Речевые центры в группах дошкольного образовательного учреждения.
консультация по логопедии на тему

Захарова Наталья Сергеевна

Консультация для воспитателей коррекционных и общеразвивающих групп дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_tsentry_v_gruppah.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые центры в группах

дошкольного образовательного учреждения.

Уже доказано, что на развитие ребёнка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство и его наполняемость. Последнее время в связи с различными нарушениями у детей в речевом развитии у педагогов возникает вопрос не только о создании правильной развивающей речевой среды, но и коррекционной.   

       Согласно ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования работа по речевому развитию детей направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через:

    - развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

    - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;                              

    - практическое овладение дошкольниками нормами речи.

В связи с тенденцией инклюзивного образования в дошкольном учреждении просто необходимо создавать не только развивающую и коррекционную речевую среду, но и речевые центры начиная с младшего возраста!

      Речевой центр  -  представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр и игровой деятельности небольшими подгруппами, а также для индивидуальной коррекционной работы педагога.

В РЕЧЕВОМ ЦЕНТРЕ:

  • Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей.
  • Оснащение подбирается для решения развивающих и коррекционных задач и для удовлетворения потребностей актуального, ближайшего развития и саморазвития детей, и , что не мало важно, должно носить многофункциональный характер.
  • В оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало (или 2-3 индивидуальных зеркала), игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей, а также неотъемлемый атрибут – игрушка – «одушевлённый персонаж»  - «хозяин реч. центра.

Речевой центр в группе

для детей с задержкой психического развития.

  • Отличается принципом  соответствия возрасту и больше опирается на индивидуальные  физиологические и психические особенности детей посещающих группу. а также структуру речевых дефектов.
  • В наличии должно быть множество материалов и пособий различной тематики ( т.к.  в программе планирование по лексическим темам на неделю ) и соответствующих разновозрастным группам начиная с младшего и заканчивая подготовительным к школе возрастом.
  • Сам речевой центр перегружать пособиями нельзя – всё должно быть по минимуму и меняться еженедельно, а иногда и ежедневно!
  • В старшей группе деятельность детей в речевом центре ведётся только совместно со взрослым, а в подготовительной, в зависимости от контингента воспитанников, находящихся на коррекционном обучении, можно предоставлять материалы и  для самостоятельной деятельности.

- Основа речевого центра - дидактический материал, направленный на развитие:

Каталог речевого центра

  • 1. Дидактические игры и упражнения на карточках, словесные и настольно-печатные игры.
  • 2. Картинки, картины и репродукции картин.

НАПОЛНЯЕМОСТЬ:

  • Примерный перечень оборудования и материалов необходимых для реализации Программ на основе ФГОС можно просмотреть в приложениях сборника методических рекомендаций: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» – 2015 год.
  • Для речевого центра см. раздел таблицы по познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии и образно-символический материал; по игровой деятельности: для игр на ловкость и зрительного восприятия в средней, старшей и подготовительной группах.

Для группы для детей с ЗПР см.приложение по разновозрастной группе в разделе познавательное и речевое развитие.

ПРИМЕРЫ РЕЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ.   РЕКОМЕНДАЦИИ.

Это интересно детям! Изготавливать пособия и различные игры своими руками! Например: предметные картинки, используя фантики, по которым можно составлять описательный рассказ; или пособия для тренировки целенаправленной воздушной струи, которые можно подвесить к потолку! (по ФГОС д.б коллекция фантиков) Также предлагаю использовать различные подарочные коробочки для дидактических игр (см. памятку) или создать «магический» куб с кармашками (см. творческий проект).  Предлагаю использовать разноцветные маленькие шарики-ёжики – многофункциональные (см. авт.разработка).

  • И придумывать собственные интересные игры с использованием нетрадиционных материалов!!!                                                             (ПОКАЗ ПОСОБИЙ)
  •  Помните: культура речевой среды предопределяет культуру речи самих детей!                                                           ПРЕЗЕНТАЦИЯ далее…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Утренний сбор» как одно из средств организации свободного речевого общения воспитанников интегрированных групп Дошкольных образовательных учреждений".

«Утренний сбор» является одним из средств организации свободного общения детей с речевыми нарушениями в интегрированной группы  в дошкольном образовательном учреждении, а значит и развития их реч...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Рабочая коррекционно-логопедическая  программа«Коррекция речевых нарушений  в условиях дошкольного образовательного учреждения»Информационная карта программы        ...

Положение о методическом объединении учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

В документе отражены: общие положения фуекционирования МО, цели, задачи и содержание, формы деятельности методического объединения. Освящены вопросы организации деятельности, а также права и обязаннос...

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра» для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»

Положение о смотре-конкурсе: «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для речевого центра»для групп дошкольного образовательного учреждения МКДОУ«Тополек»...

«Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...