 г.

Цель: Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков [C] и [Ш] в слогах, в словах, во фразах.

Задачи:

  • учить слухо-произносительной дифференциации звуков [C] и [Ш];
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять навыки словообразования существительных, подбирать существительные, подходящие по смыслу и звучанию;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику.

Ход занятия

Логопед: Маша, к нам в гости пришёл Буратино. Он хочет с вами поиграть. И для вас он выучил стишки. Предлагаю послушать:

Положили в миску каСку,

Надевал пожарный каШку.

Сладко спит в берлоге миСка,

На столе с салатом миШка.

Логопед: Маша, интересные стишки рассказал нам Буратино. Но, все ли слова он правильно сказал? (ответы ребёнка). Верно, он перепутал звуки в словах.

Логопед: предлагаю, помочь Буратино.

Пригласим его поиграть,

И всё за нами повторять.

Показывает ребёнку две картинки, где изображены насос и шарик 

Логопед: Маша, вспомни, какой звук издает насос, когда накачивают колесо?

Маша: звук «с-с-с».

Логопед: какой звук получается, когда из шарика выходит воздух?

Маша: звук «ш-ш-ш».

Логопед: Когда мы произносим звук [С], язык опускается за нижние зубы, дует холодный ветерок. Когда произносим звук [Ш], язык поднимается за верхние зубы, дует тёплый ветерок.

  1. Упражнение «Весёлый мяч»

Логопед произносит различные слоги со звуками [C] и [Ш]. Ребёнок должен на заданный слог поймать мяч, а на другой отбить его.

  1. Упражнение «Добавь звук, слог»

Логопед: Маша, я загадаю слова. А ты помоги Буратино отгадать их, закончив слово нужным звуком или слогом.

Звуки [C] или [Ш]: пё.., мы.., но.., малы.., анана.., ду.., фику.., ланды.., ле.., насо…

Слоги «СА» или «ША»: ли.., Са.., о.., Ната.., ка.., Да.., ко.., Ми…

  1. Упражнение «Доскажи словечко»

Логопед: закончи фразу подходящим по смыслу и звучанию словом, определи наличие звука [C] или [Ш] в слове:

      Ша-ша-ша – мама моет… (малыша).

Су-су-су – воздушный шарик я… (несу).

Ши-ши-ши – спать ложатся… (малыши).

Со-со-со – Миша катит… (колесо).

Шу-шу-шу – я письмо… (пишу).

Су-су-су – мишку видели в… (лесу).

  1. Упражнение «Назови, кто это?»

Перед ребёнка на столе лежат картинки с профессиями.

Логопед: играет в шахматы- шахматист.

Ведёт поезд-машинист.

Поднимает штангу-штангист.

Играет в футбол-футболист.

Играет на пианино- пианист.

Играет в хоккей- хоккеист.

Играет в баскетбол- баскетболист.

Играет на баяне-баянист.

  1. Пальчиковая гимнастика «КОШКИ — МЫШКИ»

Вот кулак,                                  (показать кулак левой руки)

А вот – ладошка,                       (раскрыть пальцы, ладонь вверх)

На ладошку села кошка.           ( «когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять.        (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались,       (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались   (спрятать кулак под правую подмышку)

  1. Упражнение «Назови ласково»

            Логопед: Маша, назови ласково следующие слова:

Изба – избушка, кума –.., зима –.., штаны –.., тётя –.., дядя –.., хозяйка –…, солнце –...,

хлеб –.., камень –.., пятно –..,дно –..,окно –..,дед –…

  1. Упражнение «Исправь ошибку»

            Логопед: Маша, послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

  1. Итоги

          Логопед: Молодец, Маша. Со всеми заданиями ты справилась. Буратино хочет рассказать свои стишки, предлагаю послушать:

           Положили в миску каШку,

           Надевал пожарный каСку.

           Сладко спит в берлоге миШка,

           На столе с салатом миСка.

Теперь Буратино не будет путать звуки [C] и [Ш].

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи у ребенка 3-4 лет с ОВЗ. Звук "А"

Занятие "Звук А" по формированию элементарных навыков звукопроизношения ребенка 3-4 лет....

Конспект образовательной деятельности. Формирование звуковой культуры речи. Звук «Ш». «Путешествие воздушного шарика».

Цель: создание условий для воспитания звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.Задачи:развивать артикуляционный аппарат;закреплять правильное произношение ...

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»...

Конспект занятия по формированию звукового анализа в старшей группе у детей с ТНР "Дифференциация звуков М-Н"

Занятие по формированию фонематического восприятия и звукового анализа у детей с ТНР...

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...